Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Москва27 сентября 2012 22:00

Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития: Льготы на детей у нас получает даже Роман Абрамович

Что изменится в здравоохранении, образовании и обеспечении льготников столицы, рассказал Леонид Печатников [аудио]
Сейчас в столичных больницах нередко лежат те, кто почти здоров и вполне может долечиваться дома.

Сейчас в столичных больницах нередко лежат те, кто почти здоров и вполне может долечиваться дома.

ИЗ БОЛЬНИЦ СТАНУТ ВЫПИСЫВАТЬ БЫСТРЕЕ

- В последние два года после вступления в должность мэра Сергея Собянина на наше здравоохранение свалились огромные деньги. Только на закупку медицинского оборудования из федерального и городского бюджетов поступило более миллиарда евро. И нужно рационально их использовать. Поэтому мы будем постепенно приближаться к европейским стандартам оказания медицинской помощи. Я не обещаю москвичам, что они попадут на прием к узкому специалисту в тот же день, когда придут в поликлинику. Такого нет нигде в мире. Конечно, экстренную помощь они получат сразу, а плановой консультации врача узкой специализации придется подождать. Но при этом в каждой участковой поликлинике всегда будет работать терапевтическое отделение с врачами общей практики и аппараты УЗИ скринингового уровня. Больного сначала должен осмотреть терапевт, оказать первую помощь и дальше при необходимости записать его на прием к нужному специалисту.

В больницах у нас сейчас лежат неделями даже тогда, когда больной уже вылечился. Потому что по нормам ОМС пациенту с определенной болезнью положено находиться на больничной койке конкретное количество дней. Иначе больница не получит от страховой компании положенные деньги. Это идиотский стандарт! Больница должна получать деньги за законченный случай независимо от того, три дня больной там находился или тридцать три. Больнице надо довести пациента до выздоровления и передать на долечивание в поликлинику. Во всем мире не стесняются говорить: мы госпитализируем только в тех ситуациях, когда это необходимо. Наша система здравоохранения будет теперь строиться именно так. Иначе не хватит никакого бюджета.

«Из-за мигрантов бюджет теряет миллиарды рублей»

- В городском здравоохранении и образовании сейчас огромной проблемой являются мигранты. Москва, говорю об этом с горечью и гордостью одновременно, стала центром медицинского туризма. Гастарбайтеры приезжают к нам рожать, как за границу. У поэта Александра Галича есть такие строчки: «Я-то думал - как-никак заграница, думал, память как-никак сохранится, оказалось, что они голодранцы, понимают так, что мы - иностранцы!». Понимаете, мы для них заграница. Они едут сюда необследованные, поэтому в Москве растут цифры материнской и младенческой смертности. Если считать отдельно москвичей, то у нас смертность грудничков в возрасте до года на уровне 4,5 на одну тысячу детей. Это хороший европейский показатель. Но поскольку на него накладываются приезжие, то эта цифра вырастает почти до 7. Однако мы будем и дальше оказывать помощь роженицам-немосквичкам, потому что у нас есть клятва Гиппократа. Мы не можем бросить женщину, из Киргизии она или из Узбекистана, если она приехала на сносях и у нее начались родовые схватки.

Я не сторонник уменьшения количества мигрантов. Я сторонник их полной легализации. Мне самому довелось пять лет быть трудовым мигрантом в Париже. Со мной заключал контракт университет, где я работал. После этого я шел в префектуру, и, пока не предъявлял там полис обязательного медицинского страхования, мне никто разрешения на работу и вид на жительство не давал.

Сейчас мы просим московских промышленников и предпринимателей создать добровольный фонд, куда они будут платить некую страховую сумму за каждое рабочее место для иностранца. Ведь московское здравоохранение и образование ежегодно теряют из-за мигрантов пять миллиардов бюджетных рублей. Мы должны им оказать врачебную помощь, мы должны взять детей в школу независимо от того, приезжие они или москвичи. Это все стоит денег. «Давайте хотя бы частично это компенсируйте», - говорим мы работодателям. Многие из них уже откликнулись. Теперь мы торгуемся, сколько они будут выделять за каждое рабочее место.

ВСЕХ ДЕТЕЙ ПРОВЕРЯТ НА НАРКОТИКИ

- Я против «нуля» (действующая норма предельного содержания алкоголя в промилле для водителей. - Ред.). Это создает поле для коррупции. Нуля может и не быть. Все равно нам надо заложить какие-то промилле в норму, потому что, если даже человек не выпил алкоголь, несколько градусов есть и в квасе, и в морсе. Там, где есть брожение и сахар, всегда может быть градус алкоголя. Эта норма ведь не случайно была придумана в странах Европы. Но мое твердое убеждение: пьяного за рулем надо лишать прав пожизненно. Особенно если он попал в аварию и погибли люди.

Я также сторонник того, чтобы все дети в обязательном порядке обследовались на содержание наркотиков в крови. Мы в Москве уже готовы это делать. Конечно, родители могут заявить, чтобы их ребенка не обследовали. Но я не могу представить себе психически здоровых родителей, которые не захотят узнать, что кто-то их ребенка подсадил на наркотики, и не захотят его вылечить. У нас на учете есть 9-летние наркоманы. Дети не виноваты, их сажают на иглу.

ЗАЧЕМ МИЛЛИАРДЕРУ 300 РУБЛЕЙ?

- Я не вижу в «цензе оседлости» для пенсионеров никакой социальной несправедливости. Все федеральные льготы, которые положены, выплачиваются. Мы говорим только о льготах, которые идут из московского бюджета. Мы посчитали справедливым, что с 1 января 2013 года многие городские доплаты будут выплачиваться не всем подряд, а только тем, кто прожил в Москве определенное количество лет и платил здесь налоги.

Все льготные пособия постепенно станут адресными и будут оформляться по заявительному принципу. Как только это произойдет, у тех льготников, кто действительно нуждается в бюджетных деньгах, нынешние пособия смогут вырасти минимум в два раза. Ведь сейчас, если тебе положено пособие или соцпомощь, ты от нее отказаться не можешь. Все многодетные родители у нас получают на третьего ребенка пособия от 300 до 500 рублей и разово - 5000 рублей. Министр правительства Москвы, глава Департамента соцзащиты Владимир Аршакович Петросян - многодетный отец, у него трое детей. Он тоже получает пособие на третьего ребенка. Он решил отказаться от этих денег, ведь он министр, у него немаленькая зарплата. Но выяснилось, что отказаться от этого невозможно. Потому что раз по закону положено, то деньги автоматически выплачиваются всем, кто имеет на них право. У Абрамовича, кажется, семь или восемь детей, но он тоже получает на каждого ребенка, начиная с третьего, эти 300 рублей. Поэтому и нужен заявительный принцип. Лучше мы будем платить больше реально бедным людям, чем богатым, которые даже понятия не имеют, сколько им там капает.

Многие женщины из Средней Азии специально приезжают в Москву в положении, чтобы родить детей под присмотром хороших врачей.

Многие женщины из Средней Азии специально приезжают в Москву в положении, чтобы родить детей под присмотром хороших врачей.

Фото: Евгения ГУСЕВА

У нас безумное количество других таких же пособий и разной помощи. Моя мама, врач с 50-летним стажем, пенсионер, вдова участника войны. Ей приходит бумажка из центра соцобслуживания с приглашением получить два килограмма гречки и килограмм сахара-песка. Ей положено. Она мне говорит: «Сынок, мне идти далеко, дай мне машину». Я отвечаю: «Мам, как ты это себе представляешь? Ты подъезжаешь к социальному центру на «Мерседесе» с правительственными номерами, берешь два килограмма гречки и на нем же едешь домой». Это смешно, но ведь все эти килограммы гречки выливаются в миллионы и миллиарды. Я маме отказал и купил ей эту гречку. Вот такая наша психология: «Мне положено». Впрочем, ей это в любом случае положено. Но ведь у нас есть и другие люди, которые реально не нуждаются. Поэтому с каждым будем работать индивидуально.