Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Москва25 октября 2013 22:00

Эх, пролечу!

Корреспондент «КП» опробовал первое в Москве аэротакси
Журналист «КП» Олег Адамович не удержался от соблазна сфотографироваться на месте второго пилота.

Журналист «КП» Олег Адамович не удержался от соблазна сфотографироваться на месте второго пилота.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

По воздуху без пробок

Долгое время полеты на вертолетах около Москвы оставались уделом пожарных и «Скорой». Личные винтокрылые машины можно было увидеть разве что в голливудских фильмах. А идея создания воздушного такси дальше абстрактных проектов не уходила.

Но скоро все изменится: в районе Мякинино уже идет строительство крупнейшей в стране вертолетной базы. Первые ангары появятся уже в ноябре этого года. Причем клиентами станут не только миллионеры, владеющие личной летающей техникой. В вертолет сможет сесть любой, кто в состоянии оплатить полет. Конечную цель маршрута выбирает сам пассажир - лишь бы нашлась ровная площадка для посадки.

Короткие рейсы будут стоить не так дорого: до «Шереметьево», к примеру, можно долететь всего за 2000 рублей.

Я одним из первых воспользовался услугами маршрутного вертолета. Пока полеты делаются пробно, но уже скоро сообщение станет регулярным.

Четырехместный «Робинсон R44» с аэрографией на боках одиноко стоит на поле. В качестве пилота выступил гендиректор компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталев. Он главный инвестор (базу строят на деньги частников).

Бизнесмен в джинсах и вязаном свитере открывает по очереди ключом передние двери. Замки похожи на те, что ставили в советских машинах.

Забираться внутрь не очень удобно: порог высоко, а ступенек нет. В салон я скорее ввалился, чем сел. А вот пассажирские кресла удобные. Правда, места для вытянутых ног или откинутой спинки нет.

Александр начинает прогрев двигателя, где-то над головой гудит мотор. От работающего винта по корпусу идет заметная вибрация.

Не только замки на дверях похожи на старое авто, запах тоже как будто пришел из 412-го «Москвича». Отчетливо чувствуется амбре горючего.

- Нам с хвоста дует сильный ветер, - объясняет пилот. - Обычно запах топлива внутри не так ощущается.

Неожиданно двигатель ревет сильнее, а земля медленно уходит вниз. Вертолет поднимается выше, корпус сильно дрожит. Я со страхом хватаюсь за спинку переднего сиденья.

- Погода для полетов сегодня не самая удачная, - задумчиво говорит пилот. - Но ничего, до места доберемся.

Внизу проплывают коттеджные поселки. Мякининскую пойму почти со всех сторон застроили настоящими дворцами.

Полет до «Шереметьево» занял у нас меньше десяти минут. Вертолет садится прямо на летное поле. Меня сажают в авто и довозят до аэровокзала.

Одно из преимуществ воздушного такси - великолепный вид на город.

Одно из преимуществ воздушного такси - великолепный вид на город.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Закончат к 2015 году

При желании долететь можно и до остальных двух столичных аэропортов. Правда, во «Внуково» вертолеты пока могут приземляться на те же места, которые используются для стоянки самолетов. Но уже в 2015 году там появятся отдельная площадка для вертолетов и ангары. Владельцы объекта готовы вложить в проект собственные 30 млн. долларов.

Закончить строительство вертолетной базы в Мякинине предполагается к 2015 году. За два года там возведут не только ангары, но и гостиницу, летную школу и даже яхт-клуб.

Помимо площадки на западе Москвы, инвесторы собираются открыть еще 3 - 4 крупные базы. На каждой из них будут храниться около 100 вертолетов. Но эти точки больше рассчитаны на собственников винтокрылых машин - комплексы появятся в районе элитных коттеджных поселков.

Для рядовых пассажиров площадки планируется строить поменьше и поближе к МКАД.

- Существуют планы по созданию вертолетных остановок на пересечении кольцевой дороги и основных вылетных магистралей, - говорит Хрусталев. - Кроме этого, областные власти собираются оснастить площадками для воздушной техники крупнейшие транспортно-пересадочные узлы Подмосковья (см. схему).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Самыми популярными станут короткие полеты

- Полеты на личных винтокрылых машинах внутри МКАД сейчас запрещены, но в Подмосковье, где небо открыто для полетов, этот вид транспорта имеет хорошие шансы на развитие, - говорит пресс-секретарь клуба пилотов-путешественников «АЭРОДИН» Петр Сидоров. - Тем более что с 2010 года частным вертолетам не надо получать специальное разрешение, достаточно уведомить диспетчера Росавиации за час до вылета.

По мнению эксперта, малая авиация имеет шансы на развитие. Самыми популярными, скорее всего, станут короткие перелеты - их стоимость могут потянуть большинство москвичей.

Но без нормальной инфраструктуры пока рассчитывать не на что. Сейчас пассажирам просто негде сесть на вертолет.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Таксист, а нельзя ли подешевле?

Пока катание на вертолете обходится клиентам в копеечку. Час лета - а за это время можно преодолеть 200 - 250 километров - стоит больше 20 тысяч рублей. И не важно, летишь ты из Мякинина или другой точки.

В ближайший год цена вряд ли упадет. Эксперты винят в этом наземную инфраструктуру, сейчас ее практически нет. Хранить вертолеты негде, обслуживать их особо некому. Все это сказывается на стоимости полета.

Кроме этого, не забываем и о цене самой техники. Самый популярный и дешевый зарубежный вертолет «Робинсон R44» стоит около 750 тысяч долларов. Почти половина этой суммы приходится на ввозные пошлины.

Более крупные машины стоят еще дороже - по несколько миллионов евро. Государство держит высокие налоги для защиты внутреннего производителя. Но в России не делают маленьких пассажирских вертолетов. Самая удачная, по мнению экспертов, модель Ми-8 рассчитана почти на три десятка человек. А потому предприниматели ждут, когда в стране появится свой аналог «Робинсону». Холдинг «Вертолеты России» обещает выпустить такую модель к 2015 году.

ГДЕ ПЛАНИРУЮТ ПОСТрОИТЬ ПЛОщАДКИ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ