Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды23 января 2013 22:00

Ленин будет жить?

21 января - 89 лет со дня смерти отца революции

В эти дни регулярно поднимается вопрос о перезахоронении Ильича. Вопрос болезненный. У всех, кто родом из СССР, имя Ленина в крови. В моем детстве он был везде - на площади, на значке октябренка, в пионерской клятве. Образ доброго дедушки, подкрепленный многочисленными историями его бытования, так крепко засел у меня в душе, что, несмотря на всплывшие во время перестройки факты жестокости вождя и причастности к красному террору, светлый ореол Ильича потускнел, но остался.

Я никогда не был в Мавзолее, хотя большую часть жизни прожил в Москве. На мой взгляд, человек, будь он великим историческим деятелем или преступником, после смерти достоин быть засыпанным землей или развеянным по ветру, а не выставленным на обозрение. Общественный доступ к телу покойного может быть, пока с человеком прощаются. И вроде все, кто хотел, уже попрощались. Но это для меня Ленин - человек, а для многих он был и остается богом. Большевики искореняли религию и создали новую, в которой тело Ильича стало объектом культа. Николай Бухарин писал: «Мы… вместо икон повесили вождей и постараемся для Пахома и «низов» открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом».

Сейчас, спустя двадцать с лишним лет после падения СССР, многое изменилось. Коммунизм сменился капитализмом. К людям вернулись гонимые религии. Огромные очереди теперь стоят совсем к другим мощам - в храм Христа Спасителя. Мы предали земле останки царской семьи, а Ленина не можем ПРЕДАТЬ никак. Многозначность этого слова не случайна в этом контексте. Вера в Ленина по-прежнему живет. Для тех, кто исповедует этот культ, перезахоронение - это предательство. Современные коммунисты продолжают использовать эту веру как проверенное оружие политической борьбы. Они настаивают, что Мавзолей - это могила вождя (саркофаг на три метра ниже уровня земли, что соответствует религиозным канонам), что это не единственный случай в мире почетного захоронения в стеклянном гробу (например, церковь-некрополь доктора Н. И. Пирогова), что демократы хотят убрать вождя с глаз долой, потому что его мощи - это вечное доказательство их политической немощи. Есть и третье мнение: что дискуссия эта искусственная и она только отвлекает от насущных проблем. А мне кажется, говорить об этом надо. Мавзолей - это частный вопрос, который выводит нас к обсуждению более глобальных проблем духовного развития общества. Мне кажется, чтобы идти дальше, нашей власти надо определиться, как она относится к делу Ленина. И не только власти, но и каждому из нас.