Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Москва19 ноября 2013 22:00

Сергей Собянин: «Компашки» в ЖКХ - это не рынок, а бардак!

Мэр столицы дал эксклюзивное интервью журналистам «Комсомольской правды» [Часть 2, видео]

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Во вчерашнем номере «Комсомолки» Сергей Собянин рассказал о том, как решаются многообразные транспортные проблемы столицы. Сегодня публикуем завершение беседы.

О «ДЕФИЦИТЕ» ЛУКА И МОРКОВИ

«КП»: - После закрытия бирюлевской овощебазы поползли слухи, что в городе возникнет дефицит зелени, овощей и фруктов. Ведь, по утверждению экспертов, до 60 процентов этих продуктов поставляла именно опальная база. Дефицита нет, а вот цены начали расти. На картошку, лук, морковь… Это связано с бирюлевскими катаклизмами?

Мэр: - Абсолютно никак не связано, потому что цены выросли по всей стране. И это результат не только обычных сезонных колебаний, но и низкого урожая картофеля и ряда других овощных культур. И про 60 процентов с вами не соглашусь: бирюлевская база никогда столько не держала, а сетевые предприятия вообще с ней не работали. Более того, как раз в Бирюлеве и взвинчивали цены, монополизировав площадку и заставляя продавцов торговать по явно завышенной планке. На мой взгляд, это был в чистом виде сговор.

Сейчас мы перераспределили торговые потоки на другие базы, никакого дефицита в городе нет и не будет. Другой вопрос, что в Москве, конечно, должны появиться цивилизованные логистические центры, где производители могли бы продавать сельхозпродукцию и крупным, и мелким оптовым покупателям. Мы сегодня работаем над тремя такими проектами, один их них, думаю, будет реализован уже в начале следующего года.

«КП»: - И тогда существующие базы закроются?

Мэр: - Если они выполняют все требования и никому не мешают - пусть работают и наполняют рынок. Но, к сожалению, большинству баз до этого далеко, процветают неквалифицированный труд, антисанитария. Либо владельцы приведут в порядок свои хозяйства, либо их действительно придется со временем закрывать.

«КП»: - «Неквалифицированный труд» - это прежде всего труд мигрантов. И не только на овощебазах. Возможно, самая острая московская тема…

Мэр: - Спрашивайте.

Сергей Собянин: со строительных лесов перспектива часто виднее.

Сергей Собянин: со строительных лесов перспектива часто виднее.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

О «ПОНАЕХАВШИХ»

«КП»: - Население Москвы увеличивается на 70 тысяч в год. Можно ли снизить поток «понаехавших»? Вы недавно довольно жестко высказались о том, что надо вводить визы для мигрантов…

Мэр: - Дорогие мои, не надо все мешать в кучу!

«КП»: - А разве это не одна тема?

Мэр: - Ни в коем случае. Трудовая миграция - это человек приехал, поработал, уехал. Он не получает ни гражданства, ни прописки, он не является постоянным жителем города. И к тем 70 тысячам, о которых вы говорите, не имеет, как правило, ни малейшего отношения.

«КП»: - То есть 70 тысяч - естественный прирост населения?

Мэр: - Разумеется. Не забывайте, что Москва и Московский регион - это цельный организм. Естественный, реальный город продолжается и за МКАД. И если по одну сторону кольцевой автодороги численность населения снижается, то по другую она вполне может активно расти.

На самом деле это очень дискуссионный вопрос: останавливать рост мегаполиса или нет? Хорошо, что он есть в нашей стране, или плохо? В большинстве регионов мира мегаполисы - позитивный фактор. Есть они - экономика региона развивается динамично, нет - стагнирует. Поэтому все развивающиеся страны идут по пути концентрации сельского населения и жителей маленьких городов в крупных центрах. И они, крупные, становятся локомотивами развития целых стран. Это происходит и в Китае, и в Южной Корее, и в Малайзии, и даже в Америке. Это нехарактерно только для Европы, но она, по сути, уже давно превратилась в единый мегаполис.

«КП»: - Спасибо за разъяснение по второй части вопроса. А что скажете по первой?

Мэр: - По разным оценкам, в Москве постоянно находится около 2 млн. приезжих из ближнего и дальнего зарубежья. Это и студенты, и туристы, и бизнесмены. Но бoльшая часть, конечно, едет в Москву на заработки. И здесь необходимо жесткое регулирование. Ты должен либо официально получить патент на работу, либо устроиться по квоте. Причем твоему работодателю это должно стоить столько же, сколько устройство российского гражданина. Иначе поток трудовых мигрантов будет неуклонно расти.

Совсем без них обойтись Москва сегодня не может. Да и Россия в целом. Мигранты составляют около 10 процентов всей рабочей силы в стране. Полностью от них откажемся - упадет экономика. Но процесс необходимо взять под жесткий контроль: мигранты должны пополнять наш бюджет, а работодатели - обеспечивать их необходимыми социальными правами. Если же цели у приезжих противоречат закону… Надо жестко ставить барьер. Брать отпечатки пальцев, заводить людей в базы данных, с четкими фотографиями, с документами на руках. Эффективно обязана работать пограничная служба: если гость однажды у нас напортачил и ему запретили въезд, он уже никогда не должен к нам вернуться по поддельным документам.

«КП»: - Весь уходящий год по съемным квартирам проходили рейды. Полиция, налоговая служба, ФМС охотятся на нелегалов и неплательщиков налогов. И ловят их, и ловят… Вы довольны результатами?

Мэр: - Пока недоволен. Но все-таки дело сдвинулось с мертвой точки. Сравните: в 2011 году было собрано 116 млн. рублей подоходного налога от сдачи квартир в аренду. В этом году - уже более 600 млн. рублей. Эти деньги мы целевым образом направляем на благоустройство дворов, ремонт жилья. Что касается нелегалов, с начала года официально выдворено из России более 13 тысяч незаконно находившихся в столице мигрантов. И запрещен въезд в нашу страну для 42,8 тысячи иностранцев, нарушивших российские законы. Это намного больше, чем год назад.

«КП»: - С цифрами не поспоришь, власти пытаются бороться с незаконной миграцией. А в городе тем не менее строятся все новые и новые мечети. Или это тоже слухи?

Мэр: - Я ничего не знаю про новые мечети. Мы никаких разрешений на строительство не выдаем. Сейчас достраивается соборная мечеть возле «Олимпийского», других объектов в городе не знаю. Считаю, что в Москве достаточно мечетей. Тем более мы видим, что на религиозные мусульманские праздники в основном приезжают верующие из других регионов, из Московской области. От 60 до 70 процентов - приезжие. Но мы не можем обеспечивать всех желающих. Мне кажется, это не нужно.

Столица открыта для трудовых мигрантов,  не нарушающих российские законы.

Столица открыта для трудовых мигрантов, не нарушающих российские законы.

Фото: Иван ВИСЛОВ

О ЖКХ

«КП»: - На днях корреспондент «Комсомолки» внедрился в бригаду дворников-киргизов, взглянул изнутри на работу мигрантов. Вывод неутешителен: за счет дешевой рабсилы кормится легион жилищно-коммунальных чиновников…

Мэр: - Сегодня на придомовой территории работают по три, по четыре, а то и по пять подрядчиков. Они нанимаются на несколько месяцев, потом куда-то исчезают. Это раздолье для коррупции, а наем мигрантов - одна из главных ее составляющих. Вот почему я многого жду от эксперимента по созданию ГБУ (государственного бюджетного учреждения) «Жилищник» для эксплуатации и уборки наших дворов.

В коммерческой организации, хочешь не хочешь, 40 процентов от тарифа уходит либо на налоги, либо на доходы владельца, либо невесть куда. В госучреждении схема гораздо понятнее. Плохо работает руководитель - сняли его, поставили другого. В дорожном хозяйстве такой подход дал очень хороший результат. У нас уже большая часть улиц, особенно магистральных, убирается городским предприятием. Там хорошая заработная плата и практически нет мигрантов из Средней Азии, там хорошая техника, хорошие базы. Прошлая зима показала, что даже в жесточайших условиях мы можем нормально организовать уборку.

«КП»: - А где же невидимая рука рынка и, извиняемся, Адам Смит? Или в «коммуналке» нам ничего такого не надо?

Мэр: - Никто не собирается выгонять с рынка те управляющие компании, которыми довольны жильцы. Но, к сожалению, преобладают компашки под крышей бывших чиновников. Система, когда дом эксплуатирует одна организация, текущий ремонт выполняет другая, спортивную площадку содержит третья, внутриквартальные проезды убирает четвертая, текущий ремонт дорог проводит пятая и так далее и тому подобное, - извините, но это не рыночные отношения, а бардак.

Поэтому мы и начали эксперимент. Ведь в Москве, не надо забывать, в ЖКХ традиционно работают государственные предприятия. Более 60 процентов жилищного фонда эксплуатируются ДЕЗ и ГУПами. Сейчас мы просто переводим их в новую систему координат: наделяем учреждения правом эксплуатировать не только дом, но и всю придомовую территорию и инфраструктуру.

«КП»: - Очевидно, что перемены назрели. Недавно полиция обнародовала убийственную цифру: в столичном ЖКХ откаты на подряд составляют до 30 процентов!

Мэр: - Полиция пользуется в основном нашими документами. Это я лично направил туда около 30 материалов по нарушениям, выявленным нашим контрольным управлением. Вполне возможно, что откаты составляли в этих организациях именно столько, сколько вы сказали. Потенциально, да, вполне возможна и коррупционная составляющая. А может быть, банальное воровство подрядной организации. В любом случае полиция и следственные органы должны установить истину.

О ЛАРЬКАХ И НАЛОГАХ

«КП»: - Москвичей беспокоит не только отсутствие порядка во дворах. Порой не хватает булочных рядом с домом, ларьков с овощами и зеленью. Как все это сохранить - и маленькое, и чистенькое? Это же очарование всех больших городов, когда на каждом шагу мелкие магазинчики, ресторанчики, кафешки...

Мэр: - На самом деле мы готовы поставить столько ларьков, сколько необходимо для горожан. Но они не должны мешать автомобильному движению и пешеходам, их внешний вид должен быть приличным. А на лотках должно лежать то, что нужно покупателям.

Что касается очарования… Послушайте, пока у нас процветает неорганизованная, незаконная торговля, никаких милых сердцу магазинчиков не будет. Зачем? Вышел на улицу, поставил сараюшку - и торгуй себе без всяких налогов. А вот когда этого безобразия нет, тогда появляются и магазинчики, и ларечки. Подсоединенные к сетям, с нормальной санитарией, налоговой дисциплиной…

Кстати, по объему ввода торговых площадей Москва вышла на первое место в Европе. Потому что мы начали зажимать всю эту разухабистую торговлю, созданную в начале 90-х годов и ставшую рассадником криминала.

«КП»: - С этим не поспоришь. Но «ОПОРА России», известное объединение бизнесменов, недавно объявило: с 1 января налог с предпринимателей будет взиматься по кадастровой стоимости от недвижимости. Проще говоря, если сейчас магазинчик в 25 квадратных метров платит 500 тыс. рублей налога в год, то будет платить два с половиной миллиона…

Мэр: - Полная неправда! Это касается только крупных, более 5 тысяч квадратных метров, торговых центров. Малый бизнес вообще не входит в эту систему и, разумеется, не обкладывается новым налогом. Те, кто ставил свою недвижимость на баланс по реальной стоимости, с 1 января будут платить меньше, чем сегодня. А вот те, кто раньше ни шиша не платил, теперь платить будут.

Мне кажется, это не более чем спекуляции. Но, если необходимо, давайте специально соберем «круглый стол» на базе вашей замечательной газеты. И специалисты объяснят, как этот налог будет действовать и кого затронет.

О СУДЬБЕ «ЛУЖНИКОВ» И «ТОРПЕДО»

«КП»: - Сергей Семенович, очень большая разноголосица и по поводу «Лужников». Все-таки расставьте точки над «i»: будет ли к футбольному чемпионату мира-2018 снесена главная арена стадиона или реконструкция пройдет без сноса?

Мэр: - Без сноса. Будет проведена щадящая реконструкция стадиона, он не потеряет своего исторического облика.

«КП»: - Тогда вопрос еще об одном уважаемом стадионе - имени Стрельцова. Ходят слухи, что его снесут и построят элитный жилой район. Так ли это?

Мэр: - К сожалению, этот стадион продан в частные руки, инвестор сегодня работает над проектом. Наше условие: обязательно сохранить стадион. Только после этого мы разрешим реализацию какого бы то ни было инвестиционного проекта.

О ПОЛИКЛИНИКАХ

«КП»: - Футбольных болельщиков вы успокоили. Теперь вопрос от имени тех, кто взаправду болеет: почему электронные очереди в поликлинику превращаются в хождение по мукам? Читатели нам пишут: записаться надо за две недели. Приходишь, тебе говорят: «У меня не твоя болезнь, записывайся к другому специалисту». Еще две недели... Приходится идти к частнику, чтобы месяц не ждать приема.

А тут еще разговоры о сокращении бюджетирования здравоохранения…

Мэр: - И то и другое - совсем неправда. Мы финансирование увеличиваем, причем рост порядка 17 млрд. рублей. Двухнедельные очереди - это сегодня в большей степени исключение, а не правило. Ведь мы объединили 500 мелких поликлиник в крупные амбулаторные центры. И теперь у пациента появилась возможность получить услуги узкого специалиста, воспользоваться первоклассным оборудованием: магнитно-резонансными томографами, компьютерными томографами. Раньше такой возможности просто не было.

Еще раз повторю: наша задача не уменьшить, а значительно увеличить финансирование поликлинического звена. Чтобы зарплата врачей там стала гораздо выше. Уже сегодня мы видим, что количество вакансий в поликлиниках сокращается. Врачи приходят в амбулаторные центры, оснащенные хорошим диагностическим оборудованием, - им стало интересно там работать.

Мы ведь, кстати, решили аналогичную проблему в школах. Помните, два года назад четверть штатного расписания там составляли вакансии? Не хватало учителей иностранного языка, химии, физики, математики. А сейчас нет ни одной вакансии. Ни одной! А устроиться на работу в школу стало проблемой.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Так ли нужен торговый центр на Ходынке?

«КП»: - Вот вроде запланировано строительство торгового центра, 400 тыс. кв. м, на Ходынке. И москвичи беспокоятся: зачем? Опять пробки, ни пройти ни проехать…

Мэр: - В Москве есть старые проекты, десятилетней давности. Не все возможно аннулировать, есть финансовые обязательства, по которым придется расплачиваться. Но, с другой стороны, у нас количество объектов торговли по отношению к числу жителей вдвое меньше, чем в европейских городах. И значительно меньше, чем в других российских миллионниках. Именно поэтому такой большой инвестиционный спрос. Нам нужно, чтобы рынок был более конкурентным. Чем больше торговых площадей, тем выше конкуренция, тем ниже цены на товары.

Что касается Ходынки, помимо торгового центра там возводится музей современного искусства. Там будет парк, на который объявлен международный конкурс. Там строится новая станция метрополитена. Так что там не так все грустно, как кажется.

Детский вопрос

А у детсада - не засада?

«КП»: - Готовясь к беседе, мы обратили внимание: в редакционной почте стало гораздо меньше жалоб на очереди в детские сады...

Мэр: - За последние три года мы их ликвидировали. Очереди для детей от трех до семи лет в городе нет, за исключением новой территории в Щербинке. В Старой Москве нет вовсе. Правда, это не касается детей до трех лет. Постепенно стараемся и эту проблему решать, очень помогает электронная очередь, которая исключает появление «мертвых душ». И, конечно, продолжаем строить сады.

И О политике

«КП»: - Все животрепещущие вопросы наших читателей мы задали. Пора переходить к политике. Разговоры о досрочных выборах в Мосгордуму все-таки спекуляция? Или не бывает дыма без огня?

Мэр: - Я уже много раз говорил на эту тему. Да, это не более чем политическая спекуляция. Я даже не могу понять источники: кому нужно распускать эти слухи?

«КП»: - Ваш прогноз на выборы, которые состоятся через год: будет ли Дума отличаться от нынешней? И чем?

Мэр: - Для москвичей важно, чтобы Дума решала их насущные проблемы, а не превращалась в площадку для митингов. Вы помните Московский городской совет последнего созыва, когда принимались решения раздавать автоматы и винтовки, а людей призывали идти на баррикады. Такой Думы, конечно, не нужно. Поэтому, какая бы она ни была, я хочу, чтобы она конструктивно работала с исполнительной властью для развития города.

Естественно, новая Дума будет гораздо, скажем так, цветастее - больше партий, представителей различных течений и общественных организаций, и это хорошо. Пусть ставят насущные проблемы горожан - в конкретных районах, конкретных домах. А мы будем стараться эти проблемы решать. Разве плохо? Замечательно!