Премия Рунета-2020
Москва
0°
Boom metrics
Москва13 мая 2012 22:00

Что делать, если соседи залили вашу квартиру

За последний месяц соседи залили мою двушку два раза. Протечки были небольшие, в основном пострадали ванная комната и санузел. Но в выходные опять случилась авария, и вода по перекрытиям дотекла до комнат. Теперь на потолке и стенах грязные разводы, дверь в гостиной не закрывается. Что делать в такой ситуации и куда обращаться?

Анна Иванцова. Юго-Восточный округ.

Как объяснили в столичном Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, если муниципальная или приватизированная квартира пострадала от протечек во время аварии систем водопровода, канализации, отопления, или от пожара, или по какой-нибудь другой причине, то действовать нужно так:

1. Сообщить о происшествии в аварийную диспетчерскую, обслуживающую ваш дом. При этом надо записать время, номер заявки и фамилию принявшего ее оператора. До приезда ремонтной бригады постарайтесь самостоятельно и в присутствии минимум двух свидетелей (родственников, знакомых) зафиксировать на фото и видео место аварии.

2. Далее по просьбе жильцов комиссия местной дирекции единого заказчика (ДЕЗ) или управляющей компании с главным инженером проводит обследование квартиры в присутствии:

- пострадавших;

- старшего по подъезду (дому);

- представителя организации, обеспечивающей эксплуатацию жилого дома (это может быть сотрудник той же ДЕЗ или управляющей компании);

- соседей (собственников, нанимателей, арендаторов), если авария в чужой квартире явно произошла по их вине.

3. Комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования места аварии в произвольной форме, в котором описывает причину повреждений, причиненный ущерб, а также делает вывод о действиях (бездействии), из-за чего все и случилось, со стороны или эксплуатационной организации, или владельца поврежденной квартиры, или другого физического или юридического лица. То есть обязательно указывается виновник. Акт подписывают все присутствующие при осмотре испорченного жилья, потом его заверяет подписью и печатью главный инженер ДЕЗ или управляющей компании. Если виновник отказывается визировать документ, тогда там делают запись об этом (до подписей всех остальных присутствующих на обследовании).

По одному экземпляру официальной бумаги получают виновник и пострадавший. Третий экземпляр хранится в ДЕЗ (управляющей компании).

4. На основании акта ДЕЗ или другая эксплуатирующая дом организация в течение в среднем десяти дней после аварии составляет список необходимых ремонтных работ с ценами (это так называемая расценочная опись). Документ официально, с указанием регистрационного номера и даты, вручают виновнику аварии. Если это сама ДЕЗ или другая эксплуатирующая фирма, то она должна все восстановить за свой счет. Если это соседи (собственники, наниматели, арендаторы), то раскошеливаются на ремонт они. Причем его могут сделать на выбор представители ДЕЗ, виновника или своими силами пострадавшие жильцы. Чтобы избежать возможных разбирательств, представителям пострадавшей стороны и ремонтной организации лучше заранее письменно согласовать сроки выполнения работ. Если порядок в квартире наводит ДЕЗ или другая жилищная организация, то приемка выполненного ремонта должна проходить по акту согласно расценочной описи работ.

5. Если соседи не желают отвечать за устроенную аварию, то ДЕЗ ремонтирует все на свои деньги, но только когда порушенная квартира находится:

- в собственности города Москвы (сдается внаем или в аренду);

- в собственности физического или юридического лица, с которым у ДЕЗ уже заключено соглашение о совместном владении строением. По этому документу жилец обычно передает ДЕЗ право сделать необходимый ремонт за счет бюджетных денег. Затем коммунальные службы вытрясают долг из виновника аварии через суд.

Если у пострадавшего собственника такого соглашения с ДЕЗ нет, тогда коммунальщики вправе лишь передать ему акт обследования. С этой бумагой он может подать иск в суд на вредных соседей, если, конечно, не удастся договориться с ними мирно. Так же решается и спор с ДЕЗ, если хозяин испорченной квартиры не согласен с оценкой и оплатой ущерба.

При этом споры по всем вопросам, возникающим при определении объемов необходимых после аварии ремонтных работ, вначале разрешаются организацией, управляющей жилым домом (ДЕЗ или другая управляющая компания). Так же представители коммунальных служб могут участвовать в принятии решения в суде, если виновники аварии и пострадавшие от нее сами не договорились о размере возмещения убытков и оплате выполненного ремонта.

Перечисленные правила обязательны для всех жилищных организаций города (ДЕЗ, управляющая компания и т. д.) независимо от форм собственности (согласно приказу Управления городского заказа № 55-48/1 и Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства № 5-37/1 от 12.03.01 г., приложение 2 «Положение о порядке проведения ремонта, связанного с повреждением жилого помещения»).

Обратите внимание: если ваше имущество застраховано по городской добровольной страховке (такая строчка обычно вписана в квитанцию на квартплату) или через другую выбранную вами страховую компанию, тогда ущерб возмещает страховая организация. В этом случае, чтобы получить компенсацию, обычно действовать нужно так:

- при наступлении страхового случая (залива, пожара и т. д.) как можно скорее связаться с аварийными службами;

- известить о случившемся свою страховую компанию в течение трех рабочих дней (или иного срока, указанного в договоре между владельцем квартиры и страховой фирмой) с момента обнаружения испорченного или уничтоженного застрахованного жилья и имущества;

- для получения компенсации предоставить в страховую организацию такие основные документы: заявление с указанием страхового события и повреждений; оригиналы и копии квитанций об оплате страхового взноса c отметкой банка о приеме платежа; паспорт; свидетельство о страховании жилья; документы, подтверждающие факт страхового случая, а также право собственности на жилье или право на его наем; банковские реквизиты для получения денег по страховке.