Премия Рунета-2020
Барнаул
+8°
Boom metrics
Звезды2 ноября 2012 5:53

Сергей Майоров: «Каждый второй барнаулец посмотрел «Папоротник»

В гостях у «Комсомольской правды» побывал известный телеведущий [фоторепортаж]

Эта осень подготовила для барнаульских киноманов сюрприз - долгожданную премьеру на канале СТС фильма «Пока цветет папоротник». Первая серия побила все мыслимые рекорды – каждый второй житель краевой столицы прильнул к экрану. Большая часть съемок проходила на Алтае, за четыре месяца съемочная группа «накатала» без малого 10 тыс. километров. В «Папоротнике» засветились местные актеры и музыканты. О фильме, потрясающей энергетике Алтая и «упертости» его жителей мы поговорили с Сергеем Майоровым телеведущим, актером и продюсером.

- Стоит ли нам ждать продолжения «Папоротника»?

- Я не готов ответить на этот вопрос по той простой причине, что мы еще не до конца насладились фильмом. «Папоротник» может быть законченным произведением, а может иметь окончание. Нужно понять, насколько мы соскучились по фильму. Хотя встретиться еще раз с Евгением Бедаревым, Максом Шинкоренко и актерами мне очень хотелось бы.

- Те, кто хоть раз побывал в Горном Алтае, говорят о его потрясающей энергетике. Во время съемок происходили чудеса?

- Чудеса происходили повсеместно. К примеру, в момент съемок в Барнауле вдруг заработали фонтаны. (смеется). А на съемках в Горном Алтае мы видели, как над нами собираются грозовые тучи. В ожидании ливня с ураганом мы подняли глаза к небу и сказали: «Бог, помоги нам, пожалуйста! Так хочется солнца!» Гляжу – оператор уже складывает домик из камней, чтобы ублажить духов и попросить хорошей погоды. Хотите - верьте, хотите – нет, но через 15 минут небо прояснилось… .

- А как насчет смешных случаев на площадке?

- Даже не знаю, с чего начать. Мы построили дом колдуна, обнесенный частоколом. Надеялись, что он останется на память, и туда местные жители будут водить экскурсии, как к местам съемок «Гарри Поттера» в Лондоне. Но люди разобрали дом по бревнышкам – им не нужен памятник, им нужно как-то пережить предстоящую зиму. А еще было вот что - Елена Николаева, исполнительница роли Олеси Мурашовой, очень хотела ребенка, в Горном Алтае она даже сложила домик из камней и загадала желание. В момент съемок фильма она узнала, что ждет малыша. А на озвучивание роли Елена приходила уже с лялькой на руках.

- Ваше ощущение от съемок на Алтае?

- Это был большой праздник, который подарил режиссер-постановщик фильма Евгений Бедарев. Он так любит свой родной край и с такой нежностью и теплотой показал его, что уже сотни тысяч зрителей «Папоротника» собираются сюда приехать. И я влюбился, и все члены съемочной группы считают Алтай самым красивым местом на планете. Вот когда кто-то из знакомых-родственников приезжает в Москву и говорит, какие же вы счастливые, что живете здесь, я внутренне возмущаюсь! Я считаю Москву одним из самым тяжелых городов мира. Меня многое раздражает в моей родной Москве – и люди, и хамство, и агрессия на дорогах. А вот когда ты приезжаешь, к примеру, на Байкал или в Горный Алтай, то понимаешь, воздух чист, перспективы для глаз просто колоссальны, и начинаешь восстанавливаться. Когда выходишь утром из палатки, чувствуешь: «Вот оно счастье!» Ты можешь орать, можешь петь и при этом ты напугаешь только нескольких медведей, потому что остальные воспринимают это совершенно благосклонно. Через два дня в Горном Алтае подходишь к зеркалу и видишь человека, помолодевшего лет на десять. Кожа пожирает тоннами свежий воздух, приговаривая при этом: «Давай еще, пожалуйста, не уезжай!» Каждый раз, когда я приезжаю в Барнаул или на Алтай, я вижу огромное количество красивых людей с нормальными лицами. Нет лучшего пилинга, чем алтайский мед с гречихой. Я видел, как наши девушки с утра до ночи втирали в себя этот мед.

- Можно ли назвать Горный Алтай излюбленным местом отдыха. Как часто вы бываете на Алтае?

- Мой прадед попал на Алтай во время ссылки немецких ремесленников в Сибирь. Здесь, в Славгороде, родился мой дед. В детстве мы ездили поездом в Барнаул, и это было настоящее приключение – половину страны проехать! Помню и поселок Яровое, и Кулунду. В сознательном возрасте я впервые приехал сюда лет пять назад. Все прошлое лето я провел именно здесь на съемках. Совмещал полезное с приятным. И вот сейчас я приехал на презентацию нового сезона телеканала СТС. В Барнауле рейтинг «Папоротника» зашкаливал - 50%. И я захотел сказать спасибо барнаульцам за внимание к нашему фильму.

- Если пропустить хотя бы одну серию «Папоротника», то потом подключиться к фильму вновь будет сложно – смысл утерян. Почему вы выбрали именно этот формат?

- Да, в сериале можно пропустить хоть 50 серий, а потом включить телевизор и легко понять, в чем дело. «Пока цветет папоротник» не сериал, а телевизионный художественный фильм. В Советском Союзе этот формат был всегда любимым и востребованным. Вспомните такие шедевры как «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «ТАСС уполномочен заявить», «17 мгновений весны». Если там пропустить хотя бы одну серию, то уже непонятно, о чем дальше история. Поэтому «Папоротник» в классическом понимании телевизионный художественный фильм. И нам очень хотелось быть достойными предшественников.

- Вы сразу поверили в этот проект, когда к вам пришел известный кинорежиссер Евгений Бедарев?

- Я никогда не был продюсером художественного кино. Во время съемок в фильме Жени «Новогодние сваты» он рассказал мне, что у него есть идея «Папоротника» и в нем роль для меня - роль главного редактора. Я прочитал синопсис и влюбился. Предложил Жене написать сценарий для телевидения. Женя приезжал ко мне на дачу и там писал, закрываясь в библиотеке. А когда я спросил: «Когда начнем снимать?», он ответил – «Когда найдем генерального продюсера». Интересно, а где же его искать, может выйти на улицу и заорать: «Кто гениальный генеральный продюсер»? У Жени уже были попытки поиска продюсеров, но идея никого из них особо не впечатлила. А я заметил, что у Бедарева невероятная алтайская упертость. Мне бабушка рассказывала, что и дед наш этим отличался. На мой взгляд, локальная особенность жителей Алтайского края - феноменальная упертость (смеется). С выбранного пути не свернут. Кстати, в тот момент Жене предложили снимать фильм «Карусель», действие которого происходило бы в супермаркете. Корпоративное кино рекламного характера. И гонорар предложили большой. Были искушения. И Женя мучился, снимать его или нет. А потом решил – не стоит размениваться. Эта упертость, в хорошем смысле слова, заразила меня. Я спросил: «Ты уверен, что это будет круто и хорошо?» Он говорит – «Да! И я уверен, что ты можешь стать продюсером». Он объяснил, что я должен для этого сделать. Вот я пошел и сделал.

- Что вы лично поправили или изменили в сценарии Евгения и Дмитрия Бедаревых?

- Мне приятно, что какие-то подсказанные мною, фразы и диалоги братья Бедаревы оставили в фильме. Я не могу сказать, что приложил руку к созданию сценария, но я отчасти его отредактировал. И в отборе актеров окончательное слово было за мной, но в 99% случаях наши вкусы и взгляды с Евгением совпали. В одном случае, мне не нравился актер N, я хотел его поменять, но Женя переубедил, и потом в процессе съемок я изменил свое мнение. Я рад, что в фильме по моему приглашению снялись Аня Невская, Вера Кузьминична Васильева, а в роль одной из поварих сыграла моя подруга Таня Агафонова. И пусть роли эпизодические, они сделали их яркими и запоминающимися.

- А вы заприметили кого-то из алтайских актеров, которые могли продолжить участие в следующих проектах?

- Наш «Папоротник» выполнил еще одну важную миссию - фильм обеспечил работой большое количество алтайских актеров. Есть совершенно фантастические ребята из Горно-Алтайска, из Молодежного театра Алтайского края, из Кузбасса. Они играют в маленьких эпизодах, но разве могли бы они рассчитывать на то, что попадут на большой экран центрального телеканала. Вряд ли! Это большая трагедия для современных актеров. К примеру, раньше, когда работала Свердловская киностудия, большинство актеров, живущих за Уралом, могли сниматься на этой студии. Сейчас Москва является для актеров центром притяжения. Выпускники театральных институтов едут в столицу за работой. Но на это готовы далеко не все, а только самые отчаянные. Ну, вот что делать талантливой актрисе, у которой двое детей и муж живут в Барнауле? Именно поэтому одно из условий Жени было такое – снимать и алтайских актеров. Ну и отлично! Это же удешевляет смету - не нужно везти людей из Москвы, тратиться на билеты, проживание в гостинице и суточные. Экономический успех фильма еще и в том, что он оказался не очень дорогим.

- У проекта очень красивый сайт…

- Сайт нам достался вместе с проектом от фонда «Народное кино», деятельность которого нельзя назвать особо успешной. Да, Женя мечтал снять кино на «народные» деньги. Но, к сожалению, люди у нас такие, что просто так рубля на кино не дадут. Сумма, которую собрала компания Евгения, была чуть более 1 млн. рублей. Эти деньги были потрачены на региональные кастинги, которые проходили в Новосибирске, Кемерово и Барнауле, на создание сайта и проведение конкурсов (в фильме звучит много песен барнаульских и алтайских рок-групп и поп-исполнителей). Понимая, что фильм запускается, было принято решение, что «Народное кино» лишь поддерживает этот проект, а у фильма появляется продюсерская компания и генеральный продюсер. Замечу, что Женя полностью взял на себя ответственность за деятельность фонда, и те, кто так или иначе участвовал в этом проекте, будут упомянуты в титрах.

- Вы скептически настроены насчет идеи собрать деньги «в народе»?

- В нашей стране инвестором может стать любой человек. Наш народ устроен так, что если он дает рубль, он должен знать, что за этот рубль ему сделают. С другой стороны, народ напуган пирамидами вроде МММ, поэтому убедить человека сдать этот рубль – почти что невозможно. Хотелось бы еще добавить вот что – Алтайский край абсолютно уникален. Благодаря «Папоротнику», судя по тому, что пишут в интернете, он стал модным. Если эту историю поддержать, то Барнаул мог бы стать культурным центром, одной из киностолиц России. Правда, если сами барнаульцы не будут оплевывать фильм на всевозможных сайтах от злости и зависти. Я уверен, что когда-нибудь люди будут говорить – у нас вот Александр Роу снимал «Кощея бессмертного», Шукшин снимал «Калину красную», а еще Бедарев «Пока цветет папоротник»... Какой еще другой город Российской Федерации, кроме Петербурга, может похвастаться таким количеством фильмов?

- Идея создания и позиционирования имиджа должна все же поддерживаться властями или идти от народа?

- Я боюсь, вы этого не напечатаете, но власть беспомощна…я бы сказал, импотентна. Мы ни от одной организации Алтайского края или Барнаула и копейки не получили на съемки фильма. Мы просили Российские железные дороги помочь нам с поездом для съемок на вокзале Барнаула, а нам выкатили прайс по полной программе. Без скидок. Мне кажется, что после триумфа «Папоротника» кто-то из краевого управления по культуре должен был попросить о встрече с Евгением Бедаревым и при этом хоть какой-нибудь диплом вручить за этот замечательный проект. Но никто не обратил внимания на социальную составляющую: сколько актеров получили работу, сколько местных портних шило костюмы, сколько людей работало на строительстве декораций. Грустно, но мы не умеем гордиться своими людьми. Василия Шукшина при жизни власти тоже не особо жаловали, обвиняли в излишнем реализме. А после смерти стали говорить как о великом человеке, театр назвали в его честь, памятники ставят, проводят фестивали. Режиссеру Бедареву 38 лет, он учился здесь, он живет здесь, он зарегистрирован здесь и налоги платит тоже здесь. Женя подтянул огромное количество алтайских музыкантов и актеров, поэтому «Папоротник» можно назвать таким земляческим проектом. Как минимум краеведческий музей должен был обратиться ко мне и попросить хотя бы костюмы со съемок этого фильма, какой-то реквизит, фотографии, афиши. Туристический бизнес интересен для Алтая? Но что показывать людям? Почему бы не сделать экспозицию «Алтай кинематографический». Нам самим нужно принести вещи и напрашиваться? А потом еще скажут: «Зачем вы нам свое тряпье несете?». У нас в стране умеют любить память, но не любят жизнь.