Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество7 июня 2015 22:00

Учителя стали больше получать, а ученики - меньше прогуливать

Эксперты оценили условия и атмосферу в российских школах
Эксперты считают, что на одного педагога в наших школах приходится слишком мало учеников.

Эксперты считают, что на одного педагога в наших школах приходится слишком мало учеников.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Оказывается, в России не так все плохо с образованием, как об этом рассказывают. Международное исследование TALIS-2013 показало: учителя в России любят свою работу, несмотря на большие нагрузки, и верно расставляют приоритеты в профессии.

TALIS проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оно нужно, чтобы объяснить успехи школьников в той или иной стране. Эксперты оценивают подготовку и профессиональное развитие учителей, качество преподавания и руководство школами.

- Впервые TALIS проводился в 2008 году, наша страна в нем участвовала неофициально, - рассказал Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, отвечавшей за это исследование в России. - Многие проблемы, которые тогда выявили, удалось решить, подняв зарплаты педагогов до уровня средних по экономике региона. В социальном плане это вывело профессию учителя на совершенно новый уровень.

В школу потянулись молодые педагоги

В исследовании этого года участвовали 37 развитых стран. Россию представляли 198 директоров и 4076 учителей из 14 регионов.

Эксперты подтвердили: повышение зарплат привело к тому, что в школу потянулись молодые педагоги. 12 процентов учителей - моложе 25 лет! Но и пенсионеры не спешат покидать насиженные места. Слишком уж велика разница между зарплатой и будущей пенсией! Хотя молодые педагоги ценят престиж профессии куда выше, чем коллеги старшего возраста.

- 60 процентов молодых учителей считают престижной работу в школе, - приводит данные Ярослав Кузьминов. - С ними согласны лишь 40 процентов тех, кто проработал в школе дольше.

К слову, о среднем стаже: он у российских педагогов - 21 год! Опытнее педагоги лишь в Грузии: там средний стаж учителя 23 года. Для сравнения, средний стаж по странам ОЭСР - 16 лет. При этом наши педагоги крепко держатся за свои школы. В среднем они работают на одном месте по 15 лет.

- В этом есть и положительные, и негативные моменты, - подчеркивает Кузьминов. - Педагоги редко переходят из школы в школу, а это не всегда хорошо с точки зрения развития. Поэтому тенденция объединения школ очень важна для учительской мобильности.

Большинство педагогов в России - женщины, их в профессии 86 процентов. Нас переплюнула лишь Латвия, где женщин в педагогике - 89 процентов. А вот Япония, наоборот, считает преподавание уделом мужчин. Там женщин-учителей лишь 39 процентов.

Вкалывают, как гастарбайтеры

Эксперты отметили и негативный эффект от повышения зарплат. У педагогов ужасно выросла нагрузка - до 46 часов в неделю. А в среднем по странам ОЭСР учителя работают 38 часов в неделю.

- Больше нас трудятся лишь азиаты, но у них другие традиции и свой менталитет, - объясняет Кузьминов. - Мы видим, что наши педагоги тратят на административную работу и отчеты больше 4 часов! Это на час больше, чем в других странах. Нагрузка выросла из-за того, что школы оказались крайними в вопросе поднятия зарплат учителям - дополнительных средств на это им не выделили.

А вот другая проблема оказалась полной неожиданностью. В России слишком много педагогов - один на семь учеников! Для сравнения, в Финляндии соотношение 1 к 9, а в Сингапуре - 1 к 12. А ведь считается, что в этих странах самое лучшее образование.

- Если у учителя немного учеников, это не гарантирует качество образования, - считает Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики». - Дети лучше учатся, когда работают в группе и вместе трудятся над общим проектом.

Но это не значит, что учителей будут сокращать. По мнению экспертов, проблему может решить объединение школ.

- Классы по 40 человек не нужны, - объясняет Ярослав Иванович. - Проблему можно решить по-другому. Если школа маленькая, по классу в каждой параллели, то на полную ставку там работают лишь математики и литераторы. Остальным приходится добирать зарплату по частям. Если же в школах будет больше классов, все педагоги смогут брать полную ставку по своему предмету.

Списывают!

По сравнению с 2008 годом, учителя навели в школах порядок и дисциплину. Во всяком случае прогуливать дети стали меньше.

- По статистике 2008 года, у нас в школах было гораздо больше правонарушителей, чем в других странах, - рассказывает Елена Ленская, руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук. - Сейчас ситуация выровнялась. А опозданий и прогулов у нас значительно меньше, чем в других странах. Вот только по части списывания мы все еще лидируем - на это пожаловались 35 процентов директоров школ.

Есть у российских педагогов и другие преимущества. Например, наши учителя могут не только бесплатно повышать квалификацию, но еще и получать за это прибавку. В других странах педагоги о таком могут только мечтать. Но есть закавыка. Педагоги учатся не совсем тому, чего ждет от них государство. Например, в профессиональном стандарте педагога написано, что он должен уметь работать с детьми-инвалидами. Но учителя не спешат этому учиться.

- Их больше интересует методическая подготовка, а не навыки работы со сложным контингентом детей, - отмечает Елена Ленская.

А в это время

Завалены бумагами

Профсоюз «Учитель» провел свой опрос среди работников образования. И вот какие проблемы педагоги назвали самыми актуальными:

Большие объемы бессмысленной бумажной работы - 80,8%

Низкая зарплата - 65,9%

Несправедливость распределения стимулирующих надбавок - 43,8%

Слишком большие переработки сверх ставки - 38,2%

Отсутствие оплаты некоторых видов деятельности (классного руководства, ЕГЭ и т. д.) - 35,5%

Низкое качество курсов повышения квалификации и формальный подход к их организации - 33,4%

Жесткий административный контроль, давление на педагогов - 29,4%

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Как вернуть любовь детей к чтению

Первый заместитель министра образования и науки России Наталья ТРЕТЬЯК

Мы все реже слышим красивую и правильную речь из радиоприемников и с экранов телевизоров. Да и общаясь между собой, мы стали меньше обращаться к литературному языку: говорим короче, теряем образность речи. Почему это происходит? Причин много.

На мой взгляд, в первую очередь это большой объем информации, которую мы должны успеть воспринять. По оценкам экспертов, за последние десять лет объем информации увеличился вдвое по сравнению с тем, который накопился за весь предыдущий период существования человечества.

Вторая причина - мы стали меньше читать. Тенденция снижения чтения характерна не только для России, она носит международный характер. При этом Россия по-прежнему относится к читающим странам. Например, согласно международным исследованиям, Россия - в первых строчках рейтинга стран по уровню чтения, восприятия и анализа текста на родном языке в младших классах.

Да и внимания в школе к изучению языка и литературы мы уделяем больше, чем наши соседи. Например, на русский язык в школьной программе отведено 1480 часов. А русский язык и литературу, вместе взятые, изучают 2547 часов в течение 11 лет - примерно одна четвертая часть всего школьного курса! Это не только больше, чем изучение родного языка в других странах, но и больше, чем в советской школе.

Тем не менее наши дети читают меньше и говорят хуже, чем мы в их возрасте.

Что делать? Вернуть интерес к книге. Педагоги считают - эффективный способ заинтересовать ребенка - дать ему возможность выбирать. Сейчас учитель ограничен списком литературы, которую в школе обязаны изучить. Этот список с небольшими вариациями остается неизменным еще с тех пор, как в школу ходили родители нынешних школьников. Хотя мир за это время сильно изменился, появилось много интересных писателей.

Мы должны найти компромисс. С одной стороны, задать некие параметры тех произведений, которые должен знать каждый россиянин. С другой стороны, дать возможность учителю и ученику изучать и другие произведения. Как это может выглядеть на практике? Школьнику предлагается изучить два обязательных произведения, например, «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», и выбрать еще, допустим, пять произведений Пушкина, посвященных любви к Родине, и три произведения Лермонтова, посвященных теме патриотизма, а также прочитать любые произведения о героях Отечественной войны 1812 года. Так ребенку предоставляется возможность самому найти то, что ему интересно.

Не менее важно использование современных образовательных технологий.

Впрочем, изменения есть уже сегодня. Так, возвращение школьного сочинения явно повысило интерес к чтению.

Задача взрослых, родителей, педагогов - объяснить ребенку, что читать не только интересно, но и очень полезно. Если ребенок много читает, его не нужно натаскивать на знание правил русского языка - он и так будет правильно и грамотно писать, у него сформируется так называемая врожденная грамотность. Он запоминает правильное написание слов, расположение знаков препинания. И так гораздо интереснее изучать русский язык, чем зазубривать сухие правила, которые много читающие люди не помнят, но при этом пишут грамотно и говорят красиво.