Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды17 октября 2012 22:00

Сергей Маковецкий: «Мы сделали фантастическое кино. И не уводите разговор в сторону!»

Сегодня - финальные серии фильма «Жизнь и судьба», и мы решили поговорить с актером Сергеем Маковецким, который сыграл одну из главных ролей - физика Штрума [видео]
Герой Маковецкого изобрел ядерную дубинку. Хотя на вид он человек безобидный.

Герой Маковецкого изобрел ядерную дубинку. Хотя на вид он человек безобидный.

Наш звонок застал актера на съемочной площадке. Возможно, он репетировал роль Гая Юлия Цезаря и не успел выйти из образа. И интервью получилось своеобразным.- Сергей Васильевич, премьера фильма «Жизнь и судьба» стала одним из самых обсуждаемых событий телевизионного сезона...

- Серьезно? И где же идут бурные споры?

- На телевидении, в газетах, в Интернете... Вы увидели ту зрительскую реакцию, на которую рассчитывали?

- А я фильм ни с кем особо не обсуждал.

- Но чье-то мнение важно для вас?

- Для меня важно мое собственное мнение. Вас оно интересует? Тогда записывайте: это удивительно глубокое, настоящее кино, где есть абсолютная достоверность в мизансценах, декорациях, костюмах, в существовании персонажей. Записали? Идем дальше: удивительные и потрясающие актерские работы! Это сделано честно, и это большое российское кино. Вот мое ощущение после просмотра первых трех фильмов.

- В передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» обсуждали ваш фильм...

- Я не смотрел эту передачу. Кстати, добавлю еще эпитет «грандиозно» в отзыв о фильме

- У Соловьева основной спор разгорелся вокруг роли Сталина и в войне, и в книге. На ваш взгляд, это правильное прочтение фильма? Он об этом?

- Если вы внимательный зритель, то поймете: главное в фильме это то, что все персонажи обрели на экране человеческое лицо, извините за пафос. Вот и все. О роли кого бы то ни было я сейчас говорить не буду и не хочу. Понимаете, нельзя из огромного количества человеческих судеб вычленять что-то одно и говорить, что это главная судьба эпохи.

- А чем вызван в обществе интерес к войне, хотя прошло уже больше 70 лет? Вы за последние годы снялись в четырех фильмах о войне...

- Давайте не уводить разговор в сторону. Мы обсуждаем конкретную книгу, конкретный фильм. И в нем очень много современности, много сегодняшнего взгляда. А самое главное - достоверности героев. Вы им верите? Так вот мое мнение: фантастический роман, плюс фантастический режиссер, плюс фантастический оператор, плюс фантастические артисты, в сумме это дает большое российское кино. Я надеюсь, вы мое мнение правильно подадите.

ЗАЦЕПИЛО!

Все небезнадежно

Успех фильма «Жизнь и судьба» свидетельствует: а мы не такое уж быдло

Еще никогда реклама не смотрелась в телевизоре так глупо. Подозреваю, что в момент, когда фильм «Жизнь и судьба» прерывался роликами про зубную пасту, рекламодатели испытывали крайнее смущение и жалели потраченные деньги. Это был конфликт добра и зла, вечного и сиюминутного. И в каждом контрапункте на стыке кадров слышался если не приговор, то диагноз.

Первую, так и не написанную заметку об этом многосерийном фильме я придумал еще до того, как посмотрел кино. Российское ТВ настолько предсказуемо, что не нужно быть медиумом, чтобы понять, что ты увидишь в следующую секунду. Достаточно включать телик хотя бы раз в неделю. Мозг привычно подсказывает следующую мизансцену, стоит мельком взглянуть на экран. Давно оставлены попытки снять кино «для головы»; считается, что ничего сложнее «Глухаря» массы все равно не съедят.

И с экранизацией Гроссмана, казалось, заранее все понятно. Грех не экранизировать модный в нашу пору исторический сюжет. Успех приторных, но успешных комиксов («Жуков, «Фурцева», «Зоя», «Чкалов» и т. п.) бьет под дых. Публика употребляет такое с удовольствием, расходы отобьются почти со 100-процентной гарантией. А чтобы наверняка, позвали медийных Балуева с Дятловым - и пофиг, что с каждой новой телеролью их все сложнее воспринимать иначе как Балуева с Дятловым. Частят. Хорошо еще, что Башарова с Авериным не позвали. Хотя, может, не уговорили. А то, что фильм снял не запятнавший себя Сергей Урсуляк, - так наше телевидение и не таких под себя затачивало.

Но закаленные опытом ожидания порвались в клочья. Урсуляк позволил себе немыслимое: он не заигрывает со зрителем, не адаптирует «умное» под рамки формата, как это было принято до сих пор. Ближайшая и неизбежная ассоциация - «Война и мир» Сергея Бондарчука. Длинные, тихие кадры - и ни одной фальшивой ноты. Это тем более странно, что в числе актеров, занятых в картине, немало тех, кто врал нам, и не раз, - лживой игрой, натужными интонациями. Так, значит, дело было не в них?.. Орды телережиссеров просто обязаны разобрать «Жизнь и судьбу» на отдельные кадры и хотя бы попытаться, чтобы и у них актеры играли так, как это делали герои Маковецкого и Михалковой в поезде. Когда одними глазами.

Сцен, от которых мурашки, в «Жизни…» каждую минуту. Мать падает на могилу сына - эта сцена просто должна была стать минным полем, на которой обязательно бы подорвался среднестатистический режиссер. Урсуляк снял в роли Людмилы Штрум свою жену Лику Нифонтову, и это тот редкий случай, когда семейственность следует поощрять. Людмила укрывает заснеженный могильный холмик шалью - в этот момент ты понимаешь про жизнь что-то такое, что до сих пор ускользало и что нельзя выразить словами.

Фильм вышел в странное время, когда все в тумане, когда «патриот» и «либерал» - это антонимы и изощренные ругательства одновременно, а рассвета в ближайшем будущем не предвидится. Кажется, все в мире давно определились, как относиться к тирании и диктатуре чего бы то ни было, а мы до сих пор не закрыли старые гештальты. И, судя по всему, будут новые.

Это ведь не в России, а в Великобритании роман Гроссмана стал национальным бестселлером. Зато у нас полно тех, кто со сладострастием называет «настоящее имя писателя» и рассуждает о том, что Гроссман, конечно, посредственность, а прославился только потому, что его вовремя запретили. «Типа Солженицына», - уточняют особо продвинутые.

Очевидно, что это был страшный риск. Хорошо снятое телевизионное кино стоит миллионы долларов, и единственный способ отбить расходы - продать рекламу. А не было бы рейтингов, задорого не продали бы. Канал «Россия 1» рискнул. То ли потому, что госучреждение может позволить себе смелые эксперименты, поскольку имеет финансовую подушку на случай провала. То ли потому, что там почему-то еще верят в зрителей. И в Урсуляка, конечно. Может, мы и правда не такое уж быдло?

Вряд ли высокопоставленные чиновники, дававшие добро на съемки, не видели параллелей романа, пусть не столь очевидных, с сегодняшними реалиями. И все равно дали денег режиссеру. А значит, все не так безнадежно. С нашей жизнью и судьбой.

Сергей ЕФИМОВ

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Парадное лицо

Почему не веришь фильму Сергея Урсулюка

- «Виллис» в 42-м - это смешно! - Мой приятель искренне возмущался. - Масло в пайке - фантастика! Ну как это можно смотреть?

Лично меня эти катастрофические огрехи режиссера Сергея Урсуляка ни капельки не задели. Я из тех толстокожих зрителей, которых даже погоны в начале

войны не могут отвлечь от смысла повествования. Правду, на мой непросвещенный взгляд, создают актеры. Их игра, руки, лица.

Вот я - про лица.

Трагическая и полная драматизма сцена. Мать, преодолевая преграды, пробирается к раненому сыну. Узнает о его смерти. Идет на кладбище...

Все выдержано, на мой взгляд, фантастически правдоподобно. Наскоро сбитые таблички на могилах, саквояж на снегу, драповое пальто и пуховый платок героини. Очень трогательная актерская игра Лики Нифонтовой. Переживания на красивом, как будто только что от стилиста, лице. Брови подведены, ни единой морщинки, великолепный макияж... И это в Сталинграде 1942 года... Актеру-то веришь. Картинке - ни капельки. Вы сегодня, без взрывов и бомбежки, до Волгограда прокатитесь в плацкартном вагоне, а потом пешком по городу... Уверяю, на съемку в глянце вас не возьмут. Даже на паспорт не стоит фотографироваться в таком виде...

Ровные белые зубы героев в лагерях и окопах что-то неуловимо делают с доверием. Упитанные парни с сытыми глазами в окровавленных телогрейках смотрятся, мягко говоря, странно. Холеные руки, аккуратные прически...

Уверен, что наши великие актрисы - та же Нонна Мордюкова - пользовались услугами стилистов и использовали какие-то женские хитрости... Но как-то получалось же сделать так, чтобы об этом никто не подумал.

Говорят, мелочей в кино не бывает. Бывает. «Виллис» в 42-м - это мелочи.

Павел САДКОВ