По советским законам нашедшим клад полагается 25% от его стоимости. Объявив синьорам эту новость, Миронов-милиционер (в центре) обрел в Италии четырех друзей.
«Слишком жуликоватые»
Сценарий фильма написали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский и назвали его «Спагетти по-русски». Но в Кинокомитете заявку забраковали, сказав, что итальянцы показаны «слишком жуликоватыми». И положили на полку. Но помог случай.
В 1970 году в ходе создания советско-итальянского фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука итальянские партнеры задолжали «Мосфильму» крупную сумму (конечно, товарищи цензоры, жуликоватые - это не про них!). Чтобы вернуть долг, решили воплотить в жизнь новый совместный проект, для чего и реанимировали сценарий Рязанова.
На роль переодетого в гида милиционера, который присоединяется к авантюристам, пробовались разные актеры. Среди них и Иннокентий Смоктуновский. В его образе капитан милиции выглядел чересчур серьезным, и Рязанов отстоял кандидатуру Андрея Миронова.
Артистов-иностранцев же выбирал итальянский продюсер. Рязанов мечтал поработать с великим Витторио Гассманом, но ему подкидывали тех, кто подешевле (продюсеры у них тоже не жуликоватые). Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом ему сообщили, что актер сниматься не может - сидит в тюрьме за неуплату налогов (точно не жуликоватые!).
Ольге Аросевой досталась крошечная роль мамы милиционера. Когда она позвонила режиссеру с недовольством, тот ответил: «Сниматься будешь в Италии. Вопросы есть?». К слову, на Апеннинах Аросева, Миронов и Евстигнеев задержались вместо нескольких съемочных дней на... месяц. Так Рязанов отблагодарил Миронова за проявленное мужество на трюковых съемках на родине. Аросева же хитростью продлила свои «римские каникулы», изображая больную.
Хромой - единственный итальянец, которого сыграл русский актер (Евгений Евстигнеев).
«Это смертельно опасно!»
Главную ставку в фильме режиссер сделал на трюки.
- Первый трюк, который зритель видит в начале комедии, - сумасшедший проезд «Скорой помощи» по тротуару между столиками кафе, - вспоминал в одном из интервью "КП" Эльдар Рязанов. - Снимали в Риме, на Пьяцца Навона, езда там запрещена. Полиция разрешила сделать лишь один дубль. На бешеной скорости микроавтобус с каскадером за рулем вырулил на площадь и понесся по тротуару. И тут человек, сидевший у стены, закричал и упал. Было ощущение, что машина вдавила его в стену. Но он просто смертельно перепугался - «Скорая» проехала от него буквально в миллиметре. Начался скандал. Участники массовки стали требовать денег в уплату пострадавшему и заодно всем свидетелям тоже (ну вы поняли, что я хочу обо всем этом сказать. - Авт.). Пришлось откупаться.
Посадку Ту-134 на «Минском шоссе Москвы» снимали на Ульяновском аэродроме. Взлетную полосу «загримировали» под автостраду. Но по сценарию требовалось, чтобы приземлившийся самолет ехал среди мчащихся автомобилей.
В Ульяновской школе пилотов гражданской авиации все знают, какое геройство ради кино совершил бывший замначальника школы, ас своего дела Иван Таращан. Когда киношники попросили в Министерстве гражданской авиации разрешение на полет с нарушением инструкций, на них замахали руками: «Это смертельно опасно!» Но Таращан на свой страх и риск согласился выполнить трюк. Выдвинул требование: «Самолет по приземлении будет двигаться только между легковыми машинами, за рулем - только летчики: в этой ситуации им легче будет ориентироваться». И кадр был благополучно снят.
Да, не только итальянцы жуликоватые: если кого надо перехитрить, наш человек тоже не лыком шит!
Для «смертельного номера» - приземления самолета на шоссе - под автостраду «загримировали» взлетку Ульяновского аэродрома.
Кинга застрелили
Одна из ролей досталась царю зверей. В группе узнали про домашнего льва Кинга, живущего в известной в то время бакинской семье Берберовых (они проводили эксперимент, уживутся ли люди и хищники). Хозяин согласился «одолжить» питомца. Но на съемках возникла проблема - хищник отказывался выполнять команды. К тому же актеры панически его боялись. И, как оказалось, не зря...
Снимался кадр, где на инвалидной коляске ехал дублер Евстигнеева (один из дрессировщиков). За коляской бежал лев, а за ним - Андрей Миронов, Нинетто Даволи, Алигьеро Носкезе и Антония Сантилли. На первом же дубле зверь остановился, встал на задние лапы, а передними «обнял» Нинетто Даволи (он играл Джузеппе). По спине артиста потекла кровь - зверь его поцарапал. И тут среагировал дрессировщик - дублер Евстигнеева: он огрел хищника костылем, тот отскочил, и актеры разбежались.
На следующий день Миронову предстояло играть со львом «глаза в глаза». В группе были уверены, что Андрей после увиденного накануне откажется. Но он рискнул.
В этом эпизоде Миронов слезает со сфинкса, куда лев загнал кладоискателей, и проводит с хвостатым беседу, пытаясь пробудить сознательность. Артист опустился на землю, стал приближаться к хищнику. Вся буря эмоций отражалась на его лице, и играть-то особо не нужно было...
Потом актер признался, что дико боялся. Но, видимо, царю зверей приглянулся обаятельный блондин, и он его не тронул. И в фильм вошел уникальный кадр, как милиционер поучает льва.
По злому року, лев-актер погиб от рук настоящего милиционера. В ходе московских съемок Кинг жил на территории школы. И туда через забор пробрался 18-летний студент, догонявший свою собаку. Лев сбил парня с ног и прижал к земле. Хищника застрелил подоспевший на место младший лейтенант Александр Гуров (ныне известный политик. - Ред.). Так Кинг не дожил до премьеры. А Рязанов с тех пор зарекся снимать зверей в своем кино.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
- Я единственный ребенок в семье!
- И тот дефективный!
***
- Уйди, животное!
***
- На, подавись, скотина!
***
- Они не понимают.
- Неправда! Мать поймут все!
***
- Будь проклят тот, кто изобрел паспорта!
***
- Тихо, мафия идет!
***
- Если кого надо убить, напиши, приеду!
***
- В доме иностранные гости, пойди накрой на стол... И перестань целоваться, когда я с тобой разговариваю!
В ТЕМУ
Антонио покончил с собой, а Ольга вышла за бизнесмена и завязала с кино
Как сложились судьбы итальянских актеров
Анна УДОВИДЧЕНКО
Алигьеро Носкезе, сыгравший Антонио, был пародистом. В конце 70-х даже помогал главарям масонской ложи «П-2», которые государственный переворот в Италии: звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков. После «Невероятных приключений…» Алигьеро снялся еще в одном фильме. В 1979-м покончил с собой в римской клинике, где лечился от депрессии. Ему было 47 лет.
Антония Сантилли (Ольга) в основном снималась в эротических фильмах, даже дублировала Орнеллу Мути, была моделью. Ради работы у Рязанова отказалась от роли в американской криминальной драме «Серпико» с Аль Пачино. После «Невероятных приключений…» вышла замуж за бизнесмена, родила. В кино больше не снималась.
Тано Чимароза (мафиозо) играл в кукольном театре марионеток и до, и после съемок в «Невероятных приключениях». Умер на Сицилии в 2008-м, в возрасте 86 лет.
Из всех актеров-итальянцев лишь Нинетто Даволи (Джузеппе) был популярен в 70-х. Любимый актер Пьера Паоло Паззолини, снявшего его в шести своих картинах. После гибели знаменитого режиссера в 1975 году Даволи в основном стал сниматься на телевидении. Сейчас ему под 70.
О съемках в «Невероятных приключениях…» никто из них потом особо не вспоминал, да и в итальянском прокате комедия прошла незаметно. Интересно, что в Италии картину увидели под названием "Una matta, matta, matta corsa in Russia («Безумные, безумные, безумные гонки по России»). Зато в СССР фильм занял третье место по итогам 1974-го года, уступив «Золоту Маккены» и «Калине красной». Публика, конечно, в основном шла «на Миронова». В том же году, к слову, актеру было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.