Экономика9 сентября 2014 2:00

Слишком дорогая поправка: 300 тысяч вагонов - в утиль?

Президент РЖД Владимир Якунин выступил против новых правил продления жизни железнодорожных составов
Тимофей РОТОВ
Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Своеобразный подарок железнодорожникам преподнесло правительство еще к профессиональному празднику, который отмечался 1 августа. Накануне, 31 июля, было подписано постановление № 737. В чем суть изменений: обязательной сертификации отныне подлежат абсолютно все грузовые и пассажирские вагоны. А для этого потребуется проводить их испытания - чего раньше никогда не было. Подобная процедура может стоить очень дорого, а главное, затянуться на год и даже более.

Поправка принята в рамках развития Таможенного союза: сейчас как раз заработан технический регламент, касающийся безопасности железнодорожного подвижного состава. Но в Беларуси и Казахстане разрешено продлевать срок службы вагонов путем планового ремонта до 2016 года - до этого времени страны рассчитывают разработать и принять новую нормативную базу. А разработать надо не менее сотни стандартов!

В России же техрегламент вступил в силу со 2 августа этого года, работает уже месяц - а норм продления до сих пор нет. Из 62 стандартов, необходимых по новым правилам для продления работоспособности грузовых вагонов, на данный момент утверждены меньше половины.

Неудивительно, что президент РЖД Владимир Якунин написал письмо Президенту России Владимиру Путину. Российские железнодорожники оказались в неравном положении в конкуренции с соседями. Якунин раскритиковал новые правила продления срока службы вагонов, он предлагает сертифицировать только вагоноремонтные компании, а не каждый тип вагонов отдельно, как утверждено правительством. По оценкам экспертов, это сократило бы процедуру оценки и перезапуска вагонов до двух месяцев.

Как считают специалисты, постановление ударит в первую очередь по грузовладельцу: появится дефицит подвижного состава. Операторы, то есть владельцы вагонов, поднимут ставки. Им придется покупать новые вагоны, а номинально устаревший за счет одного росчерка пера технопарк придется списать. В утиль рискуют оправиться около 300 тысяч (!) вагонов, которые спокойно могли бы возить грузы еще больше десяти лет. Поясняем: установленный срок службы вагонов - 22 года, процедура продления увеличила бы срок их службы еще на 11 лет. Для сравнения, в Европе и США вагоны бегают по 40 - 60 лет.

Второй очень важный момент: практически останутся без заказов 200 вагоноремонтных предприятий России, значительная часть которых являются градообразующими. По подсчетам специалистов, падение объемов производства здесь может составить от 25 до 85 процентов. Тысячи людей могут остаться без работы.

В итоге введение запрета на продление срока службы вагонов скажется и на простых потребителях: как последствия роста стоимости перевозок могут вырасти цены на товары. Что очень нежелательно сейчас, во времена санкций.

Жертвами новой системы станут не только люди, но и технологии: продление срока службы составов стимулирует производителей создавать конкурентоспособные, инновационные вагоны - при этом не завышая стоимости устаревших моделей нового производства.

При этом запрет на продление срока имеет весьма посредственное отношение собственно к вопросам безопасности, которые, разумеется, волнуют общество в первую очередь. Причинами ЧП чаще всего становятся детали, изготовленные в 2007 - 2011 годах, то есть относительно нового производства (часть которого, кстати, производилась на Украине). То есть это больше вопрос качества выпускаемой сегодня продукции, а не продления срока годности вагонов.

Но в последнее время громко освещаются только аварии со старыми вагонами. А аналогичные происшествия с вагонами новыми почему-то замалчиваются. Есть ощущение, что вагоностроительное лобби ведет четко разработанную пиар-компанию, подготавливая общественное мнение к принятию подобных радикальных решений, способных навредить всей экономике страны, правда, при этом помочь самим вагоностроителям.