Общество24 августа 2016 2:09

Трущобы с видом на высотку МГУ

«Комсомолка» пыталась разобраться, почему на проспекте Вернадского вместо научного кластера по-прежнему стоит целый гаражный город?
Около тысячи жителей столичного района «Раменки» написали письмо в прокуратуру. Требуют разобраться со здешними трущобами, раскинувшимися на территории больше десятка гектаров

Около тысячи жителей столичного района «Раменки» написали письмо в прокуратуру. Требуют разобраться со здешними трущобами, раскинувшимися на территории больше десятка гектаров

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Около тысячи жителей столичного района «Раменки» написали письмо в прокуратуру. Требуют разобраться со здешними трущобами, раскинувшимися на территории больше десятка гектаров. Район МГУ - место статусное, красивое. Это если по фасадам центральных улиц судить. Многие москвичи и не знают, что за библиотекой университета, между проспектами Вернадского и Ломоносовским, уже который десяток лет медленно, но верно расползается так называемый «Шанхай».

«ШАНХАЙ» ЖИВ

Официально это гаражно-стояночный кооператив (ГСК) «Стрела» и еще несколько более мелких подобных образований. По факту - странный лабиринт разномастных гаражей, сделанных из всякого хлама. Считается, что сюда попадает большая часть угнанных в разных районах Москвы машин. Правда, полицейские рейды добираются сюда нечасто. Самый громкий - в январе 2013-го. В «Шанхай» ворвался ОМОН и, пока местные обитатели не очухались, прошерстил автосервисы (владельцы обычно называют их автоклубами, где мужики якобы ковыряются в машинах из спортивного интереса). В итоге нашли несколько свежеугнанных авто и целые склады явно бэушных запчастей, выявили несколько точек, где «мастера» перебивают на ворованных тачках номера, задержали более 50-ти работавших здесь нелегалов-таджиков. Собственно, все. «Шанхай» с тех пор никто не трогал. И только его обитателям ведомо, что там творится.

И вот у жителей Раменок появился шанс наконец-то избавиться от этого чуда-юда. На этом самом месте собираются строить отечественный аналог американской Силиконовой долины. Научный кластер «Воробьевы горы» - лаборатории, исследовательские центры, суперсовременные предприятия. По плану ровненькие прямоугольники корпусов, окруженные зеленью, должны появиться уже к 2018 году. Но «Шанхай» жив. Почему?

Официально это гаражно-стояночный кооператив (ГСК) «Стрела»

Официально это гаражно-стояночный кооператив (ГСК) «Стрела»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ПРОВЕРОК НЕТ

Прошлой осенью мы здесь уже были, когда писали о новой московской моде обустраивать гаражи под жилые дома. Посмотрели на территории «Шанхая» несколько подобных вариантов, выставленных на продажу (от 1,5 млн. рублей, - Ред.). Это здешние кирпичные двухэтажки, где первый этаж - гараж, а второй - несколько жилых комнат с ванной и санузлом. Отопление - электрическое, еду готовят на газовых баллонах. По закону гараж — нежилое помещение. Но кого это волнует? Кто это проверит?

Во многих таких гаражах живут приезжие из Средней Азии или Закавказья — работники местных автомастерских. Порой даже семьями вселяются. Кое-где можно увидеть и женщин.

- Проверки? Ну, раз или два в год побеспокоят тебя полицейские, - рассказывает владелец дома-гаража Аслан. - Они для «палочки» иногда сюда приезжают, если угон какой-нибудь. Машину на территории ищут. На самом деле тут столько гаражей, что если кому-то надо будет танк спрятать, никто в жизни не найдет. В общем-то, осматривают только гаражи, и даже регистрацию тут никогда не проверяют.

ФАВЕЛЫ

Жизнь вокруг кипит. Таджики и киргизы увлеченно ковыряются в кишках авто. Выглядывающая со второго этажа женщина вяло переругивается с загорающим у гаража на солнышке мужем.

На многих «улочках» вдоль обочин скапливаются груды обглоданных до косточек автомобильных кузовов. Многие, судя по всему, валяются здесь много лет.

Натыканные кое-где плакаты, предупреждающие, что брошенные на проезжей части машины будут эвакуированы, смотрятся издевкой. Мест вдоль «улиц», правда кое-где уже не хватает и «шанхайцы» как-то умудряются забрасывать ржавые остовы бывших «Жигулей» и «Тойот» на крыши гаражей. Такая двухуровневая свалка получается. Порой даже кажется, что едва ли не половина «сдохших» в Москве автомобилей покоится с миром здесь, в «Шанхае».

Да сюда туристов можно за деньги водить - показывать трущобы наподобие бразильских фавел!

Правда, появляющихся в «Шанхае» посторонних местные подозрительно осматривают с ног до головы. Иногда свистят вслед. Но на всякий случай с этой публикой лучше в диалог не ввязываться.

Считается, что сюда попадает большая часть угнанных в разных районах Москвы машин

Считается, что сюда попадает большая часть угнанных в разных районах Москвы машин

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

МЕСТО СИЛЫ

Здешнее «место силы» - пересечение «центральной улицы» (так тут иногда называют ряд, ведущий вглубь ГСК от шлагбаума на въезде) и уходящей направо 5-й линии. Кафе национальной кухни «Халяль» - хлипкая на вид щитовая деревянная постройка, 6-7 столиков и открытая дверь на кухню, где что-то шкварчит на плите. Место для встреч и переговоров. В принципе, здесь всегда хватает посетителей, но по вечерам вообще аншлаг. Кафе — халяльное (то есть, еду готовили из животных, забитых по всем законам ислама и никакой свинины), поэтому собираются здесь в основном бородатые мужчины. Кавказцы, азиаты. Уж не знаю, что они здесь делают, целыми днями охраняют свои машины в гаражах или тоже в автосервисах работают.

Вообще, в «Шанхае» не меньше полдюжины кафе, где работягам из нелегальных мастерских подают плов, лагман или шурпу. Но вывеска есть только у «Халяля». Остальные как бы и не кафе. Почему-то кажется, что Роспотребнадзор об их существовании не знает и никогда не проверял. Примерно столько же разбросано по территории магазинчиков. Но они тоже без вывесок. Они же для своих. Кому надо, тот знает, где тут какая инфраструктура.

Многие москвичи и не знают, что за библиотекой университета, между проспектами Вернадского и Ломоносовским, уже который десяток лет медленно, но верно расползается так называемый «Шанхай»

Многие москвичи и не знают, что за библиотекой университета, между проспектами Вернадского и Ломоносовским, уже который десяток лет медленно, но верно расползается так называемый «Шанхай»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

«ЖИТЕЛЕЙ РАМЕНОК ТАМ УЖЕ ПОЧТИ НЕТ»

Победить «Шанхай» (он же ГСК «Стрела», он же бывший ГСК «Наука», бывший «Прогресс», «Мотор» и «Звук») пока не удается.

Например, стало однажды достоянием общественности официальное письмо в ГСК «Стрела», подписанное проректором МГУ Черняевым. Суть: на земельном участке, принадлежащем университету, вы возвели незаконные строения. Требуем в кратчайшие сроки их снести и «в течение 10 дней проинформировать МГУ о проделанной работе». Ага. Гаражей только больше стало. При этом ясно ведь: раз все эти гаражи-дома-кафе установлены на земле МГУ незаконно, то и за снос их никто никаких компенсаций платить не будет. Однако торговля гаражами в «Шанхае» по-прежнему кипит. И продавцы каждый раз успокаивают владельцев, мол, не бойтесь, больше 30 лет ГСК стоит и еще столько же простоит запросто.

Последние несколько лет актив кооператива мастерски отбивается от любых предписаний - периодически меняя юридические названия.

Кафе национальной кухни «Халяль» - хлипкая на вид щитовая деревянная постройка, 6-7 столиков и открытая дверь на кухню, где что-то шкварчит на плите. Место для встреч и переговоров

Кафе национальной кухни «Халяль» - хлипкая на вид щитовая деревянная постройка, 6-7 столиков и открытая дверь на кухню, где что-то шкварчит на плите. Место для встреч и переговоров

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Вот, одно было название. Потом они переизбрались, кооператив стал называться по-другому. Потом делились на несколько частей, - объясняет Игорь Окунев, который долгое время был главой управы района Раменки и «бодался» с «Шанхаем», а ныне зампрефекта Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. - ГСК постоянно находится в каком-то юридическом движении. Самое главное, что они чувствуют свою безнаказанность. Когда мне приходилось с ними встречаться, приходил их адвокат, якобы, они законно там стоят, земля была выделена.

Спору нет, жителям Раменок в этом месте еще в советские времена действительно законно выделили место под гаражи. Но вот когда началась перестройка...

- Предприимчивые люди стали организовывать автомастерские, начали ставить торговые палатки, - продолжает Окунев. - ГСК рос и вглубь, и вширь, и в стороны. Там же огромное пространство, целый микрорайон уже. По хорошему, чтобы как-то следить там за порядком, нужно специальное подразделение полиции. Кстати, мы в свое время делали анализ, кому принадлежат эти гаражи. Выяснилось, что жителей Раменок там уже давно очень мало, многие владельцы на самом деле живут в других районах Москвы. Некоторые даже в Подмосковье. Победить-то «Шанхай» можно. Но это не уровень района, и даже не уровень города.