2015-02-04T07:58:36+03:00

Ушла из жизни Нина Алёшина - архитектор 19 станций московского метро

Среди ее работ - «Кузнецкий мост», «Чертановская», «Чкаловская», «Марксистская», «Менделеевская»
Поделиться:
Комментарии: comments21
Изменить размер текста:

17 ноября не стало Нины Алёшиной - одного из старейших архитекторов Москвы, автора проектов оформления 19 станций столичного метро. До последнего она трудилась в Метрогипротрансе: писала книгу и пыталась защищать станции-памятники от бездумных переделок.

Нина Александровна родилась в Москве 17 июля 1924 года, окончила МАрхИ в 1950-м. Учителем для нее стал великий Алексей Душкин, в команде которого Алёшина делала чертежи «Новослободской». Архитектурное кредо, которому она следовала – «делать нужно так, как будто чего-то немного не хватает». Станции Алёшиной аскетичны, но бедной или безликой не назовешь ни одну из них.

Первое января 1980-го. Нина Александровна и строители только что открывшейся «Марксистской» Фото: РИА Новости

Первое января 1980-го. Нина Александровна и строители только что открывшейся «Марксистской»Фото: РИА Новости

Мастерство метроархитектора состоит в том, чтобы придать индивидуальный облик спроектированной инженерами стандартизированной бетонной «коробке», и с этим Алёшина справлялась изумительно. Начинать пришлось в нелегкие годы хрущевской тотальной экономии, но и тут она умудрялалась изворачиваться – ее «Ленинский проспект» не похож на остальные «сороконожки», на «Варшавской» при облицовке стен использована редкая рустированная плитка, а на вроде бы совсем рядовом «Рязанском проспекте» красной плиткой выложен узор, навеянный вышивкой рязанских полотенец.

В 70-е архитекторам дышать стало полегче, Алёшина проектирует «Кузнецкий мост» - станцию без особых излишеств, но одну из самых изящных. Новаторством стало использование анодированного алюминия в облицовке путевых стен на «Щукинской» - до Алёшиной такое не приходило никому в голову (этот же прием она затем использует на «Улице Подбельского», где из металлических полос еще и составлен орнамент).

За красным мрамором для «Марксистской» Алёшина самолично отправилась на Байкал – сама ходила по карьеру и размечала блоки необходимых оттенков, чтобы в камне не было лишних вкраплений. А стекло для люстр-спиралей нашла на «почтовом ящике» в Лыткарино – предприятие выпускало оптику для танков.

Восьмого ноября 1983-го открылся Серпуховский радиус сразу с тремя станциями Алешиной. «Севастопольскую» с многогранными колоннами украсили мозаичными панно на морские темы. Беломраморная «Чертановская» стала своеобразным посвящением Душкину - она напоминает, но не копирует его «Кропоткинскую» и «Автозаводскую». На «Серпуховской» было уникальное освещение - огромная труба световода над центральным залом, мягко рассеивавшая свет. Со временем металлогалогенные лампы перегорели, заменять их почему-то не стали, и несколько лет назад помятую конструкцию окончательно разобрали, заменив стандартными светильниками.

«Марксистская»

«Марксистская»

Десять лет Нина Алёшина возглавляла Метрогипротранс, она была награждена орденом «Знак Почёта» и медалью «За трудовую доблесть», получила звание заслуженного архитектора Российской Федерации.

Перфекционист по натуре, Алёшина слыла «грозой прорабов» - приезжала на «свои» стройки едва ли не через день, чтобы успеть исправить ошибки, пока не застыл раствор. Если замечала халтуру, заставляла рабочих переделывать всё но новой.

Мраморщик Константин Павлович Слонов рассказывал:

- Мне нравится работать с архитектором Ниной Александровной Алешиной. Сколько у нее вдохновения! Мне кажется, что даже равнодушного человека она заставит волноваться, переживать, радоваться, восхищаться. Каждый день, пока идет отделка, она на станции. Советуемся с ней, один камень отбрасываем, ищем другой, с нужным оттенком… И ни за что не пойдет она на уступки в ущерб красоте. А ведь так и должно быть. Мы наши станции на века строим!

Последняя работа – «Чкаловская», открытая в 1995 году. За «неродрамой» - мрамором для облицовки - архитектор ездила на север Греции.

Облик станций метро мы обычно не замечаем, спешим по своим делам, не оглядываемся по сторонам. Вспомните о Нине Александровне, когда будете проходить под мраморными арками «Кузнецкого моста» или люстрами-«молекулами» «Менделеевской», обратите внимание на «космические» панно из металла на «Таганской»-радиальной и восьмигранные колонны «Чертановской».

... Попрощаться с Ниной Алёшиной пришли десятки человек - и ветераны метростроя, и ученики из проектного института, которому она отдала всю жизнь, которые сами стали ведущими архитекторами.

Память об Алёшиной останется в ее станциях, которыми ежедневно пользуются сотни тысяч пассажиров, а увековечить... Вместо бюстов, торжественных речей и наименований - лучше восстановить световод на «Серпуховской», почистить запыленные светильники «Чкаловской», устранить протечки на «Перово», безобразно замазанные желтой масляной краской прямо по мрамору - это то, чего в первую очередь желала сама Нина Александровна.

«Комсомолка» выражает соболезнования родным и близким выдающегося архитектора.

«Менделеевская»

«Менделеевская»

Нина Алешина

Нина Алешина

«Алёшинские» станции московского метро:

«Варшавская» (1969)

«Воробьёвы горы» (проект изначальных вестибюлей, 1959)

«Домодедовская» (1985)

«Кузнецкий мост» (1975)

«Ленинский проспект» (1962)

«Лубянка» (проект реконструкции, 1975)

«Марксистская» (1979)

«Медведково» (1978)

«Менделеевская» (1988)

«Октябрьское поле» (1972)

«Перово» (1979)

«Рязанский проспект» (1966)

«Севастопольская» (1983)

«Серпуховская» (1983)

«Таганская»-радиальная (1966)

«Улица Подбельского» (1990)

«Чертановская» (1983)

«Чкаловская» (1995)

«Щукинская» (1972)

«Кузнецкий Мост»

«Кузнецкий Мост»

Еще больше материалов по теме: «Столичное метро»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также