Премия Рунета-2020
Москва
+1°
Boom metrics
Москва5 июня 2013 22:00

Какие проблемы высветил пожар в метро

В среду в подземке произошли сразу два ЧП - пожар на Сокольнической линии и сбой в движении на Серпуховско-Тимирязевской ветке. Эвакуировали 1500 человек, 11 - в больнице. Что же происходит с самым популярным городским транспортом? [видео]

НАДЫШАЛИСЬ УГАРНЫМ ГАЗОМ

«Пользуйтесь наземным транспортом» - эти объявления прозвучали на станциях красной ветки в самый час пик - 9 утра. Причина - ЧП. В 8.17 загорелся силовой кабель в тоннеле между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека им. Ленина». Пассажиров с обеих станций немедленно эвакуировали. Труднее пришлось тем, кто был в этот момент в тоннеле. Они выбирались в темноте через кабину машиниста и шли до станции уже пешком.

- К удивлению, паники не было. Дыма было много, люди кашляли, - рассказывает москвич Олег, оказавшийся в момент возгорания на станции. - Но эвакуация прошла быстро.

Всего из метро вывели около 1500 человек. На выходе со станций пассажиров встречали врачи - на месте работали 25 бригад «Скорой». Пострадали 69 человек, все они надышались угарным газом. 11 из них попали в больницу. Больше других пострадали шестеро.

24-летняя Вера Михеева потеряла сознание еще в метро. Ее поместили в шоковую реанимацию Склифа. 26-летнюю Анастасию Румянцеву, 43-летнюю Марину Полетаеву и 47-летнюю Ольгу Буданову доставили в реанимацию ГКБ № 14. 54-летнюю Галину Мастеркову и 33-летнего Александра Ипо - в 23-ю больницу. Впрочем, их состояние медики оценивают как удовлетворительное.

ОДНИ НАЖИВАЛИСЬ, ДРУГИЕ ВЕЗЛИ ЗА СИМВОЛИЧЕСКУЮ ПЛАТУ

Корреспондент «Комсомолки» Кристина Десятова два часа добиралась с конечной станции метро «Улица Подбельского» до центра. Хотя обычно эта дорога на метро занимает не больше получаса. Дело в том, что поезда ходили с увеличенным интервалом. Так, на «Улице Подбельского» ждать посадки пришлось минут 20. Еще минут 15 - 20 поезд стоял в тоннеле между станциями «Сокольники» и «Красносельская». Многие, не выдержав тесноты, выбрались из подземки и попытались поймать машину. У обочины с вытянутыми руками стояли десятки человек. Нам повезло, мы втроем со случайными попутчиками доехали до центра за 200 рублей. К слову, многие частники в отличие от таксистов довозили за символическую плату или вовсе бесплатно. Впрочем, не все в этот день сумели проявить благородство. Так, журналистка «КП» Александра Крылова, приехав в 10 утра из Питера в Москву, обнаружила на площади трех вокзалов настоящее столпотворение. Никаких сообщений по громкой связи не было слышно. А ведь именно в утренние часы на Ленинградском аншлаг - один за одним прибывают ночные поезда из Питера.

- За три тысячи - любой маршрут по центру! - подмигивает джигит на разбитой «шестерке». - Найдете попутчика, будет дешевле!

Саша побрела по проспекту Сахарова в сторону Садового кольца. Именно побрела - поток людей был таков, что идти быстро не получилось бы. Но на Садовом ждал новый облом: все троллейбусы были забиты и даже не останавливались на остановках! Напрасно горожане колотили в двери и кричали - в троллейбусах людей было, как сельдей в бочке. Из-за ЧП в метро центр весь стоял, пробка рассосалась ближе к 12.00.

ДЫМ СНОВА НАПУГАЛ

В 12.30 появилась информация о новом возгорании, и опять на Сокольнической ветке.

- Пожара не было, просто машинист увидел дым и сообщил об этом, - говорит руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Москве Виктор Бирюков. - И этот дым был на месте прошлого задымления.

А в 16.50 поезд встал на Серпуховско-Тимирязевской ветке между станциями «Петровско-Разумовская» и «Тимирязевская». На 25 минут состав застрял в тоннеле.

- Затруднения возникли по техническим причинам, - заявили в пресс-службе Департамента транспорта. - Трудно сказать, что там произошло. Но неполадки удалось быстро устранить, и поезда снова поехали.

Взгляд изнутри

Светлана РАЗИНА, руководитель профсоюза работников столичного метро: «Машинисты не должны работать спасателями»

- Наше метро работает на пределе возможностей, вся инфраструктура испытывает колоссальную перегрузку. Но менять те же кабели или рельсы можно только в «ночное окно», когда поезда с пассажирами не ходят. А людей для этих работ не хватает! И в эскалаторной службе, и среди путейцев, и в службе связи, и среди машинистов. Вторая проблема - не очень высокая квалификация тех, кто выполняет работы. У нас есть технические школы - на «Соколе» и в депо «Варшавское», но туда отправляют учиться в основном начальников станций, дистанции путей.

- Машинистов учат, как действовать в экстренных ситуациях?

- Конечно. Но на них вешают чужую работу. Если, например, кабель загорелся, в Германии машинист вызывает специальную пожарную бригаду. А у нас должен взять огнетушитель - и вперед. Если поезд сойдет с рельсов, то машинист обязан поставить специальное закрепляющее устройство. А потом в одиночку эвакуировать пассажиров, а их в составе несколько тысяч! А если кому-то станет плохо? А если в вагоне есть инвалиды? Если у кого-то истерика? Получается, что машинист должен быть и доктором, и психологом, и пожарным, и механиком. Поэтому надо укомплектовать штаты, чтобы те же машинисты не пытались объять необъятное. Во-вторых, поменять должностные инструкции и набрать специально обученных людей, которые бы устраняли чрезвычайные ситуации. В-третьих, усилить контроль за проведением всех ремонтных и строительных работ. Недавно на станции «Новокосино» умудрились положить силовой кабель не того сечения. Хорошо что перед открытием станции это заметили и вовремя поменяли, а то был бы пожар. Но ведь лучше следить не после, а до!

Станция «Охотный ряд». Чтобы выбраться из подземки, приходилось выстоять «очередь».

Станция «Охотный ряд». Чтобы выбраться из подземки, приходилось выстоять «очередь».

ПОСТУПОК

Студенты выводили из толпы пожилых и беременных

«Парк культуры» вчера утром был закрыт на выход. И многие вынуждены были ехать до ближайшей кольцевой станции - это «Киевская». Тут и случилось столпотворение. В толпе было немало стариков и будущих мам.

Выходили на «Киевской» и студенты Второго меда.

- Вы представляете, эти ребята, которые сами спешили по своим делам, бросили все и стали помогать бабушкам и беременным женщинам! Они брали их в кольцо и вставали против напирающей толпы, - рассказала «КП» москвичка Надежда Веселова. - Мой сын спешил на экзамен и случайно оказался вместе с этими ребятами. Он мне потом, уже «на земле», кричал от восторга в трубку: «Мама, я первый раз столкнулся с таким проявлением человечности в отношении совершенно чужих людей!»

- Мне на «Фрунзенскую» надо было, но я оказался там, на «Киевской», - пояснил корреспондентам «КП» сам Артем Веселов. - Ребята, человек 10, сами еще студенты, но действовали очень грамотно. Находили в толпе беременных, с животиками. Еще шутили: «Милая дама, представьте, что вы айсберг, и замрите, ледокол «Дружба» спешит на помощь!» Я предложил свою помощь, но они, увидев у меня зачетку, лишь рукой махнули: «Беги на экзамен, мы всем своим уже позвонили, подмога уже идет, справимся!»

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Сокольническая линия - самая старая

Евгений ПАШКИН, завкафедрой Московского государственного геологического университета, член Тоннельной ассоциации России:

- Когда вы спускаетесь по эскалатору, вас честно предупреждают, что метрополитен - место повышенной опасности. Это правда - он буквально нашпигован различной техникой и коммуникациями. Если учесть, что все это почти круглые сутки работает, то неудивительно, что случаются сбои. К тому же Сокольническая линия, на которой произошло ЧП, самая старая в Москве, ей больше 70 лет. В целом Московский метрополитен - это очень надежная система. Я в этом убедился еще во время войны, когда мы во время бомбежек спускались на станцию «Маяковская», даже ночевали там, а поезда продолжали ходить! Единственная проблема метро в том, что там все очень-очень тесно связано. Загорелся небольшой кусок кабеля, и сразу все встало. Но город, на мой взгляд, прекрасно справился с ситуацией: и наземный транспорт подогнали, и поезда в метро быстро пустили, и паники удалось избежать. Мы очень легко пережили это ЧП.

Николай ШУМАКОВ, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс»

- Аварии регулярно происходят во всех метрополитенах мира.

Метро ведь под землей: его тяжело проектировать, строить и тем более эксплуатировать - работать приходится в трудных условиях.

ЧП, как правило, происходят не с конструкциями метрополитена, а либо с подвижным составом, либо с путевым хозяйством, либо с электрикой, как в последнем случае.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Хроника ЧП в подземке

17 января 1994 года при выходе на линию поезда из электродепо «Владыкино» загорелся последний вагон. Пассажиров в нем, к счастью, не было. Сгорели четыре вагона, несколько пожарных пострадали из-за сильного жара и токсичного дыма.

В 1994 году на Серпуховско-Тимирязевской линии в течение 12 с небольшим часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы. Первая авария случилась 30 марта на перегоне «Нагорная» - «Нахимовский проспект». Состав догнал идущий впереди поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. Затем 31 марта во время маневров, в 5.30, один из составов вдруг поехал не по тому пути. Результат - новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9.14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская», но не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошел с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьезно пострадали три пассажира и машинист второго поезда - его госпитализировали с черепно-мозговой травмой.

27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели 40 минут в тоннеле между станциями «Семеновская» и «Электрозаводская». Пришлось эвакуировать около 600 пассажиров.

15 апреля 2012 года в вестибюле станции «Комсомольская» резко остановился эскалатор, в результате пострадали девять человек.

5 мая 2013 года на Таганско-Краснопресненской линии на перегоне «Выхино» - «Рязанский проспект» произошло задымление из-за короткого замыкания кабеля. Были эвакуированы около 300 человек, трое госпитализированы.

Водой из пожарного крана у «Охотного ряда» умывались и спасатели, и перепуганные пассажиры.

Водой из пожарного крана у «Охотного ряда» умывались и спасатели, и перепуганные пассажиры.

Фото: Иван ВИСЛОВ

КСТАТИ

МЧС начинает проверки

- Совместно с регионами, где есть метрополитен, мы проверим готовность всех служб и систем, и с учетом тех проблем, которые были, конечно же, будут предприняты дополнительные шаги, - заявил глава МЧС Владимир Пучков.

Прокуратура Москвы между тем уже начала проверку инцидента на Сокольнической линии.

- Еще месяц назад мы проводили проверку в связи с происшествием 5 мая на перегоне между станциями «Выхино» - «Рязанский проспект», где произошло задымление, - рассказали «КП» в прокуратуре. - Прокурор тогда требовал устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности. Выговор получил заместитель начальника Службы тоннельных сооружений Московского метрополитена.

В ходе нынешней проверки, как ожидается, прокуроры проверят, устранены ли ранее выявленные нарушения.

НА ЗАМЕТКУ

Если вы опоздали на работу

Сбои в работе подземки случаются регулярно. Что делать, если из-за аварии вы опоздали на работу и это грозит вам неприятностями?

- Если в движении поездов произошел сбой, вы можете получить справку о нарушении графика движения поездов, - рассказали «Комсомолке» в пресс-службе столичного метро. - Эту справку и нужно предоставить своему начальству.

Справку выдает инженер производственно-технического отдела службы движения. Приходить нужно на улицу Гиляровского, 37 (ст. м. «Рижская»), по рабочим дням - с 8.00 до 17.00, по пятницам - с 8.00 до 15.30. Телефон: (495) 688-06-00. В остальное время суток, а также в праздничные и выходные дни справку выдает оператор диспетчерского участка. Адрес: проспект Мира, 41, стр. 2 (ст. м. «Проспект Мира»). Телефон: (495) 608-49-22.

Если из-за аварии в метро вы опоздали на поезд или самолет, то вы имеете право подать заявление на имя начальника метрополитена о возмещении материального ущерба. Приходите с заявлением по адресу: проспект Мира, 41, стр. 2. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие опоздание. Если метрополитен откажется выплачивать компенсацию, вы имеете право подать в суд.

ГЛАС НАРОДА

«Ломились, как неандертальцы на добычу»

Блогеры делятся впечатлениями о вчерашнем происшествии в подземке.

longeyelash-86:

Сначала поезд встал между «Воробьевыми горами» и «Спортивной», простоял около 20 минут, потом всех пассажиров выгрузил на «Спортивной», объявив, что движение по Сокольнической линии будет ограничено. Через пару минут на станции образовалась разъяренная опаздывающая на работу толпа. На подъезжающие поезда народ ломился, как неандертальцы на добычу, а тем, кто уже был внутри, приходилось несладко - не хватало воздуха. Решила пешком дойти до «Парка культуры». Но там работники метрополитена и полиция не пускали никого на станцию, а те, кто выходил из нее, с вытаращенными глазами бежали на ближайшую остановку и штурмом брали трамваи и маршрутки.

Наталья Бем:

Такое веселое утро. Сначала в метро объявили, что поезда следуют с увеличенным интервалом. Ну что ж, подождем. В ходе поездки выяснилось, что конечная станция метро - «Парк культуры». Ближе к «Спортивной» состав начал останавливаться на 2 - 3 минуты.

В вагоне стало невыносимо душно. На «Фрунзенской» появился Интернет.

Я открыла сайт и зачитала соседке новость про пожар на «Охотном ряду». Тут же бойкая тетушка проорала на весь вагон: «Пожар в метро!» Рядом пискнула соседка: «Теракт!» Соседка, которой я прочитала новость, пересказала ее всему вагону. Воздуху стало меньше. «Так мы и умрем», - заключила бойкая тетушка. Зашикали.

«Весело и в приятной компании», - добавила добрая женщина.

Улыбнулись. Поехали. Вышли.

Иван Лисков:

Пожар в метро - непередаваемые ощущения. Когда ты заперт в вагоне, полным какого-то зеленого дыма, настолько плотного, что не видно стен... А выйти нельзя, потому что еще не обесточили силовой рельс... Дышал через рубашку, потом глянул - вся черная от копоти. Представляю, что в легких творится.

читательский форум на KP.RU

Гость № 8615:

Прибыли на «Библиотеку им. Ленина» с серой ветки, начал переходить на красную, и только там тетя начала трындеть в мегафон - все перекрыто. А люди-то на станцию прибывают и прибывают. Зачем их туда тогда везти, а не высаживать на «Серпуховской»? Почему машинист молчит, а не предупреждает людей перед выходом?

Маша:

Мы попали в очаг задымления. Спасли влажные салфетки, через них мы и дышали.

Гость № 2113:

Возгорание - это внештатная ситуация, кабели горят и в Нью-Йорке, и в Праге, и в Париже, и, поверьте мне, гораздо чаще даже, чем в Москве. Но, похоже, нигде нет четкой инструкции, как действовать в этой ситуации. Возможно, это все равно что написать правила - что делать, если на вас упал кирпич?

Оля: Слава богу, все живы и здоровы! Надо этому радоваться!

Подготовила Ольга ВОРОНЦЕВА.

На станцию «Охотный ряд» до трех часов дня пассажиров не пускали полицейские.

На станцию «Охотный ряд» до трех часов дня пассажиров не пускали полицейские.

Фото: Иван ВИСЛОВ

ВОПРОС ДНЯ

А вы что ощущаете, когда в метро спускаетесь?

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, вице-президент Движения автомобилистов России:

- Метро - самый быстрый транспорт в Москве. Последствия любого ЧП здесь устраняют значительно быстрее, чем затор на дороге. Поэтому спускаюсь с удовольствием. Ездил в метро с детства и буду ездить!

Карен ШАХНАЗАРОВ, гендиректор киноконцерна «Мосфильм»:

- Стараюсь в метро не ездить - слишком уж там тесно. Вспомните, в СССР никаких ЧП в московской подземке не было - это был какой-то идеальный мир чистоты, безопасности, дисциплины. Я думаю, просто вся инфраструктура, доставшаяся нам от Советского Союза, сейчас доживает свой век. Новое строить надо. А старое - ремонтировать.

Владимир ВИШНЕВСКИЙ, поэт:

- Спускаюсь с чувством богобоязни. Потому что из-за руля любой крутизны жизнь может всегда вернуть тебя в метро.

Александр СТАРОВОЙТОВ, депутат Госдумы:

- Когда спускаюсь, а спускаюсь довольно часто, цель одна - успеть из пункта А в пункт Б. И никогда не задумываюсь при этом, удобно ли, безопасно ли там.

Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований рынков алкоголя:

- С радостью! Считаю, что это спасение Москвы. Езжу только на метро - я патриот нашего метро!

Игорь БЕЛОБОРОДОВ, директор Института демографических исследований:

- Антисемейное давление и пропаганду порока - и все благодаря коммерческой рекламе в вагонах и на эскалаторах.

Юрий КУКЛАЧЕВ, народный артист РСФСР, худрук Театра кошек:

- Когда захожу в метро, горло перехватывает - воздух очень спертый, ведь народу вокруг тьма! Помогает метод Константина Бутейко - дыхание короткими неглубокими вздохами. А вообще метро - незаменимый транспорт, самый скоростной в Москве.

Александр ФЕДОРОВИЧ, психолог:

- Чувствую себя единицей мегаполиса, который без метро существовать не может, а также единицей человечества, которое смогло создать такую архитектуру и также позволить сокращать нам расстояния! А тем, кто боится метро из-за толпы и духоты, тем прямая дорога к нам. Не хочу никого обидеть, но это типичная форма тревожных расстройств.

Елена, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- Езжу в родном московском метро с чувством гордости за наших отцов и дедов, построивших этот мировой шедевр инженерии и архитектуры!