Корреспонденты «Комсомолки» проехали по местам, которым молва приписывает дурную славу.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Каждый день на дорогах Москвы происходят десятки аварий. И вроде ясно как день, что причина большинства ДТП - ошибки самих водителей. Но по Интернету гуляют упорные слухи: мол, есть на трассах столицы несколько аномальных зон, где печальная статистика аварий просто зашкаливает. Корреспондент «КП» отправился в рейд по дорогам с дурной славой, прихватив с собой для смелости целый отряд экспертов: участников группы «Московские охотники за привидениями» Вячеслава Климова и Илью Саглиани, а также руководителя школы искусства вождения Driving Art гонщика Дмитрия Болысова.
«СОННАЯ ЛОЩИНА» ЛЕНИНГРАДКИ
Уже несколько лет из блога в блог бродит список аномальных дорог столицы, на которых якобы постоянно гибнут в ДТП люди (см. «Информацию к размышлению»). Скажем сразу: официальной статистикой этот список никогда не подтверждался. «Люди говорят» - и все тут. Мы попросили пресс-службу столичной ГИБДД поделиться информацией, сколько аварий на самом деле произошло в мистических местах за прошлый год. По самым проблемным - где чертовщину подтверждают цифры - и отправились.
За рулем водитель с огромным стажем Дмитрий Болысов. Поворачиваем с третьего транспортного кольца на Ленинградский проспект - это один из фигурантов черного списка. Поговаривают, будто на этом месте водителей не-ожиданно начинает клонить в сон. Пеняют, что в советское время дороги прокладывали и расширяли без оглядки - а здесь было кладбище...
Мы тем временем медленно поворачиваем на Ленинградку, встав в вереницу еле катящихся авто.
- В глубине души я верю, что существует в нашем мире что-то необъяснимое, - делится Болысов. - Но на дорогах Москвы таких мест точно нет! Всему можно найти материалистическое объяснение.
Наконец вырываемся на Ленинградку, движемся в сторону области.
- Ну вот смотрите, - говорит эксперт по вождению. - Проспект окружен большими пробками. Проблема - на уровне физиологии! Люди долго стоят в заторах на узких улицах, пытаясь выехать на широкую дорогу. Внимание затормаживается, реакция ослабевает, и впрямь заснуть можно. И вдруг раз - нужно ехать в потоке на скорости 60 километров в час.
Тут Болысов резко тормозит: это «Ауди» из левого ряда решила ни с того ни с сего перестроиться на два ряда правее, ускорившись прямо перед нами.
- Видали, какие у нас люди на дорогах? - кивает Болысов. - Водители не планируют свой маршрут заранее. Захотелось уйти на какую-то развязку - взял да повернул.
«Московские охотники за привидениями» в этот момент изучают показания своих портативных приборов - магнитометра (измеряет электромагнитные излучения), электрометра (электростатическое поле) и еще пары диковинных штук, назначения которых я так и не смог уразуметь. Пока никаких отклонений.
Наш эксперт Дмитрий Болысов (слева) уверен: главная аномалия на дорогах Москвы - это безалаберные водители. Оттого машины бьются и люди гибнут.
Фото: Евгения ГУСЕВА
ЛОВУШКА ДЛЯ ЛИХАЧА
Следующая точка маршрута - Кутузовский проспект. Болысов везет нас к самому проблемному участку - неподалеку от Триумфальной арки (если ехать в центр). Кутузовский и на самом деле по количеству жертв за прошлый год - один из лидеров аварий: 14 погибших, 96 покалеченных.
Чем еще, кроме аномалий, объяснить такое количество кровавых ДТП на этой широкой и гладкой дороге? Среди гипотез и такая: в свое время под трассой была топь, много народу там сгинуло. Влияет многовековая зловещая аура...
«Московские охотники за привидениями» нашли на Кутузовском проспекте геопатогенную зону.
- Смотрите, эта дорога только кажется прямой, - развеивает миф прагматик Болысов. - Мы въезжаем на мост, и тут наклон полотна уходит резко вниз - под небольшой поворот. Разогнавшегося водителя начинает заносить. Ничего мистического, обычная физика: задняя ось разгружается, центр тяжести авто смещается, машину срывает. Вот-вот вылетишь на встречную полосу.
Останавливаемся на обочине и смотрим, сколько авто во втором ряду на повороте начинает резко и неожиданно тормозить. Эксперт прав: так поступает каждый третий-четвертый водитель.
- Ночью машин меньше, так многие люди на дорогих спортивных авто и до 150 км/час гоняют, - рассказывает специалист. - Удержать машину на такой скорости - это, считай, удача!
По словам Болысова, несколько лет назад на этом месте была крупная авария, и знакомые инспекторы ГИБДД попросили его поучаствовать в эксперименте - восстановить детали происшествия.
- Проводили его ночью, конечно же. Я разогнался до 120 километров, на этом самом снижении затормозил. Меня повело. Честно скажу, очень сложно было не вылететь. Так что совет лихачам: сто раз подумайте, прежде чем превышать здесь скорость!
Тем временем Вячеслав Климов и Илья Саглиани идут по обочине со своими приборами. Вдруг цифры на портативных экранах начинают хаотично метаться - аккурат посередине опасного изгиба на Кутузовском!
- Смотрите, - показывает Климов. - Показатели магнитометра резко выросли почти вдвое.
- Здесь геопатогенная зона, - уверяют «охотники». - Возможно, негативная энергия собиралась из-за того, что здесь в разное время происходили аварии, в которых погибали люди.
- Может, прибор реагирует на какую-то технику, находящуюся рядом?
- В условиях города это может повышать среднее значение процентов на 30, но тут - вдвое, - качает головой Саглиани. - Точно аномалия!
ВОТЧИНА ЧЕРНОКНИЖНИКА
Лефортовский тоннель называют в народе тоннелем смерти. В YouTube можно найти нарезки с камер видео-наблюдения - переворачивающиеся и крошащиеся о стены машины, грузовики и даже пассажирский автобус. Вообще, как утверждает всезнайка Интернет, эти места уже несколько веков имеют дурную славу. Многие связывают это напрямую с жившим здесь ближайшим соратником Петра Первого Яковом Брюсом, который увлекался астрологией и считался в народе колдуном.
Экспертов разделяем - Лефортовский тоннель они инспектируют в разных машинах, чтобы их мнения не зависели друг от друга.
- Не один и не два раза приходилось слушать людей, которые утверждали: в Лефортовском тоннеле они впадали в какую-то прострацию, - рассказывает «охотник» Илья Саглиани. - Сначала появляется чувство отстраненности, словно все вокруг замедляется. А потом, как по щелчку, они впадают на несколько секунд в сон. Этого времени хватает, чтобы выехать на соседнюю полосу или влететь в стену.
На входе в тоннель цифры на измерительных приборах исследователей потустороннего мира снова начинают увеличиваться. Здесь они даже выше, чем на Кутузовском! Более того, в руках у Климова загорается красным какой-то прибор и, не мигая, держится так секунд десять.
- Видите, есть тут все-таки что-то потустороннее! - торжествуют эксперты.
Высокие показатели магнитометра держатся около километра, а затем возвращаются к исходным двум сотням миллигаусов (единица измерения такая, будь она неладна.)
- Ну да, видео в Сети видели, - кивает сидящий за рулем другого авто Болысов. - Но никто из моих знакомых тоннель аномальным не считает. Смотрите, в тоннеле ширина полос существенно сужается, если сравнивать с третьим кольцом - примерно на метр. То есть расстояние между машинами сокращается. Затем - резкая смена освещения в дневное время, после солнца въезжаешь под лампы. Плюс многие в закрытом пространстве себя неуютно чувствуют. Просто реакция организма. Может, даже кому-то что-то кажется, в сон клонит. Но главная проблема другая - здесь многие водители превышают скорость, рискуя не только собой, но и жизнями других людей, оказавшихся в тоннеле.
По статистике ГИБДД, в той части Лефортовского тоннеля, что по внешней стороне третьего транспортного кольца, в 2011 году была всего пара ДТП. В них погибли 2 человека, еще один серьезно пострадал. На «гиблое место», к счастью, никак не тянет...
Так что нечего, товарищи, на мистику пенять! Как говорится, на Бога надейся, а ПДД не игнорируй.
МНЕНИЕ ФОЛЬКЛОРИСТА
«В леших и НЛО верить проще»
Варвара ДОБРОВОЛЬСКАЯ, завотделом Государственного республиканского центра русского фольклора:
- Конечно же, я и сама слышала много подобных баек о дорогах, где постоянно бьются машины. Многие объясняют странности, которые происходят на том или ином месте: мол, когда-то здесь было кладбище, а потом его разрушили и пустили по могилам машины. В большинстве случаев, может, и погоста тут никакого не было, но люди о нем все равно продолжают говорить. Хотя какая-то отправная точка для возникновения таких разговоров, безусловно, должна быть. Например, начало того же Кутузовского проспекта в Дорогомилове действительно проходит по территории старого кладбища. Через поколения два об этом факте забудут, но об ауре этого места будут продолжать говорить. Это называется народной памятью.
А вообще людям свойственно объяснять непонятные вещи мистикой. Мое глубокое убеждение: русский народ как общность нерелигиозен. Число истинно верующих гораздо меньше числа людей, которые ходят в церковь. А суеверны мы поголовно. Кто-то верит в сказки про леших, кто-то - в НЛО, кто-то - в черных кошек, перебегающих дорогу. Вера в Бога предполагает постоянную работу души, а в нечисть верить гораздо проще и интереснее.
При передаче из уст в уста количество аварий неуклонно растет, люди вольно или невольно выдумывают новые подробности. То есть все это работает ровно по той же схеме, что и века назад у наших предков.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Цифры против слухов
Итак, мы взяли в Интернете часто цитирующийся список «гиблых мест» и впервые в истории дополнили его официальной информацией ГИБДД за 2011 год. Вот что получилось.
ОФИЦИАЛЬНО
10 cамых опасных дорог столицы *
* По количеству ДТП. Данные УГИБДД по г. Москве за 2011 год.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Чертовщина за МКАД
Власти города Наро-Фоминска Московской области летом прошлого года официально объявили один из участков Киевского шоссе аномальной зоной. И даже установили соответствующий щит: «Внимание! Аномальная зона. 66 - 69 км. Сбрось скорость! 20 погибших».
- Никаких аномальных зон в принципе не бывает, - отрезали в ГИБДД Московской области. - Есть только аварийные участки. К появившемуся под Наро-Фоминском щиту мы никакого отношения не имеем. Это чиновники на совещании у себя услышали, что там три аварии случилось, и решили объявить трассу аномальной...
Такой упреждающий билборд власти Наро-Фоминска еще год назад установили на 66-м километре Киевского шоссе.
Местные жители, кто постоянно мотается по этой дороге, о регулярно случающихся на 66 - 69-м километрах трассы ДТП тоже рассказывают. И машины здесь в кюветы уходят, и пешеходов сбивают. Только, как и гаишники, не видят в трагедиях никакой аномальщины.
- На мой взгляд, все объясняется проблемой с пешеходными переходами, - рассказал нам житель Наро-Фоминска Алексей Смирнов. - Трасса очень оживленная, многие водители знаки игнорируют. Пару раз я сам был свидетелем наездов на людей. Еще есть отрезок, когда пытающиеся проскочить светофор до желтого света водители из-за перекрывающего обзор железнодорожного моста на повороте не успевают среагировать на пешеходов. На этом отрезке все как-то неудобно устроено.