Происшествия

Трагедия под Истрой: Ошибка пилота, лихачество в воздухе или отказ двигателя?

При столкновении гидросамолета и вертолета погибли 9 человек
Следствие выясняет причины столкновения самолета и гидроплана в небе над Истринским водохранилищем.

Следствие выясняет причины столкновения самолета и гидроплана в небе над Истринским водохранилищем.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Суббота, теплый августовский вечер. На берегу Истринского водохранилища (это на северо-западе от Москвы) не протолкнуться - народ оттягивался после рабочей недели. Кто-то рыбачил, кто-то купался, кто-то катался на гидроциклах, вдалеке большой стрекозой тарахтел алый гидроплан - он весь день катал желающих. Детвора и взрослые безмятежно наслаждались отдыхом и вдруг…

- Все произошло на наших глазах, - рассказывает житель села Лечищево Искандер Насыров. - У меня день рождения был, я как раз с другом пошел купаться. Вертолет моего соседа Вадима Бухтиярова появился со стороны леса и пошел над водой в сторону противоположного берега. Тут появился этот легкомоторный самолет - гидроплан «Сессна». Пилот начал делать какой-то странный, по сути, лихаческий маневр: он пошел наперерез «Робинсону» Вадима, летел сзади и как бы сверху. Дальше все было, как в дурном кино или компьютерной игре. Видимо, пилот «Сессны» не учел турбулентность, не могу точно ручаться - все было слишком быстро, но кажется, они сцепились винтами и рухнули.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ПЕРВАЯ ЖЕРТВА

Авария произошла в нескольких сотнях метров от берега. Отдыхающие увидели, как из самолета при падении выбросило тело. Те, кто был на гидроциклах, помчались к месту трагедии. Достали девочку. Антон Сашкевич, другой сосед пилота Бухтиярова, врач по образованию, прибежал к берегу. Именно он пытался реанимировать 9-летнюю пассажирку «Сессны». Израненного и искалеченного ребенка достали из воды рыбаки.

- "Скорую" и спасателей, конечно, вызвали моментально, - продолжает Насыров. - Не знаю, может, мне показалось, но медиков не было очень долго. Антон пытался спасти девочку, у него потом вся рубаха в крови была...

Спасатели поднимают на борт лодки тело одной из жертв трагедии.

Спасатели поднимают на борт лодки тело одной из жертв трагедии.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В воскресенье приблизиться к акватории, где произошла катастрофа, было невозможно - территорию оцепила полиция. Отдыхающих, которые, видимо, еще не слышали о трагедии, заворачивали на подходах к берегу.

«ЛЕТАЮТ КАК ПОПАЛО»

Во второй половине дня воскресенья водолазы МЧС достали 8 тел. На 17:00 тело пилота вертолета Вадима Бухтиярова так и не нашли. Его могло отнести подводным течением, говорят спасатели.

Работа сотрудников МЧС на месте катастрофы.

Работа сотрудников МЧС на месте катастрофы.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Вытащили и обломки летательных аппаратов. Следователям вместе с авиаэкспертами предстоит выяснить, как именно произошло столкновение и кто стал его виновником. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Основная версия - ошибка одного из пилотов.

- Легкомоторные самолеты регулярно тут летают, - рассказал «КП» житель Лечищево Артем Харламов. - Я сам бывший летчик и могу сказать: нет тут никакого диспетчерского контроля, летают как попало, много небезопасных ситуаций создают.

Впрочем, в следствии называют и еще одну версию: у «Сессны» мог произойти сбой в работе двигателя, из-за чего самолет потерял скорость и рухнул на вертолет.

Хвостовая часть вертолета на берегу Истринского водохранилища.

Хвостовая часть вертолета на берегу Истринского водохранилища.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Обнаруженный водолазами МЧС бортовой журнал разбившегося вертолета.

Обнаруженный водолазами МЧС бортовой журнал разбившегося вертолета.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КСТАТИ

Вадим Бухтияров, пилотировавший вертолет, - титулованный спортсмен, мастер спорта международного класса, с опытом выступления на чемпионатах Европы по мотопарапланерному спорту. Он выиграл два чемпионата мира в составе сборной России.

Вертолетом управлял опытный пилот, чемпион мира по мотопланерному спорту Вадим Бухтияров. Фото: РИА Новости/РССИ sky-open.com

Вертолетом управлял опытный пилот, чемпион мира по мотопланерному спорту Вадим Бухтияров. Фото: РИА Новости/РССИ sky-open.com

- Вадим Бухтияров был романтиком неба, - рассказал «КП» близкий друг погибшего летчика Сергей Потехин. - Насколько я знаю, он никогда не позволял себе каких-то вольностей за штурвалом. Я знаю его 20 лет, и все эти годы он летал. Активно участвовал в программе «Небо, открытое для всех» по приобщению инвалидов к занятиям авиацией.

Вертолет "Робинсон", по данным следствия, принадлежал погибшему пилоту Вадиму Бухтиярову. Теперь крылатая машина представляет из себя груду металла.

Вертолет "Робинсон", по данным следствия, принадлежал погибшему пилоту Вадиму Бухтиярову. Теперь крылатая машина представляет из себя груду металла.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пилота гидроплана зовут Михаил Ермольчев. По предварительной информации, он зарабатывал деньги, катая отдыхающих над местными красотами.

Обломки вертолета "Робертсон" поднимаются со дна Истринского водохранилища.

Обломки вертолета "Робертсон" поднимаются со дна Истринского водохранилища.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Последняя поездка стоила 6 тысяч рублей

Вот что написала на своей страничке «ВКонтакте» несколько часов спустя после трагедии одна из отдыхавших в субботу на Истринском водохранилище Татьяна Макарьина (орфография сохранена):

«При нас прилетел гидроплан и рекламировал себя… Желающие отдали 6 тысяч рублей. Двое детей и два взрослых. Взлетел, кстати, совершенно обычно сделал круг... А потом вертолет, столкновение, мгновенно ушли под воду. Родители погибших были в двух метрах (от Татьяны - Ред.), плакали, падали в воду, кричали громко. Очень жаль…».

Основной версией причины трагедии считается ошибка одного из пилотов.

Основной версией причины трагедии считается ошибка одного из пилотов.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

СПИСОК ПОГИБШИХ

Кто был в самолете:

1. Пилот Михаил Ермольчев;

2. Лариса Манукян;

3. Паэруй Манукян;

4. Эрик (фамилия пока не установлена), несовершеннолетний;

5. Афелия Г., несовершеннолетняя.

Кто был в вертолете:

1. Вадим Бухтияров - летчик;

2. Ольга Багрова;

3. Елизавета Хакимова

4. Мамед Резаев.

Во второй половине дня воскресенья водолазы МЧС достали 8 тел.

Во второй половине дня воскресенья водолазы МЧС достали 8 тел.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ТТХ

Cessna 206 - американский лёгкий самолёт. Новое поколение машин производится с 1998 года в штате Канзас. Летающий аппарат используется во множестве стран для перевозки туристов там, где нет больших аэродромов. Самолет зарекомендовал себя надежным и неприхотливым. В мире выпущено более восьми тысяч экземпляров «Cessna 206».

Легкомоторный самолет-гидроплан «Сессна»

Легкомоторный самолет-гидроплан «Сессна»

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Грузоподъемность Cessna 206: около 700 килограммов.

Максимальная скорость: 278 километров в час.

Дальность полета: 1280 километров.

Число посадочных мест: 6.

Robinson R44 - легкий многоцелевой четырехместный коммерческий вертолет производства компании «Robinson Helicopter», США. Популярен в России за оптимальное сочетание цены и качества. Пилот может взять с собой троих пассажиров.

Вертолет «Робинсон» в небе.

Вертолет «Робинсон» в небе.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Максимальная скорость: 240 километров в час.

Дальность полета: 650 километров.

Число посадочный мест: 4.

ЧЬИ АППАРАТЫ?

Вертолет, по данным следствия, принадлежал погибшему пилоту Вадиму Бухтиярову.

А вот гидропланом Михаил Ермольчев управлял по доверенности. «Сессна» базировалась на аэродроме в Черноголовке. Владелец самолета в настоящее время находится за границей.

- Владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, - пояснил в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в Москве)Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в Москве) адвокат Александр Арутюнов. - Кроме того, родственники погибших имеют право подать гражданский иск и взыскать материальную компенсацию с того же владельца транспортного средства.

БЫЛИ ЛИ ШАНСЫ ВЫЖИТЬ?

Летчик-испытатель Андрей Аносов считает, что большая часть людей погибла сразу же после столкновения и удара об воду.

- Вода - если на нее падаешь с высоты - по плотности не уступает асфальту, - пояснил «КП» Аносов. - И не важно, откуда ты свалился: с 20 или 70 метров. Все равно, после удара плашмя шансов нет. С большой высоты грамотно войти в воду могут только пловцы-профессионалы. Но у пассажиров горящего летающего аппарата нет возможности принять правильную позу и сгруппироваться.

Следователям вместе с авиа-экспертами предстоит выяснить, как именно произошло столкновение и кто стал его виновником.

Следователям вместе с авиа-экспертами предстоит выяснить, как именно произошло столкновение и кто стал его виновником.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ЕСТЬ ВЕРСИЯ

"Вертолет и самолет могли не видеть друг друга"

- После аварии сразу начали вешать ярлыки: кто-то рассказал, будто пилот гидросамолета лихачил и пугал людей. Глупость какая-то, - заявил в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в Москве)Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в Москве) друг погибшего пилота Бухтиярова, тоже летчик, Кирилл. – Рядовой зритель может просто не знать, какое управление самолетом считается нормальным, а какое становится опасным. Сейчас про пилотов будут писать как про сумасшедших гонщиков на мотоциклах. Нужно понимать, в будущем аварий с небольшими летательными аппаратами будет становиться все больше. В России растет количество вертолетов и маленьких самолетов. Столкновения – это просто статистическая неизбежность после увеличения авиапарка. При этом профессионализм пилотов только растет. Ведь люди все больше летают и, соответственно, получают опыт.

- Есть версия, что могло произойти?

- У гидросамолета «Сессна» слепая зона находится снизу. У вертолета «Робинсон» – сверху. Пилоты могли банально не видеть друг друга. Вадим Бахтияров взлетал, а пилот самолета Михаил Ермолин садился. Каждый находился в слепой зоне другого летчика. Я когда смотрю записи столкновений небольших самолетов, там похожие ситуации возникают часто.

ВОПРОСЫ-РЕБРОМ

- Кто контролирует малую авиацию?

- Ставка делается исключительно на культуру владельцев этих самолетов. Они обязаны оповещать диспетчеров о своем полете - через интернет, с указанием времени полета и высоты, - рассказал Радио «Комсомольская правда»Радио «Комсомольская правда» вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский. - Но далеко не все оповещают.

- Катать туристов - законно?

- Это головная боль авиации общего значения, - поделился с «КП» исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий ПОСТНИКОВ. - Владельцы таких судов вообще не имеют право оказывать платные услуги. Взять хотя бы закон об обязательном страховании пассажиров. Как вы думаете, кто-нибудь из погибших был застрахован? Скорее всего, нет. Необходимо ввести жесткую систему контроля за такими летательными аппаратами, а за нарушения строго наказывать, вплоть до уголовной ответственности и конфискации воздушного судна.