Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество6 ноября 2013 21:50

Худрук балета Большого театра Сергей Филин: "Я полз, ослепший, по снегу и звал на помощь..."

В суде он потребовал 3,5 миллиона рублей за моральный и материальный ущерб, нанесенный во время нападения [видео]
- У меня помутилось в глазах, - рассказал Филин. – Я упал, ползал в грязи, снегом пытался стереть с лица жидкость, которая разъедала кожу.

- У меня помутилось в глазах, - рассказал Филин. – Я упал, ползал в грязи, снегом пытался стереть с лица жидкость, которая разъедала кожу.

Фото: РИА Новости

Это было первое появление Сергея Филина в суде. Кроме адвокатов, его сопровождал лечащий врач. Заседание приходилось несколько раз прерывать, чтобы оказать ему медицинскую помощь.

Вначале адвокаты от лица Филина ходатайствовали о возмещении материального (508 тысяч) и морального вреда в размере трех миллионов рублей. Ходатайство было принято и приобщено к делу. Туда же пошли свежие медицинские заключения и выписки из амбулаторной карты потерпевшего. Ну а дальше началось самое интересное. Сергей Филин ответил на вопросы судьи, прокурора и даже своих обидчиков. Напомним, что на предыдущем заседании суда солист Большого театра Павел Дмитриченко, обвиняемый в нападении на Филина, уличил своего худрука в «интимных связях» с балеринами, которые от него зависели. На эти обвинения Сергей Юрьевич дал неожиданно откровенные ответы. И подробно рассказал, какими были его отношения с подсудимым Павлом Дмитриченко.

- Дмитриченко был хорошим артистом, - признал худрук. – А вот понять процессы, происходящие в его внутреннем мире, мне было сложно…

18 марта 2011 года меня пригласили на должность художественного руководителя балета Большого театра. Честно говорят, я довольно сложно отнесся к этому предложению. За несколько дней до назначения, мне позвонил Дмитриченко и сказал: «Мы Янина (прежнего руководителя балетной труппы – ред.) смели, поляну для тебя освободили, приходи… Не строй из себя красную девицу, будто ничего не знаешь». Признаюсь, это «предложение» меня смутило. Тем более, что Дмитриченко к моему назначению не имел никакого отношения.

Через несколько недель произошла другая странная история во время репетиции балета «Жизель». Вместо репетиции, артисты кордебалета, по сути, прогуливались по сцене. Почему такое отношение к работе? Возможно, мое замечание в их адрес прозвучало резко. Вдруг ко мне подходит Дмитриченко и спрашивает, по какому праву я унижаю артистов? Я никого не унижал, а как худрук спросил, почему они работают вполсилы? Спектакль делают не только солисты, но и весь ансамбль, в том числе кордебалет. Это был первый выпад Павла Дмитриченко против меня , потом были еще и еще… Правда в тот раз он принес свои извинения за некорректное поведение. Тогда я подумал, что наш конфликт исчерпан, что Павел - человек эмоциональный, вспыльчивый… Оказалось, что неприязненное отношение ко мне только разгоралось. При любой возможности Павел старался очернить, оклеветать меня, искал на меня компромат, какие-то мифические банковские счета, так называемых любовниц. Он прямо или косвенно угрожал, намекая на то, что знает обо мне то, чего даже не знаю я. Он говорил, что мы воруем деньги, гранты. Я, наоборот, старался его занять работой, делом. Поздравил с прекрасными заглавными ролями в балете «Спартак» и «Иван Грозный». Он танцевал очень хорошо. Но постоянно приходил жаловаться, что всего лишь первый солист, а заслуживает статуса премьера. А его девушка Анжелина Воронцова – должна быть примой.

О ДОСТОЙНЫХ И НЕДОСТОЙНЫХ

Существует должностная инструкция, где записано, что худрук определяет репертуарную политику и осуществляет руководство коллективом. Составы на премьеры, как правило, определяет постановщик спектакля, а худрук предлагает артистов на текущий репертуар. Я старался, чтобы вся труппа была занята в спектаклях. Но у Павла и на этот счет было свое мнение.

Артистов, которых он не считал достойными, он называл «уродами» мол, они нравятся худруку, поэтому выходят на сцену. Вот такую он давал оценку своим коллегам. Я хочу подчеркнуть, что Дмитриченко не заботился о коллективе, как некоторые могли подумать, он заботился только о своих интересах.

Однажды я услышал от него совсем уж дикое признание, мол, он «заказал» одну журналистку, которая нелестно написала о его работе в «Иване Грозном». Только задним числом я понял, что это была угроза не в адрес журналистки, а так Павел пытался припугнуть меня.

Потом в его жизни появилась балерина Анжелина Воронцова. И следующие его приходы были связаны с устройством судьбы его любимой. Анжелина вначале была артисткой кордебалета, потом стала солисткой. Она тоже хорошая артистка и у нее была хорошая перспектива. Но самой большой ее проблемой было желание танцевать балет «Лебединой озеро». Я сказал ей, что можно попробовать подготовить этот спектакль с репетиром женщиной (у Воронцовой педагогом был Николай Цискаридзе – ред.). Анжелина вроде бы обрадовалась такой возможности, но решила подумать…

О ГРАНТАХ И ВЗЯТКАХ

Далее Сергей Филин подробно рассказал, как в Большом театре распределяли гранты, то есть дополнительное материальные поощрения.

- Я никогда не брал денег с артистов, ни за изменение их статуса, ни за участие в спектаклях. Решение о распределении денег или о переходе артиста из статуса солиста в первые солисты принимает не один человек, а комиссия, состоящая из педагогов-репетиторов. Это коллективное решение. Поэтому говорить о подкупе, коррупции и воровстве нелепо, схема распределения грантов прозрачна. Есть документы, в которых зафиксировано, кому и какие суммы направлены. Кстати, однажды я предложил Дмитриченко поучаствовать в распределении грантов, чтобы он убедился, что украсть деньги невозможно.

После моего назначения многие молодые артисты получили повышение в статусе. Например, тот же Павел Дмитриченко, когда я пришел на должность худрука, был солистом балета, потом стал первым солистом, а затем – и ведущим. Естественно повысился не только его статус, но и ставка.

О ЛЮБОВНИЦАХ

Другой щекотливый вопрос, касался интимных связей Сергея Филина.

- Павел Дмитриченко заявил, что у меня были «интимные связи» с некоторыми балеринами, которые находятся от меня в служебной зависимости, - напомнил Сергей Филин. - У меня замечательная семья. Трое сыновей. Я их очень люблю, как и свою жену Марию Прорвич. Маша не просто моя жена, она мой самый преданный друг, который всегда рядом. Моя жена работает со мной в одном коллективе. И подобные обвинения, мол, балерины проходили через мою постель, оскорбляют не столько меня, сколько мою жену и балерин, которые якобы «имели интимные связи» со мной. И только поэтому они танцуют первые партии. Это абсолютное вранье! Оскорбление их таланта и профессионального мастерства. Действительно я сделал много для того, чтобы Ольга Смирнова стала артисткой Большого театра. Сейчас она имеет оглушительный успех не только у нас, но и в мире. Моя жена состоит со мной в интимной связи больше десяти лет. Но, не смотря на это, она не танцует первые партии, как Ольга Смирнова. Несмотря на нашу связь она не солистка, а артистка кордебалета. У каждого есть свой талант и своя планка. Для того, чтобы получать главные партии, нужно только одно – хорошо танцевать. Обвинять прекрасных артисток в том, что свои роли они получили через постель, подло.

НЕ ОПОЗНАЛ В НАПАДАВШЕМ ЗАРУЦКОГО

Сергей Филин подробно рассказал о событиях, которые случились 17 января, когда на него было совершено нападение. Он не видел лица нападавшего, поэтому не может опознать в подсудимом Заруцком человека, который плеснул ему в лицо кислотой и произнес: «Тебе привет». Но очень хорошо помнит, какие страшные боли в этот момент испытал.

- У меня помутилось в глазах, - рассказал Филин. – Я упал, ползал в грязи, снегом пытался стереть с лица жидкость, которая разъедала кожу. Телефон выпал из рук, я не мог его найти. Звал на помощь, кричал, но как назло, никого не было рядом… Я метался совершенно беспомощный, надеясь, что кто-то сейчас позвонит на мобильный телефон.

На протяжении длительного времени меня пытались опорочить, найти компромат. Если бы эти люди нашли компрометирующие меня факты, они решили бы вопрос иначе. Но у них против меня ничего не было. И за это я получил кислотой в лицо!

ПРЕДСТОИТ 24-я ОПЕРАЦИЯ

Судья попросила назвать физические повреждения, которые получил Сергей Филин.

- По сравнению с тем, как пострадали мои глаз, ожоги лица вроде бы и не столь серьезные повреждения, хотя на самом деле это не так. Мимика лица полностью не вернулась. Кроме того пострадали внутренние органы, поскольку кислота попала в рот и нос. Я перенес 23 операции на глазах и вскоре снова уеду в Германию, где меня ожидает 24-я операция. Мне будут делать пересадку донорских органов на правый глаз. Доктора говорят, что мы только в начале лечения…

- В чем причина преступления против вас? - спросила судья.

- Зависть. Но я до сих пор не могу поверить в случившееся. У меня нет бизнеса, нет личных взаимоотношений. Нападение связано с моей профессиональной деятельностью.

- В чем заключаются ваши нравственные, моральные страдания?

- У меня три сына, жена, мама, сестра… После того, что со мной случилось, пострадали мои близкие, каждый из них. Их жизнь изменилась. Теперь это не жизнь… Они понимают, что я потерял зрение. Что не могу видеть своих детей. Они наблюдают за мной со стороны и моя боль для них тоже боль.

- На какой мере наказания вы настаиваете?

- Это решение должен принять суд. Тем не менее, я никому не прощаю то, что со мной произошло.

Сергей Филин попросил судью освободить его от участия в дальнейших заседаниях. Это тяжело и морально и физически. Кроме того, 11 ноября ему предстоит поездка в Германию на операцию.

В конце заседания Павел Дмитриченко заявил, что не снимает с себя моральной ответственности.

– Я никого не просил, ничего не знал о готовящемся нападении. Я прошу прощения у Сергея Филина, - сказал Дмитриченко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Анатолий Иксанов: Цискаридзе не мог совершить нападение на Филина, но довел ситуацию в театре до того, что это сделал кто-то другой После премьеры «Баядерки» генеральный директор Большого театра рассказал корреспонденту «КП» о том, какие страсти кипят в легендарной труппе (Читайте далее) Мать Сергея Филина – «КП»: «Я не сомневаю​сь, что у Сережи все будет хорошо!» Мы позвонили маме балетмейстера Большого театра Наталье Сергеевне (Читайте далее) Тесть Сергея Филина: «Заказчик преступления находится внутри театра!» - Александр Антонович, наши соболезнования! Когда мы об этом услышали, подумали, что это личное, ревность какая-то… - Да ну что вы! Это все явная месть за то, что Сергей действительно работает и пытается что-то сделать в театре. И это особенно страшно! (Читайте далее) Друг Сергея Филина: «Мы знали об угрозах, но не думали, что эти люди дойдут до такого зверства...» «КП» побеседовала с близким другом пострадавшего балетмейстера Сергея Филина Григорием Белкиным. В разговоре Григорий рассказал о том, что недоброжелатели уже давно делали гадости Сергею, но он даже не предполагал, что угрозы и зависть обернутся такими страшными последствиями. (Читайте далее) Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов: «Филин говорил, что чувствует себя в театре, как на линии фронта…» - Мы только вчера разговаривали с Филиным… - вспомнил Анатолий Иксанов. – О мне сказал: «Я себя чувствую здесь, как на линии фронта». А я ему говорю: «Мы все чувствуем себя здесь, как на линии фронта». Понимаете, работа в театре вообще сложная, тем более на такой должности. Безусловно, мы знали про угрозы (Читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Анатолий Иксанов: Цискаридзе не мог совершить нападение на Филина, но довел ситуацию в театре до того, что это сделал кто-то другой После премьеры «Баядерки» генеральный директор Большого театра рассказал корреспонденту «КП» о том, какие страсти кипят в легендарной труппе (Читайте далее) Мать Сергея Филина – «КП»: «Я не сомневаю​сь, что у Сережи все будет хорошо!» Мы позвонили маме балетмейстера Большого театра Наталье Сергеевне (Читайте далее) Тесть Сергея Филина: «Заказчик преступления находится внутри театра!» - Александр Антонович, наши соболезнования! Когда мы об этом услышали, подумали, что это личное, ревность какая-то… - Да ну что вы! Это все явная месть за то, что Сергей действительно работает и пытается что-то сделать в театре. И это особенно страшно! (Читайте далее) Друг Сергея Филина: «Мы знали об угрозах, но не думали, что эти люди дойдут до такого зверства...» «КП» побеседовала с близким другом пострадавшего балетмейстера Сергея Филина Григорием Белкиным. В разговоре Григорий рассказал о том, что недоброжелатели уже давно делали гадости Сергею, но он даже не предполагал, что угрозы и зависть обернутся такими страшными последствиями. (Читайте далее) Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов: «Филин говорил, что чувствует себя в театре, как на линии фронта…» - Мы только вчера разговаривали с Филиным… - вспомнил Анатолий Иксанов. – О мне сказал: «Я себя чувствую здесь, как на линии фронта». А я ему говорю: «Мы все чувствуем себя здесь, как на линии фронта». Понимаете, работа в театре вообще сложная, тем более на такой должности. Безусловно, мы знали про угрозы (Читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Анатолий Иксанов: Цискаридзе не мог совершить нападение на Филина, но довел ситуацию в театре до того, что это сделал кто-то другой

После премьеры «Баядерки» генеральный директор Большого театра рассказал корреспонденту «КП» о том, какие страсти кипят в легендарной труппе (Читайте далее)

Мать Сергея Филина – «КП»: «Я не сомневаю​сь, что у Сережи все будет хорошо!»

Мы позвонили маме балетмейстера Большого театра Наталье Сергеевне (Читайте далее)

Тесть Сергея Филина: «Заказчик преступления находится внутри театра!»

- Александр Антонович, наши соболезнования! Когда мы об этом услышали, подумали, что это личное, ревность какая-то…

- Да ну что вы! Это все явная месть за то, что Сергей действительно работает и пытается что-то сделать в театре. И это особенно страшно! (Читайте далее)

Друг Сергея Филина: «Мы знали об угрозах, но не думали, что эти люди дойдут до такого зверства...»

«КП» побеседовала с близким другом пострадавшего балетмейстера Сергея Филина Григорием Белкиным. В разговоре Григорий рассказал о том, что недоброжелатели уже давно делали гадости Сергею, но он даже не предполагал, что угрозы и зависть обернутся такими страшными последствиями. (Читайте далее)

Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов: «Филин говорил, что чувствует себя в театре, как на линии фронта…»

- Мы только вчера разговаривали с Филиным… - вспомнил Анатолий Иксанов. – О мне сказал: «Я себя чувствую здесь, как на линии фронта». А я ему говорю: «Мы все чувствуем себя здесь, как на линии фронта». Понимаете, работа в театре вообще сложная, тем более на такой должности. Безусловно, мы знали про угрозы (Читайте далее)