Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество25 февраля 2015 22:00

А я шагаю в кипе по Москве...

Корреспондент «КП» прогулялся по центру столицы в традиционной иудейской шапочке [видео]
Москва, февраль 2015 г., журналист «Комсомолки». Кипу мы купили возле синагоги. Носить шапочку представителям других конфессий и атеистам не воспрещается. Так что чувств верующих мы, надеемся, не оскорбили.

Москва, февраль 2015 г., журналист «Комсомолки». Кипу мы купили возле синагоги. Носить шапочку представителям других конфессий и атеистам не воспрещается. Так что чувств верующих мы, надеемся, не оскорбили.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Аналогичный опыт израильского журналиста Цвика Кляйна оказался печальным. Коллега прошелся в кипе по Парижу. Израильтянина не раз оскорбляли, плевали в его сторону, ну или просто кричали: «Да здравствует Палестина!» Особенно старались чернокожие и арабы, в том числе девушки. Все снято на видео, ролик можно найти в YouTube и на нашем сайте. Более того, журналиста сопровождал полицейский. В штатском, конечно, он шел немного в стороне. После 10 часов прогулок он сдался: «Еще несколько минут, и нас тут разорвут на части. Сегодня в Париже есть районы, куда евреям ходить запрещено!»

Мы решили проверить, а куда евреям опасно заходить в Москве?

ЧЕЛОВЕК-ВАТРУШКА И ДРУГИЕ

Меня в школе не очень обидно дразнили евреем - за польско-белорусскую фамилию с окончанием на «вич». Теперь представилась возможность по-настоящему почувствовать себя в шкуре (точнее сказать, в кипе) иудея.

Мой путь начался на Большой Бронной улице, около синагоги. Тут я за 200 рублей в киоске с литературой купил себе новенькую белую кипу.

Сами евреи любят говорить, что маленькая шапочка, прикрывающая затылок, у них не падает, потому что бог ее держит. Может, всевышний и прикладывает к этому руку, не знаю. Но я на всякий случай прицепил кипу к волосам небольшой заколкой.

По пути до Пушкинской площади (от синагоги 600 метров) меня никто не замечает - все спешат по своим делам. После чернокожих ребят, рекламирующих солярии, и человека в костюме гигантской ватрушки кого удивлю я со своей кипой?

ВОЗЛЕ ХРАМА

Еду на «Кропоткинскую», к храму Христа Спасителя, - посмотрим, как на «иудея» отреагируют православные.

В подземном переходе сквозняк срывает кипу. Белая шапочка, подпрыгивая, летит назад, в сторону подземки. Попрошайки с вялым интересом следят за моей погоней. Остальные горожане меня по-прежнему не замечают.

- Смотри, смотри! Еврей идет, - шушукаются коммунальщики, сидящие на лавочке у собора. - Смешная у него шапка.

Все трое - русские.

Как бы невзначай подхожу поближе - интересно, что будет дальше. Но рабочие смущаются и начинают обсуждать уборку снега.

Прихожане же, которых у храма Христа Спасителя полным-полно, слова мне не сказали. Никто не просил уйти или снять кипу.

«РЖАЧНАЯ ШАПКА»

Еще минут сорок я бродил по Комсомольской площади. Куча приезжих: Кавказ, Средняя Азия, среднерусская глубинка... Реакции на меня - ноль. Перед Ярославским вокзалом на меня обращает внимание только сутенер: «Девочка нужна?» Ему-то уж точно все равно - в ушанке я, тюбетейке, да хоть в кастрюле!

Спускаюсь в метро.

- Что за странная шапка? Ржачная! - обсуждают меня за спиной старшеклассники. Негромко, но я все слышу.

- Это еврейская кипа, - просвещает друзей один из недорослей.

На этом урок религиоведения пацаны заканчивают и дальше обсуждают свою новую математичку.

Собственно, вот все. Остальным пассажирам в метро я оказался абсолютно неинтересен. Совсем другое дело - у Соборной мечети на проспекте Мира.

Париж, начало февраля 2015г., израильский журналист Цвик Кляйн. Съемка телеканала NRG.

Париж, начало февраля 2015г., израильский журналист Цвик Кляйн. Съемка телеканала NRG.

«ФИГНЯ КАКАЯ-ТО»

Была пятница. У мусульман массовая молитва. Возле станции метро «Проспект Мира» десятки людей с бородами, некоторые в тюбетейках. На шастающего мимо «израильтянина» никто не смотрит.

- Ты зачем меня снимаешь? - вдруг идет в мою сторону один из мусульман. Это он заметил нашего фотокора Женю Гусеву.

- Мы проверяем реакцию людей на появление в толпе еврея, - объясняю я.

- А кто еврей?

- Я. Вот у меня кипа.

Мужчина смотрит сначала на меня, потом на мою шапочку. Пожимает плечами и уходит:

- Фигня какая-то...

Набираюсь смелости и подхожу ко входу в молельный зал Соборной мечети. Уж тут-то меня наверняка заметят! И меня действительно замечают.

- Вы еврей? - спрашивает смуглый мужчина с большой окладистой бородой на входе в мечеть.

Нас окружают еще четверо мусульман. Все с любопытством смотрят на кипу.

- А чем белая шапочка отличается от черной? - интересуется бородач. Никакой агрессии, обычный человеческий интерес.

- Да ничем, каждый выбирает цвет по душе, - наобум отвечаю я (кстати, не сильно ошибся: как я потом выяснил, белые кипы чаще надевают по праздникам, хотя можно и в будни ее носить - никто возражать не станет).

- Заходите в мечеть, - неожиданно предлагает мусульманин. - Там сейчас имам. Очень умный человек - вам интересно будет с ним поговорить.

Я мягко отказываюсь - это уже лишнее, наверное. В храм Христа Спасителя же я в кипе не ввалился.

- В любом случае мы будем рады увидеть вас в любое время, - вежливо продолжает бородач. - Имам готов общаться со всеми. Может быть, вы откроете для себя что-то новое.

Спасибо, новое для себя я уже открыл.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Мы толерантнее?

Москва, оказывается, куда толерантнее Парижа. Парижа! Столицы европейского свободомыслия. Как же так получилось? Там ведь просвещенная Европа, права человека, все равны. Это у нас тут «страна рабов», антисемиты в крестах и с плетками, да вообще Средневековье! Или все же нет? Заигрались, видно, французы. Пока усиленно защищали права одних, права остальных обесценились настолько, что в 300 метрах от Эйфелевой башни еврею плюют под ноги со словами «Чтоб тебя собаки съели!». Отсюда, из «средневековой» Москвы, нам кажется это жуткой фантасмагорией. И мы, как можем, будем молиться о том, чтобы у нас еврей спокойно приходил в гости к православным и мусульманам, а не прятался в собственном городе, как когда-то в гетто.