Чем россиян может привлечь работа в ЖКХ?

Меньше ли становится нелегалов в столичной «коммуналке», чего ждать жильцам от замены ДЕЗ на «Жилищники», готовы ли москвичи пойти в дворники и сантехники?

На эти животрепещущие вопросы в ходе «Круглого стола», который прошел в студии Радио и ТВ «Комсомольская правда», пытались найти ответ заместитель начальника УФМС России по Москве Николай Азаров, руководитель ГКУ «Центр труда и занятости» Северо-Восточного округа Москвы Иван Паращак, руководитель ГБУ «Жилищник района Северное Медведково» Геннадий Позняк, и. о. коменданта бытового городка ГБУ «Жилищник района Северное Медведково» Людмила Колесникова.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ЗАЯВКИ ЖИЛЬЦОВ ВЫПОЛНЯЮТСЯ БЫСТРЕЕ

«КП»: - Москва улучшает свою систему жилищно-коммунального хозяйства. Во многих районах столицы на смену привычным ДЕЗ приходят новые службы - государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Жилищник». Что, кроме названия, меняется для жителей?

Г. Позняк: - Эксперимент проводится с июля 2013 года, когда началась реорганизация известных всем районных ДЕЗ в «Жилищники». При этом новые службы получили также некоторые полномочия ГУИС района, обязанности по обслуживанию дорожного хозяйства, зеленых территорий. Все сотрудники работают не у разных подрядных фирм, а напрямую в штате «Жилищника». В нашем штате сегодня 22 процента работников - это жители Северного Медведкова. Еще 23 процента - жители других районов Москвы. Порядка 53 процентов - приезжие из других регионов России. В основном из Московской, Курской, Орловской областей. В нашем «Жилищнике» трудятся всего 8 сотрудников-иностранцев, официально живущих и работающих в России со всеми необходимыми документами.

Коммунальная техника у нас тоже своя, причем самая современная. Сейчас в тех районах, где уже появились «Жилищники», они полностью следят за дворами, зеленкой и домами. Общение городских служб с жильцами теперь стало проще. Горожане понимают, куда обращаться с вопросами по «коммуналке», а обслуживающая их компания быстрее реагирует на жалобы и просьбы. К тому же и техника постоянно находится в своем районе. Если нужно, к примеру, убрать мусор, то не нужно долго ждать, когда приедет машина и его увезет.

«КП»: - А жалоб на качество услуг стало меньше или больше?

Г. Позняк: - Операторы объединенных диспетчерских служб, куда москвичи звонят с жалобами на проблемы в доме или во дворе, стали получать меньше обращений. Особенно это заметно при сравнении с прошлым годом, когда в районах еще работали ДЕЗ. Замечания по нашей работе принимаем также и с помощью интернет-портала «Наш город». Люди раскусили пользу от этого сервиса. Здесь можно оперативно сообщить о проблеме и сразу ее решить.

ПРОФЕССИИ ОБУЧАТ БЕСПЛАТНО

«КП»: - Пожалуй, один из главных вопросов при создании «Жилищников»: где найти россиян, которые заменят мигрантов в коммунальном хозяйстве? Ведь новые службы изначально принимают на работу только граждан России - москвичей, жителей Подмосковья и других областей. Может быть, желающие просто не знают, что в столице можно устроиться дворником или водителем коммунальной техники?

И. Паращак: - Служба занятости вместе с «Жилищником» постоянно проводит ярмарки вакансий, как крупные окружные, так и районные в столице и в соседних с ней областях - в Рязанской и Липецкой. В наш центр занятости от «Жилищников» округа сейчас поступило около 1000 заявок на новых сотрудников. Москве нужны квалифицированные рабочие - слесари, каменщики, плотники, маляры, электрики, водители. Город готов их обучать и переобучать за свой счет и уже этим занимается.

Помимо того, мы приглашаем москвичей на работу в ЖКХ по программам временного трудоустройства. Например, с начала лета в «Жилищники» Северо-Восточного округа столицы устроены 70 учащихся московских школ и студентов строительного университета. Таким сотрудникам к основному заработку, который выплачивает «Жилищник», положена еще и доплата в размере 80 процентов от прожиточного минимума. Сейчас это 10 тысяч 400 рублей в месяц. Хороший стимул для молодых москвичей, особенно для несовершеннолетних, чтобы они приучались к труду.

Г. Позняк: - Кстати, дворник, работающий в «Жилищнике» по временной схеме, может претендовать на базовую ставку в 16 тысяч рублей в месяц. Добавьте к этому доплату от службы занятости, и получится 26 тысяч рублей. Не меньше! А в некоторых случаях и больше, например если дворник убирает не один, а несколько дворов. Тогда и ставка выше. Чем больше поработал, тем больше и получил. При этом мы стараемся трудоустраивать в первую очередь москвичей. Молодые рабочие кадры идут к нам из строительного колледжа № 12, колледжа архитектуры и строительства № 7.

И. Паращак: - У нас есть программа доплаты к окладу и выпускникам колледжей как молодым специалистам. Прибавку они вправе получать в течение года с момента трудоустройства.

МИГРАНТОВ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ

«КП»: - В районах, в которых открылись «Жилищники», высвобождается достаточно большое количество мигрантов, работавших дворниками, в том числе и нелегально. Насколько отлажен контроль за тем, куда они дальше пойдут?

Н. Азаров: - За последнее время в миграционное законодательство было внесено много изменений, направленных на улучшение ситуации с мигрантами в столице и в целом в стране. Теперь стало невозможным многократное и неконтролируемое пересечение границы России нелегальными мигрантами, что довольно часто происходило раньше. Вся информация о въезде-выезде автоматически отслеживается. Без оформления разрешительных документов иностранные граждане не могут находиться на территории России более чем 90 суток в течение полугода. Это строго отслеживается. В прошлом году за нарушение пребывания в России мы закрыли въезд в Москву 80 тысячам иностранцев. Такие же цифры у нас только за четыре месяца этого года. Эта профилактика направлена как раз на тех, кто склонен нелегально жить и работать в Москве. Причем на 11 процентов больше проводятся проверки в тех сферах, где чаще всего происходят такие нарушения, например на строительных объектах, в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве. Желающие законно находиться в России стали чаще оформлять патенты на работу. Для сравнения: за четыре месяца прошлого года мы выдали 47 тысяч патентов, за то же время в 2014 году - 267 тысяч патентов. Разница очевидна!

Г. Позняк: - До конца июня совместно с УФМС Москвы откроем прямо в бытовом городке «Жилищника» специальный терминал для регистрации приезжих из других регионов России. Ведь россияне тоже должны на законных основаниях жить и работать в столице так же, как и иностранные граждане. А заниматься легализацией своих сотрудников обязан работодатель. Поэтому все приезжающие трудиться в «Жилищнике» смогут пройти ускоренную электронную регистрацию по месту пребывания в Москве фактически на рабочем месте.

ЖИЛЬЕ ПЛЮС СПОРТПЛОЩАДКА И БАЗА ОТДЫХА

«КП»: - В каких условиях живут приезжие работники «Жилищников»?

Л. Колесникова: - Жителям других регионов, приезжающим на работу в Москву, предоставляется место в специальном городке. Это полностью оснащенное необходимой бытовой техникой здание с жилыми комнатами, санузлами, кухней, душевыми, прачечной и комнатой отдыха. Как в гостинице - приходи и живи! В городке скоро откроется спортивная площадка и две базы отдыха.

«КП»: - Впечатляет! Это даже не коммунальный городок, а студенческий кампус. А сколько стоит проживание в нем?

Л. Колесникова: - У нас символическая плата для сотрудников - 1200 рублей в месяц.

«КП»: - Многие москвичи переживают, что соседство с бытовым городком доставит им неудобства…

Л. Колесникова: - Москвичи могут не волноваться. Городки строятся как можно дальше от жилых домов. Чтобы обеспечить безопасность, в каждом городке действует пропускной режим, работает пост охраны.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За пять месяцев 2014 года сотрудниками УФМС Москвы:

- проведено 5301 мероприятие по выявлению нарушений миграционного законодательства,

- проверено 115 объектов бытового обслуживания,

- направлено 81 850 представлений о закрытии для нелегалов въезда в Россию,

- оформлено 331 507 патентов на иностранных граждан, 91 558 разрешений на работу для иностранцев.