Премия Рунета-2020
Москва
+3°
Boom metrics
Москва26 декабря 2011 22:00

Москва будущего: Дизайнерские дома, калачи и «призраки» на дороге

Зарубежные эксперты посоветовали нашим специалистам, как можно осовременить столицу [обсуждение]

Нет, это были не просто фантазии на свободную тему «а вот неплохо бы»... На урбанистический форум, прошедший недавно в Москве, из Европы, США и Азии съехались эксперты в самых разных областях городского хозяйства. Зарубежные специалисты делились опытом и обсуждали, как сделать столицу России максимально комфортной для жителей. Свои идеи предложили также наши архитекторы, строители, экологи и бизнесмены. Уже сейчас власти готовят стратегию развития столицы, которая охватит главные сферы жизни города. Как же преобразится Москва?

НИКОГДА НЕ СПИТ

Первым делом специалисты обсудили имидж Москвы. И посетовали: во всем мире столицу по-прежнему воспринимают как неуютный, неприветливый, дорогой город с километровыми пробками.

- Мы просто не умеем показывать Москву, - заявил мэр Сергей Собянин. - А ведь в правильной подаче состоит важная задача для привлечения инвестиций.

Сейчас большинство крупных городов в мире продвигает масштабные проекты по созданию собственного бренда (логотипа, образа. - Прим. ред.). К примеру, знаменитая фраза «Я люблю Нью-Йорк» с сердечком в центре, придуманная аж 40 лет назад, сейчас миллионным тиражом печатается на майках, сумках и футболках... Свои бренды есть также у Берлина, Сиднея и Лондона.

По словам специалистов, бренд нужен любому мегаполису - не только для привлечения инвесторов, но и туристов.

- Правда, для начала нужно определиться, какой мы вообще представляем Москву, - сказал Гор Нахапетян, управляющий директор инвестиционной компании «Тройка Диалог». - Что первое должно всплывать в поисковике Интернета, когда набиваешь слово «Москва»? Кремль, Красная площадь или «Красный Октябрь»? Чего мы хотим от этого города? К примеру, я думаю, было бы неплохо использовать фразу «Moscow never sleeps» («Москва никогда не спит») из популярной песни для определения символа города. Москва действительно никогда не спит, и в этом ее отличие от многих современных городов.

Дизайнеры уже приступили к созданию городского бренда. В Интернете даже запустили несколько сайтов, где дизайнеры публикуют свои идеи. Так, одна из задумок - сделать бренд столицы из самого слова «Москва», вписав туда смайлик (улыбочку). В качестве слогана дизайнеры предлагают фразу: «Удивляйся, улыбаясь», намекая, что столица удивляет своим разнообразием (какой бренд Москвы хотели бы видеть наши читатели - см. в графике).

ТУРИСТ, НЕ ПЛАЧь, А ЖУЙ КАЛАЧ

От обсуждения бренда эксперты перешли к теме туризма.

- Главные проблемы Москвы в привлечении туристов - наличие визового въезда в страну и дорогая пассажирская перевозка, - считает руководитель столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько. - Остальные проблемы отрасли в столице можно решить за два-три года.

Так, в будущем году в Москве откроется 11 новых гостиниц на 2500 номеров, начнут переаттестацию гидов-переводчиков и экскурсоводов, а также запустят городской туристский портал - причем не только для компьютеров, но и для мобильников и смартфонов. На сайте появится информация о городских кафе, клубах, музеях, выставочных залах...

Есть и более свежие идеи.

- Сейчас все туристы едут в Барселону в основном за Гауди (архитектор, здания которого отличаются причудливо-фантастическими формами. - Прим. ред.), - говорит председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева. - Но ведь о Гауди знали не всегда! Была проведена долгая работа, чтобы сделать его работы популярными у туристов. В архитектуре Москвы есть множество пластов, и этим мы выгодно отличаемся от многих европейских городов. К примеру, архитектура русского авангарда зародилась именно в Москве. Мы могли бы сыграть на этом и разработать новые туристические маршруты, включив в них эти здания. В списке - несколько десятков построек.

Еще одна идея - возрождение московской кулинарии.

- Стоит вспомнить о московских калачах как характерном предмете города, - советует директор НП «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей» Наталья Никитина, которая, кстати, недавно наладила производство знаменитой коломенской пастилы.

ХОДИТЕ, ГРАЖДАНЕ, ХОДИТЕ

В городской застройке столичные власти пообещали уйти от типовых зданий в сторону дизайнерских проектов, разработанных для каждого района в отдельности.

- Уже с 2012 года при строительстве нового жилья на территории старых кварталов, где расположены ветхие дома под снос, будут разработаны и применяться новые нормы и правила по плотности застройки, - рассказал заммэра столицы по градостроительной политике Марат Хуснуллин.

Раньше на один квадратный метр ветхого жилья строили пять метров современного.

- С учетом транспортной нагрузки мы больше не можем позволить себе строить так плотно. Будем пересматривать нормативы, - добавил Хуснуллин.

Своими идеями поделился также голландец Ян Гейл, который консультировал власти крупнейших мегаполисов мира. По словам эксперта, важно «вернуть мегаполисы людям», то есть сделать их удобными для пешеходов. Поэтому одна из идей Гейла, которую уже применяют в Нью-Йорке и могла бы, по его словам, позаимствовать Москва, - запрет автомобильного движения на некоторых улицах и увеличение числа пешеходных зон.

ТРАНСПОРТ: ДАТЧИКИ ДВИЖЕНИЯ

- Для разгрузки города от пробок надо повышать престиж общественного транспорта, - заявил Джулиан Смит, специалист консультационно-аудиторской сети PwC. - Люди должны знать, через сколько времени подойдет другой автобус, как дойти до ближайшей станции метрополитена, где оставить свою машину.

Все это есть в программе создания системы интеллектуального транспорта, которую начнут развивать в Москве с будущего года. В нее входят, к примеру, обустройство «умных» светофоров, которые переключают свет в зависимости от транспортного потока, а также установка современных автобусных остановок с информационными табло. Есть и другие идеи.

- До сих пор мы вообще не знали реальных транспортных потоков в городе и учитывали всего две транспортные нагрузки - утренние и вечерние, - заявил гендиректор телекоммуникационной компании «Ситроникс» Игорь Темиров. - Но загруженность на дорогах возникает в течение всего дня. Поэтому для начала надо собрать информацию о том, сколько машин и в какое время на самом деле едет по городу.

Для этого уже в будущем году на столичных дорогах установят 1200 датчиков движения, которые составят «транспортную» базу данных Москвы. После этого станет ясно, какие дороги нуждаются в ремонте или расширении в первую очередь, где нужен дополнительный светофор или пешеходный переход.

В целом же транспортная программа рассчитана на ближайшие 10 лет. Эксперты планируют, что благодаря ей на 15 процентов повысится пропускная способность столичных дорог и на 17 процентов - средняя скорость движения. Кроме того, на 15 - 20 процентов сократится время поездки на личном авто и на треть - на общественном транспорте.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЕШЕХОДЫ

Отдельный «круглый стол» эксперты посвятили теме развития Москвы как города инноваций. Пока что, по данным аналитического агентства «2thinknow», столица стоит на 97-м месте из ста по степени использования современных технологий, уступая Парижу, Шанхаю, Лондону и Гонконгу.

Столичные власти подготовили программу, которая должна втащить нас в двадцатку самых продвинутых мегаполисов мира. Задача - использовать больше технических новинок. Среди них - пешеходные переходы с лазерным оборудованием. При включении красного сигнала светофора оно будет проецировать на проезжую часть виртуальные человеческие фигуры. Увидев их, водители по идее должны точно нажать на тормоз.

Проект запустят уже в следующем году. Подробностей в департаменте науки не раскрывают, но говорят, что для проведения эксперимента выберут улицу, которая давно нуждается в капремонте.

МНЕНИЕ

«Нужна глобальность в культуре»

- Прошедший форум показал, что Москву теперь можно воспринимать в глобальном контексте, как мегаполис мира, - говорит искусствовед, архитектурный критик Григорий Ревзин. - Сама постановка этого вопроса - новшество для столицы, ведь раньше городские власти не делали на этом акцента. Глобальный город - это пересечение многих потоков: денежных, товарных, идеологических, религиозных, этнических, культурных. Москва и сейчас успешно включена в мировые финансовые потоки. А вот в культурном плане этого еще нет. К примеру, у нас огромные театральные афиши, но о наших спектаклях мало знают в мире.

В московском подчинении 84 театра и еще примерно 80 - в федеральном. Почему бы не сделать хотя бы четыре из них англоязычными? Туда будет ходить современная московская публика, потому что престижно. Это важно и для самих актеров, ведь благодаря этому они смогут попадать в западное кино. Но главное - это привлечет иностранцев, а их уже сейчас очень много в столице.

Давайте обсудим!