Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+10°
Boom metrics
Происшествия21 августа 2014 14:00

Годовщина катастрофы рейса Анапа-Петербург: Рядом с мемориалом погибшим под Донецком пассажирам теперь рвутся снаряды

«Комсомолка» вспоминает, как восемь лет назад 170 человек отправились в бесконечный полет
Источник:kp.ru
Фото:Игорь Ткаченко/Russian Look

Фото:Игорь Ткаченко/Russian Look

ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ

22 августа 2006 года. 11:10. Самолет Ту-154, вылетевший из аэропорта «Пулково» рейсом № 611, приземляется в Анапе. Этот же петербургский экипаж начинает готовиться к обратному рейсу в Северную столицу. Под номером 612. Последнему в своей жизни.

15:03. Командир воздушного судна, опытный пилот 49-летний Иван Корогодин получает разрешение на взлет.

15:04. На скорости 290 км/ч борт RА-85185 отрывается от полосы. В самолете находятся десять членов экипажа и 160 пассажиров. Вскоре «Тушка» сталкивается с грозой, и экипаж просит диспетчера занять более высокий эшелон.

15.36. Лайнер подает три сигнала бедствия и быстро теряет высоту, вращаясь, словно кленовый лист.

15.37. До столкновения с землей остается всего три тысячи метров. Скорость сближения - более 300 км/ч. Самолет подает еще один сигнал SOS и исчезает с радаров.

15:38. Второй пилот-стажер 23-летний Андрей Ходневич, который налетал всего двадцать часов, кричит: «Не убивайте!» Бортовые самописцы прекращают работу. Жители села Сухая Балка, что в 35 километрах от Донецка, видят в овраге клубы черного дыма, поднимающегося высоко вверх.

17.45. Время, когда самолет должен был прилететь в «Пулково». Встречающих уводят в отдельный зал аэропорта. Полет самолета с их родными и близкими на борту становится одним из самых трагичных в истории отечественной авиации. Погибли целые семьи. В списках пассажиров 45 детей. Каждому не больше двенадцати лет, шестерым не исполнилось и двух. Поступают первые свидетельства сотрудников МЧС. Тела ребятишек и их родителей буквально сплелись в одно целое. Взрослые до последнего пытались спасти малышей…

«В ОБЛОМКАХ ЗВОНИЛИ СОТОВЫЕ»

Петербуржец Георгий Ефименко в тот роковой день потерял младшего сына Станислава, невестку Наталью и трехлетнего внука Владика.

- Что вы храните в память о них?

- Дома за иконами стоит бутылочка с землей с места трагедии. До сих пор пахнет керосином. Также остались водительские права Стаса и паспорт его супруги. Они сохранились, представляете, - голос стойкого мужчины дрожит. - Я их нашел среди вещдоков в Донецкой прокуратуре. Обгоревшие, помятые, но фотографии видно.

Станислав Ефименко и его сын Влад погибли в авиакатастрофе. Фото: bort85185.spb.ru

Станислав Ефименко и его сын Влад погибли в авиакатастрофе. Фото: bort85185.spb.ru

- Когда вы узнали о…?

- Когда ехал встречать в аэропорт на машине. Радио не было. Позвонил старший сын Руслан и сообщил, что увидел в Интернете новость о пропавшем рейсе из Анапы. У входа в «Пулково» стояли милиционеры. Я сразу понял, что что-то не то. Говорят мне: «Поднимайтесь на третий этаж». Там в просторном зале сидели уже человек 200 родственников. Стоял запах валерьянки. Все надеялись на чудо, а потом пришли официальные лица, и… Люди стали записываться на самолет до Донецка.

Руслан Ефименко позвонил младшему брату на мобильный.

- Гудков не было, - вспоминает он. - Но когда потом прилетели на Украину, очевидцы рассказывали, что в обломках самолета позванивали сотовые.

Оказалось, что многие тела можно было опознать только по ДНК. Родственников попросили сдать образцы своей крови.

- Некоторые все же шли опознавать останки и говорили: «Вот эти похожи на наших, забираем». Так, нашего Владика похоронили другие люди. Они из Ленобласти, Рощино. Только через два месяца стало известно. Люди уже ходили на могилу, а потом им: «Ой, там не ваш, верните». Перемешалось прилично, перезахоранивали не одного и даже не двух. Неразбериха. Неприятно.

- Когда ваш брат полетел с семьей в Анапу, судьба подавала плохие знаки?

- Он приехал на работу перед вылетом. Его в бухгалтерии спрашивают: «Боишься лететь?» Туда, говорит, боюсь, а обратно нет - если что, мы вместе. Стас вот так сказал…

- Сами после трагедии летаете?

- Летаю, но побаиваюсь, если честно. Плохо мне от этого. Но два раза в одну воронку… Кстати, к пилоту Корогодину обиды не испытываю. Да, он виноват. Да, он мог изменить ситуацию, но не многие бы изменили, имея ту информацию о погоде, на которую командир экипажа ориентировался.

РАССЛЕДОВАНИЕ МАК

Экипаж попытался провести самолет над грозовым облаком, внутри которого бушевал вихрь диаметром десять километров и шел град. Самолет оказался в западне редкого природного явления и в итоге забрался на высоту, не предусмотренную руководством по эксплуатации Ту-154. Лайнер попал в ситуацию, которую пилоты называют «подхват»: поднимающийся поток теплого воздуха как катапульта подбросил самолет почти до 13 000 метров. А ограничение у Ту-154 – 12 100. Боковые двигатели при этом глохнут, а на одном центральном не вытянешь. Потеряв скорость, самолет свалился в плоский штопор. С этого момента он был обречен.

Фото:Игорь Ткаченко/Russian Look

Фото:Игорь Ткаченко/Russian Look

Впрочем, согласно заключению МАК, если бы в какой-то момент пилот отдал штурвал от себя, машина, возможно, вернулась бы в горизонтальный полет, и трагедии бы удалось избежать. По мнению экспертов, Корогодин не справился с ситуацией. Вина была полностью возложена на экипаж, а именно на командира.

«МЕМОРИАЛ В САМОЙ ГУЩЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Спустя год после катастрофы возле Сухой Балки появился монумент в память о погибших. Мемориал выглядит как часть фюзеляжа с номером RA-85185. Он из белого бетона, а окружают памятник четыре мраморные плиты. На них выгравированы фамилии погибших. Каждый год родственники ездят к мемориалу, чтобы возложить цветы, везут игрушки. Вокруг они высадили 170 берез - по количеству жертв. Однако теперь дорога к монументу закрыта…

- Еще в июне туда ездили родственники погибших пассажиров, которые живут в Донецке. Ухаживали. А в начале июля уже стало невозможно туда выехать, - говорит Георгий Ефименко. - Звонили знакомым из соседних сел и просили, а те отвечали: «Не выходим из подвалов, даже посмотреть не сможем, что там. Когда стихнет, будет возможность». Над мемориалом снаряды летают. То с одной, то с другой стороны. В радиусе 25-30 километров идут боевые действия. Памятник в самой гуще.

- Вы пытались найти правду, почему упал самолет. Сейчас у вас ответы на все вопросы?

- Нет. Если чиновников от авиации тогда устроило, что виноватым назвали Корогодина, то мы, родственники, считаем, что виновен не только он.

Родные погибших требовали привлечь к ответственности наземные службы, которые не сообщили экипажу о высоте грозового фронта, который Ту-154 был не в состоянии обойти. А также просили наказать конструкторов самолета за неточные испытания самолета при плохой погоде и руководство авиакомпании «Пулково» за ошибки в обучении экипажей и допуск пилота-стажера к управлению самолетом. Дошли даже до Страсбургского суда, но тщетно.

На могилы детей родственники приносили игрушки.

На могилы детей родственники приносили игрушки.

Фото: Тимур ХАНОВ

- Да, жалобы подавались, - рассказывает петербуржец Виталий Юсько. Мужчина потерял в авиакатастрофе сестру Наталью, двоих маленьких племянников и 10-летнюю дочь Юлю. - Большее удивление вызывает ситуация с метеослужбой. Говорилось, что Корогодин расписался в метеосводке, где речь шла о высоте облаков в 12 километров. Их еще можно перепрыгнуть. А позже пришла следующая сводка - там облачность была уже 13 километров, которую уже не перепрыгнуть. Под этой сводкой подписи Корогодина нет, хотя в аэропорту утверждают, что он был с ней ознакомлен. Вообще эти бумаги вызывают огромные сомнения у меня до сих пор. Но, видимо, командира экипажа просто было решено назначить виновным…

- Писали, что ваша мама, Татьяна Матвеевна, отсудила у авиакомпании «Россия» (вскоре после трагедии в нее вошли «Пулковские авиалинии») один миллион рублей.

- Это за четверых ее близких людей, дочь и внуков. В судах в качестве возмещения морального вреда все получали небольшие суммы. Они выплачивались в 2007-2008 годах. От 50 до 250 тысяч за одного погибшего.

- Как вы сейчас живете?

- Работаю. У меня четверо детей. Трое родились после авиакатастрофы. Сам не летаю.

ФАКТЫ

Самолет был произведен в 1992 году. Затем десять лет летал в Китае, а после ушел в отставку. Затем был куплен авиакомпанией «Пулково», где получил новый регистрационный номер RA-85185. Этот номер принадлежал самолету, который в 1997 году порезали на металлолом.

После катастрофы родственникам погибших пассажиров было выплачено по 500 тысяч рублей от федерального и петербургского правительств и от авиакомпании.

Георгий Ефименко создал фонд «Прерванный полет» для помощи родным погибших в авиакатастрофах.

В поселке Малое Карлино под Пушкиным построена часовня в память о пассажирах рейса №612. Каждый год там проводят службу. Больше всего погибших захоронено на Смоленском кладбище.

В Пулково на памятной доске выбиты имена погибших.

В Пулково на памятной доске выбиты имена погибших.

Фото: Александр ГЛУЗ

Как показала судмедэкспертиза, фаланги на обеих руках командира воздушного судна Ивана Корогодина были сломаны - с такой нечеловеческой силой он сжимал штурвал.

Ко дню катастрофы лайнер пролетел 24 215 летных часов. Срок службы Ту-154 - 30 тысяч часов.

Отец Ивана Корогодина Иван Павлович воевал в Корее в 1952 году на бомбардировщике. Пенсионер пытался отстоять честь сына в суде.

Десять родственников погибших умерли в первый год после катастрофы.

СПРАВКА «КП»

Командир воздушного судна Иван Иванович Корогодин. Пилот 1-го класса, 49 лет. Имел общий налет 12 312 часов, из них 5956 часов на Ту-154, в том числе 2349 часов в должности командира. По маршруту «Петербург-Анапа» летал часто. Авиационных происшествий в работе до этого не было.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Тогдашний министр транспорта Игорь Левитин, принося соболезнования родным и близким погибших пассажиров и летчиков, пообещал, что через пять лет Ту-154 будут сняты с полетов. Производство их закончилось, однако до сих пор «дедушек» российской авиации можно увидеть в гаражах некоторых авиакомпаний.

Несколько раз расследование трагедии возобновляли, но затем прекращали вновь, каждый раз возлагая всю вину за случившееся на экипаж. Тогда много говорили о том, что борт мог вернуться назад. Но, по некоторым данным, за экономию топлива пилотам платили премии…