Премия Рунета-2020
Иркутск
+7°
Boom metrics
Общество12 апреля 2012 22:00

Кому на самом деле принадлежала знаменитая шаль княгини Волконской?

Известный иркутский следователь Китаев утверждает: раритет - миф чистой воды
Источник:kp.ru
Кому на самом деле принадлежала знаменитая шаль княгини Волконской.

Кому на самом деле принадлежала знаменитая шаль княгини Волконской.

Фото: Яна ЛИСИНА

Совсем недавно иркутяне обсуждали волшебное (иначе никак не назовешь) возвращение на историческую родину редкого музейного экспоната - шали, принадлежащей якобы самой княгине Марии Волконской. В далеком 1975 году уникальный с исторической точки зрения предмет похитили из музея. По факту кражи музейного экспоната проводилось расследование, однако виновников не нашли. И вот спустя почти 40 лет шаль княгини с триумфом возвращают в Иркутск - ее обнаружили в 2000 году в Чите. Однако… эта шаль не имеет никакого отношения к декабристам! Бывший старший следователь по особо важным делам прокуратуры Иркутской области, известный иркутский юрист Николай Китаев доказал это. Именно поэтому 30 лет назад он прекратил уголовное дело по исчезновению из музея «раритета».

Как создавалась легенда

В 1970 году после одной из экскурсий в Доме-музее декабристов к сотруднице подошла женщина и сказала, что у нее есть шаль Марии Николаевны Волконской. Шаль якобы перешла к ней по наследству от матери, а той досталась от Трубецких. Так 31 декабря 1970 года ценный экспонат пополнил коллекцию дома-музея. А через 5 лет неизвестные преступники ее похитили. Историки забили тревогу: исчез раритет! К расследованию приступил Николай Китаев. В правоохранительные органы, музеи, ученым-декабристоведам, в государственные архивы страны были направлены десятки следственных запросов. Следователь встретился с дарительницей шали, которая рассказала очень интересные сведения.

Следователь Китаев разбирался в том, кому на самом деле принадлежит знаменитый музейный экспонат

Следователь Китаев разбирался в том, кому на самом деле принадлежит знаменитый музейный экспонат

- Я допросил Марину Перфильеву, которая передала в музей шаль, - вспоминает подробности дела Николай Китаев. - Она рассказала, что Варвара Филипповна Трубецкая (Родионова или Ларионова по девичьей фамилии), которая подарила ей шаль, принадлежавшую Волконской, была замужем за младшим сыном Трубецких, - говорит Николай Китаев. - В то время они жили в Кяхте по соседству. По рассказу дарительницы, жили Трубецкие замкнуто, ни с кем практически не общались. Мать Марины Перфильевой пользовалась расположением Трубецкой, потому что ее отец приходился самой Варваре Филипповне племянником, и помогала по дому: готовила пищу, убирала в комнатах. В доме у Трубецких был кабинет со старинной мебелью из красного дерева, много старинных книг, альбомы, картины, посуда и другие вещи. Трубецкая подарила матери Перфильевой шаль и сказала, что в Иркутске, где жил ее отец-купец, эту шаль в качестве свадебного подарка вручила ей княгиня Волконская. В Кяхте у семейства был магазин с вывеской «Трубецкой», принадлежавший ей. От отца ей достался капитал, и она им успешно распоряжалась, а сам Трубецкой не имел средств.

- В этом связном повествовании меня насторожило несколько фактов, - продолжает Китаев. - Во-первых, было странно слышать, что родственники декабриста Трубецкого занимались торговлей. Во-вторых, по утверждениям работников музея, младший сын Сергея Трубецкого Иван никак не мог быть женат на Варваре Родионовой-Ларионовой. Он был намного младше ее! Так кто же из ближайших родственников Сергея Петровича, носивших его фамилию, мог оказаться в родстве с Варварой Филипповной?

Шаль принадлежала… купчихе Трубецкой

Ответ на этот вопрос удалось найти благодаря документам, которые представили следователю видные ученые-декабристоведы. Академик Милица Нечкина сообщила, что у нее нет никаких данных о том, что какой-либо из сыновей князя Трубецкого умер и похоронен в Кяхте. Сопоставив все полученные архивные данные, Николай Китаев сделал сенсационный вывод: шаль никогда не принадлежала княгине Волконской, так как было достоверно установлено, что ее настоящей владелицей была мещанка, купчиха Варвара Трубецкая (однофамилица князей Трубецких!) из Кяхты. Ни она, ни ее муж никогда не общались с семьей декабриста Трубецкого.

- Точку в запутанной истории поставил ответ директора ЦГА Бурятской АССР Д.Ш. Бороноевой, - резюмирует Николай Китаев. - Зачитаю полностью уникальное свидетельство: «В документах Троицкосавской (ныне г. Кяхта) городской управы имеются следующие данные о Трубецких: 1) В списках владельцев торговых и промышленных предприятий по г. Троицкосавску на февраль месяц 1898 года значится кяхтинский 2-й гильдии купец Михаил Алексеевич Трубецкой с соответствующими документами на владение магазином в каменных рядах Осокина с мануфактурой, галантереей и другими товарами. Магазином заведовал сам Трубецкой М.А. Он же, купец Трубецкой, в книге записи мещанских домов г. Троицкосавска указан как владелец дома с постройками. 2) По ведомости и реестру оценочного в доход города сбора и сбора за очистку дымовых труб с владельцев недвижимого имущества г. Троицкосавска за 1912, 1913 годы проходит Трубецкая Варвара Филипповна, купчиха». Вполне понятно желание мещанки Варвары Филипповны Трубецкой приобщиться к знаменитой фамилии.

- Зачастую у нас, к сожалению, фонды музеев содержат весьма сомнительные экспонаты, - подытожил Николай Китаев. - Когда начинаешь проверять, оказывается, что этот экспонат не имеет никакого отношения к историческому лицу. Как и в нашем случае.

Так следователь Китаев развенчал легенду о «шали княгини Волконской».