Премия Рунета-2020
Москва
+18°
Boom metrics
Майский гид12 апреля 2015 10:34

Театр «военных действий»

10 московских спектаклей о Великой Отечественной войне
«Будь здоров, школяр!» Театр «У Никитских ворот»

«Будь здоров, школяр!» Театр «У Никитских ворот»

В репертуарах театров (не только майских), без разнарядок и обязаловок, сохранились спектакли о войне. Сохранились не «на память» как рудимент или сувенир из прошлого, но для памяти. Музыкальные и драматические, мрачные и лиричные, разные по настроению и форме, но схожие в одном – спектакли о войне антивоенны, они за мир.

1 «Прокляты и убиты», МХТ им. А.П. Чехова.

«Писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». В основе спектакля Виктора Рыжакова последний роман Виктора Астафьева. Сюжет не вымышленный, пережитый. Окопная правда 1942 года - рассказ о судьбах молодых бойцов, впервые взявших в руки оружие. О выстрелах и расстрелах военной поры. Стройный, не строевой, хотя заняты в нем 20 молодых актеров и одна актриса. Все они не намного старше своих персонажей, по сути своих прадедов, чья жизнь разделилась на «до» и «после» войны. Скупой, строгий, выворачивающий душу спектакль без парадных мундиров и патриотического восторга. Без хрестоматий, штампов и детских игр в «войну». О непрожитом и неповторимом, ибо не должно быть повторено… 2 «Враги. История любви», Театр Современник

О переживших смерть и не вернувшихся в жизнь инсценировка романа Исаака Башевиса- Зингера в постановке Евгения Арье. Мужчина и три женщины - эта история могла бы стать водевилем или лирической комедией, если бы всех четверых, очень разных, не объединило прошлое - черное как задник сцены. «Когда нацисты вернутся, а они обязательно вернутся...», - объясняет Герман Бродер (Сергей Юшкевич) своей ... жене? бывшей прислуге? спасительнице? Все справедливо слилось в Ядвиге (настоящий прорыв Алены Бабенко). Это она, полька, прятала его, еврея, всю войну в стоге сена, терпела лишения, страх, унижения - все без хитрости, без корысти. Прятаться больше не надо, и он ей обязан, обвязан ее приторной, но искренней заботой и любовью, ее нелепыми попытками стать «хорошей еврейской женой». А он... У него есть любовница Маша (Чулпан Хаматова), выжившая в лагере и восставшая из мертвых (Герман считал ее погибшей), и первая жена Тамара (Евгения Симонова). Выпущенные из одной точки эти три луча в жизни Германа не освещают ему путь. Этот свет ослепляет, а слепота сердечная, - снова возращение во мрак.

О переживших смерть и не вернувшихся в жизнь инсценировка романа Исаака Башевиса- Зингера в постановке Евгения Арье

О переживших смерть и не вернувшихся в жизнь инсценировка романа Исаака Башевиса- Зингера в постановке Евгения Арье

Фото: РИА Новости

3 «Жизнь свою за други своя…» Театр п./р. Олега Табакова

Вечер-посвящение юбилею Победы в Великой Отечественной войне впервые исполнили в «Ночь театра» в Москве. В подвальной «Табакерке» граница между сценой и залом едва заметна, а в этот вечер она стерлась окончательно. Песни и стихи о войне, исполнявшиеся известными артистами театра и выпускниками Московской театральной школы Олега Табакова, подхватывали в зале, поддерживали аплодисментами и слезами, которые трудно сдержать. У каждого есть своя любимая песня или строки, в которых умещаются 4 страшных года прошлого столетия, и в вечере-спектакле, поставленном Виталием Егоровым, для зрителей разных поколений находятся свои главные слова и ритмы. Утесов, Окуджава, Симонов, Исаковский, Берггольц... Имена, даты, воспоминания, песни прощания и песни встречи, стихи в память и во славу.

4 «Надежда, Вера и Любовь», Московский Театр «ET CETERA»

В основе музыкального спектакля Екатерины Гранитовой сценарий Юлия Кима. 20 песен о войне как двадцать картин, двадцать вспышек памяти о войне. На старой танцплощадке звучат мелодии, под которые наша страна встретила войну. Мелодии расставания. Несмотря на доминирующую роль музыки, «Надежда, Вера и любовь» полноценный спектакль, а не концерт. Каждый эпизод имеет свою драматургию, тему, посыл. И нет здесь повторов. В мелодии знакомых песен, в музыку слов, то и дело вторгаются гудки паровоза и тревожные ритмы, как метроном отсчитывающие то ли число дней до победы, то ли число жертв войны.

5. «Нюрнберг», РАМТ

В основе спектакля Алексея Бородина - киносценарий Эбби Манна, ставший основой для выдающегося фильма «Нюрнбергский процесс», получивший одиннадцать номинаций на премию «Оскар». Это напряженная драма о суде над нацистскими преступниками. Ее герои пытаются найти ответы на вопросы о том, как стали возможны чудовищные преступления против человечества. Спектакль РАМТа выходит за рамки исторического экскурса и говорит о конформизме в современном обществе, невмешательстве и бездумном следовании приказам. В спектакле, включающем элементы кабаре, занято более 50 актеров. Балансирующий между судом и рестораном, ложью оправдывающихся за военные преступления и маскарадом мирной жизни, спектакль как печатные машинки секретарей судебного заседания, «вбивает» в сознание зрителей одну мысль – недопустимость исторической амнезии. Она чревата повторами того, что не должно повториться.

6 «Судьба одного дома», Театр российской армии

Полифонический рассказ к юбилею Победы с подзаголовком «Шесть мелодий войны». Прозвучат в нем фрагменты из «Проклятых и убитых» В. Астафьева, «Берега» Ю. Бондарева, «Сотникова» В. Быков, «Жизни и судьбы» В. Гроссмана, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Жени, Женечки и “катюши”» Б. Окуджавы и В. Мотыля. Режиссер Борис Морозов выбрал для своих студентов, занятых в спектакле, сюжеты отнюдь не праздничные, идущие в разрез с мажорной тональностью юбилейных торжеств. О героях без героики, о Победе без ретуши, о жертвах без различия чинов и званий.

7 «Так и будет», МХАТ им. М.Горького

В основе спектакля Татьяны Дорониной одноименная пьеса Константина Симонова, пьеса о потерях и обретениях военного времени. Это рассказ о трех днях без войны, о передышке и предчувствии скорой победы. Главные герои, потерявшие любимых и близких, потерявшие дом и ощущение дома, получают шанс на новую жизнь и новое счастье. Звучат в спектакле песни военных лет, сводки Совинформбюро, но завершается он минутой молчания на фоне документальных фотографий павших солдат. «Так и будет» на афише театра звучит несколько угрожающе. Но так было, и память об этом хранят.

8 «Будь здоров, школяр!» Театр «У Никитских ворот»

Повесть Булата Окуджавы, лежащая в основе спектакля Марка Розовского, во многом автобиографична. Ее герой, юный, нелепый, «неоперившийся» школяр, которому суждено было примерить солдатскую форму. Спектакль полон лирики, светлого юмора о быте войны, о простых человеческих радостях на передовой. Здесь много деталей, точных, невыдуманных примет жизни, неизвестной «тыловым». Спектакль о преодолении и взрослении, об умении разглядеть жизнь, когда вокруг все дымит и взрывается, о победе над унынием, победе над самим собой как первом шаге к Победе.

9 «Это, девушки, война» Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ»

Спектакль не о героях, а героинях, четырех девушках оказавшихся на войне. Сводки Совинформбюро перемежаются с женскими откровениями, задушевными и душещипательными беседами. За откровенность приходится платить, и не так пугают свистящие за стенами казармы пули, как слова сидящих рядом сестер по несчастью. У каждой за душой своя печаль, но горе общее - Война. «У войны не женское лицо», но и женщин она перемалывала. Героини спектакля Дмитрия Полянского проходят проверку на прочность не в бою, но в предлагаемых войной обстоятельствах, когда понятия морали расшатываются, вера в ближних колеблется, а любовь и любовь к Родине вдруг оказываются по разные стороны баррикад…

10 «Пел соловей, сирень цвела», Новый московский драматический театр

История о тех, чья молодость оборвалась войной. О рано повзрослевших. О тех, кто не узнал первой любви, пав в первом в жизни бою. Хрупкость надежд и мечтаний молодости в спектакле Наркас Искандаровой соотносится с зыбкостью мирного времени. Спектакль-притча о молодых солдатах разных национальностей, вероисповеданий, убеждений, врагов при жизни, после смерти осознавших условность и бессмысленность всех границ и различий – лирическое тонкое повествование о положивших весну своей жизни на алтарь победной весны 1945.