Премия Рунета-2020
Москва
+14°
Boom metrics
Общество21 июля 2015 22:00

Транспортные реформы в Москве помогли победить пробки?

В Москве впервые за несколько лет выросла скорость движения в часы-пик и сократилось общее время проезда по городу
Мария ГРИГОРЬЕВА
Одна из причин постепенной разгрузки улиц - развитие городского общественного транспорта.

Одна из причин постепенной разгрузки улиц - развитие городского общественного транспорта.

Фото: Евгения ГУСЕВА

ГОРОД ЕДЕТ ДАЖЕ В ЧАСЫ-ПИК

МКАД по сравнению с прошлым годом поехал быстрее на 15% (средняя скорость выросла до 86 км/ч), вылетные трассы – на 8% (до 39 км/ч), магистрали в пределах Третьего кольца – на 12% (до 47 км/ч). Кроме того, на 8% быстрее стал и наземный общественный транспорт. Такие цифры озвучил на недавнем заседании президиума столичного правительства вице-мэр и глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. При этом, как уверяют столичные власти, машин в городе меньше не стало и экономический кризис тоже не при чем. Так в чем же тогда дело, решила разобраться «КП»?

И ЗИМОЙ, И ЛЕТОМ НЕ ТОРМОЗИМ

Ситуация с пробками в Москве за последние полгода действительно существенно улучшилась: «Яндекс.пробки» еще весной в утренние и вечерние часы-пик фиксировали заторы не более 5-6 баллов, а уж этим летом город поехал совсем свободно.

Специалисты называют наступивший сезон отпусков одной из причин разгрузки дорог: люди массово уезжают отдыхать. Меньше всего заторов, как правило, во второй половине июля – первой половине августа. Но отпуска – далеко не единственная причина разгрузки города.

- Такая тенденция наблюдалась и в начале года. Мы проводили исследование в феврале, сравнивая скорость движения на крупных улицах Москвы в будни. Выяснилось, что в первые рабочие дни этого года на дорогах Москвы было несколько свободнее, чем год назад, - рассказал «КП» Леонид Медников, эксперт аналитического центра «Яндекс.пробки». - Так, ситуация между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом улучшилась. В течение дня машины здесь движутся на 7-10% быстрее, чем в прошлом году. В вечерний час пик разница еще больше - 13%.

Получается, что Москва теперь едет не только летом, но и в другое время года, чего с ней давно не случалось. Это подтверждают и эксперты нидерландской компании TomTom, выпускающей устройства для автомобильной и персональной GPS-навигации. Когда в начале апреля компания опубликовала ежегодный рейтинг загруженности дорог за 2014 год, Москва в нем впервые за последние два года перестала быть безусловным лидером, откатившись на четвертое место и пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. А ведь еще в 2012 и 2013 годах столица Россия занимала в рейтинге совсем не почетное первое место.

Так что же стало причиной столь заметных перемен?

- Мы проделали большую работу, связанную с перестройкой системы управления дорожного движения в городе. Используя нашу интеллектуальную систему, позволяющую наблюдать за передвижением машин по городу, мы перестроили и скорректировали работу светофоров, – рассказал глава дептранса Максим Ликсутов.

В результате, по его словам, ручное управление светофорами по сравнению с 2014 годом сократилось в три раза. И город постепенно переходит на полностью автоматическую систему управления дорожным движением.

НА ЛИЧНОМ АВТО – СЕБЕ ДОРОЖЕ

Кроме того, москвичи стали более разумно использовать личный транспорт, уверены транспортные эксперты. Во многом это произошло в результате введения платных парковок в пределах ТТК и эвакуации машин нарушителей. Как итог: в городе практически не осталось мест, где водители паркуют свои машины в два-три ряда.

Корреспондент «КП», проведя мини-опрос в центре города, выяснил, что люди действительно стали чаще оставлять машины дома, потому что не хотят искать место для парковки возле работы и отдавать за нее ежемесячно от 7000 до 16 000 рублей.

- Мой офис находится на Якиманке, и раньше я ездила из дома на работу и обратно только на машине, - сказал москвичка Елена, сотрудница туристической компании. – Но после того, как в центре появились платные парковки, мне стало накладно каждый день тратиться на стоянку. В месяц выходило бы около 11 тысяч. Сейчас мне гораздо удобнее и дешевле пользоваться метро и троллейбусом.

- Мне дорого платить за парковку в центре, - поддержал Сергей, работник бизнес-центра на площади Тверской заставы. – Когда тепло, я вообще езжу на велосипеде. Дешевле и для здоровья полезнее. Если дождь или холодно, пересаживаюсь на метро – и быстро, и не надо голову ломать, где припарковаться. А на машине стараюсь выбираться только за город.

МЕТРО И НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ МЕНЯЮТСЯ

Еще одной причиной постепенной разгрузки улиц Москвы эксперты называют изменение в подходе к развитию городского общественного транспорта.

Во-первых, он становится современным: за последние четыре года автобусный парк обновился на 80%, троллейбусный – на 33%, трамвайный – на 19%.

Во-вторых, более комфортным: уже никого не удивишь выходом в интернет из тоннеля метро, работающими системами кондиционирования в подвижном составе, отсутствием необходимости стоять в очередях за проездными билетами в начале месяца благодаря внедрению нового билетного меню и появлению карты «Тройка», возможностью с точностью до минуты узнать время прихода нужного автобуса, троллейбуса или трамвая с помощью специального приложения для смартфонов. Горожане его уже оценили.

- Приложение очень удобное, больше не надо гадать, когда придет твой автобус – просто открываешь карту и смотришь, где он едет. Не нужно больше мерзнуть на остановке или галопом нестись через всю улицу, видя, что автобус подъезжает, - поделилась впечатлениями москвичка Ольга.

Кроме того, серьезно обновилась транспортная инфраструктура: появление выделенных полос для общественного транспорта на дорогах позволило сократить стояние троллейбусов в пробках и запустить экспресс-маршруты автобусов, а обновление и обособление трамвайных путей на ряде улиц – существенно увеличить скорость движения трамваев. Кстати, трамвайный маршрут №17 (Останкино – Медведково) во многом благодаря этому является абсолютным рекордсменом по количеству перевезенных пассажиров среди всего наземного транспорта города – в сутки им пользуется 61 000 человек. Уже в следующем году на маршруте опробуют еще одно новшество: на двух перекрестках для трамвая №17 планируют сделать автоматизированные светофоры, которые будут автоматически переключаться на зеленый при приближении трамвая.

Определенную роль в улучшении транспортной ситуации сыграло и развитие велоинфраструктуры. Конечно, до Голландии Москве еще очень далеко, однако количество велосипедистов в этом году существенно увеличилось. Связано это и с расширением системы велопроката, и с появлением новых велодорожек.

***

Конечно, поводы для критики проводимых транспортных реформ пока остаются: это и не всегда оправданная эвакуация машин, и сокращение количества парковочных мест в центральной части города, и не совсем совершенная система оспаривания выписанных штрафов, и появление противоречащих друг другу знаков на улицах. Однако если по осени город продолжит ехать, а не стоять в многокилометровых пробках, то даже заядлым критикам транспортных реформ будет сложно найти новые аргументы в свою пользу.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

«Постепенно результаты будут еще более заметными»

- Причина увеличения скорости на дорогах состоит в достаточно продуманной транспортной реформе, которую проводит департамент транспорта Москвы, - говорит Василий Колташов, экономист, руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). – Сейчас в столице уделяется внимание развитию общественного транспорта. Одновременно идет наступление на личные автомобили, которые теперь не так просто припарковать в центре Москвы. В результате начинает снижаться плотность машин, которые устремляются в центр. Москвичи стали более рационально использовать личный автомобиль.

Раньше наземный транспорт не был предсказуем. В отличие от электричек и метро, в которых все точно знали, когда и куда приедут. Сейчас одна из основных задач в том, чтобы и автобусы, и маршрутки стали предсказуемым, комфортным и безопасным видом транспорта. Горожане постепенно стали туда пересаживаться. Частных перевозчиков интегрируют в городскую систему общественного транспорта, поставив им единые требования по продаже билетов, скорости движения, соблюдением расписания. При этом развивается велосипедное движение. Постепенно результаты такой реформы будут еще более заметными. Подобные перемены успешно произошли в европейских городах – в Лондоне, Вене, Берлине.

«Поведение водителей становится цивилизованным»

- На изменение ситуации оказывает свое влияние проект развития парковочного пространства, - считает Норайр Блудян, член общественного совета Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ, исполнительный директор «Транспортной ассоциации московской агломерации». – Наведение порядка на проезжей части увеличило в разных районах города пропускную способность улиц минимум на 10–12%. Все участники нашей ассоциации, представители городских транспортных компаний это подтверждают. Конечно, лето тоже вносит свои коррективы на дорогах, но тенденции к улучшению были заметны и зимой. Помимо этого, невозможно не заметить, что в общественном транспорте обновляется подвижной состав, повышается не только скорость движения, но и комфорт. Коммерческие перевозчики тоже меняются. Они уходят от устаревших маршруток маленькой вместимости к микроавтобусам средней вместимости. Кроме того, поведение москвичей на дорогах становится более цивилизованным. Все это следствие той реформы, которую сейчас внедряет департамент транспорта Москвы.