2016-08-24T02:03:48+03:00

Трагедия под Истрой: Ошибка пилота, лихачество в воздухе или отказ двигателя?

При столкновении гидросамолета и вертолета погибли 9 человек [фото, видео]
Поделиться:
Комментарии: comments145
Следствие выясняет причины столкновения самолета и гидроплана в небе над Истринским водохранилищем.Следствие выясняет причины столкновения самолета и гидроплана в небе над Истринским водохранилищем.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Изменить размер текста:

Суббота, теплый августовский вечер. На берегу Истринского водохранилища (это на северо-западе от Москвы) не протолкнуться - народ оттягивался после рабочей недели. Кто-то рыбачил, кто-то купался, кто-то катался на гидроциклах, вдалеке большой стрекозой тарахтел алый гидроплан - он весь день катал желающих. Детвора и взрослые безмятежно наслаждались отдыхом и вдруг…

- Все произошло на наших глазах, - рассказывает житель села Лечищево Искандер Насыров. - У меня день рождения был, я как раз с другом пошел купаться. Вертолет моего соседа Вадима Бухтиярова появился со стороны леса и пошел над водой в сторону противоположного берега. Тут появился этот легкомоторный самолет - гидроплан «Сессна». Пилот начал делать какой-то странный, по сути, лихаческий маневр: он пошел наперерез «Робинсону» Вадима, летел сзади и как бы сверху. Дальше все было, как в дурном кино или компьютерной игре. Видимо, пилот «Сессны» не учел турбулентность, не могу точно ручаться - все было слишком быстро, но кажется, они сцепились винтами и рухнули.

ПЕРВАЯ ЖЕРТВА

Авария произошла в нескольких сотнях метров от берега. Отдыхающие увидели, как из самолета при падении выбросило тело. Те, кто был на гидроциклах, помчались к месту трагедии. Достали девочку. Антон Сашкевич, другой сосед пилота Бухтиярова, врач по образованию, прибежал к берегу. Именно он пытался реанимировать 9-летнюю пассажирку «Сессны». Израненного и искалеченного ребенка достали из воды рыбаки.

- "Скорую" и спасателей, конечно, вызвали моментально, - продолжает Насыров. - Не знаю, может, мне показалось, но медиков не было очень долго. Антон пытался спасти девочку, у него потом вся рубаха в крови была...

Спасатели поднимают на борт лодки тело одной из жертв трагедии. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Спасатели поднимают на борт лодки тело одной из жертв трагедии.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В воскресенье приблизиться к акватории, где произошла катастрофа, было невозможно - территорию оцепила полиция. Отдыхающих, которые, видимо, еще не слышали о трагедии, заворачивали на подходах к берегу.

«ЛЕТАЮТ КАК ПОПАЛО»

Во второй половине дня воскресенья водолазы МЧС достали 8 тел. На 17:00 тело пилота вертолета Вадима Бухтиярова так и не нашли. Его могло отнести подводным течением, говорят спасатели.

Работа сотрудников МЧС на месте катастрофы. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Работа сотрудников МЧС на месте катастрофы.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Вытащили и обломки летательных аппаратов. Следователям вместе с авиаэкспертами предстоит выяснить, как именно произошло столкновение и кто стал его виновником. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Основная версия - ошибка одного из пилотов.

- Легкомоторные самолеты регулярно тут летают, - рассказал «КП» житель Лечищево Артем Харламов. - Я сам бывший летчик и могу сказать: нет тут никакого диспетчерского контроля, летают как попало, много небезопасных ситуаций создают.

Впрочем, в следствии называют и еще одну версию: у «Сессны» мог произойти сбой в работе двигателя, из-за чего самолет потерял скорость и рухнул на вертолет.

Хвостовая часть вертолета на берегу Истринского водохранилища. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Хвостовая часть вертолета на берегу Истринского водохранилища.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Обнаруженный водолазами МЧС бортовой журнал разбившегося вертолета. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Обнаруженный водолазами МЧС бортовой журнал разбившегося вертолета.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КСТАТИ

Вадим Бухтияров, пилотировавший вертолет, - титулованный спортсмен, мастер спорта международного класса, с опытом выступления на чемпионатах Европы по мотопарапланерному спорту. Он выиграл два чемпионата мира в составе сборной России.

Вертолетом управлял опытный пилот, чемпион мира по мотопланерному спорту Вадим Бухтияров. Фото: РИА Новости/РССИ sky-open.com

Вертолетом управлял опытный пилот, чемпион мира по мотопланерному спорту Вадим Бухтияров. Фото: РИА Новости/РССИ sky-open.com

- Вадим Бухтияров был романтиком неба, - рассказал «КП» близкий друг погибшего летчика Сергей Потехин. - Насколько я знаю, он никогда не позволял себе каких-то вольностей за штурвалом. Я знаю его 20 лет, и все эти годы он летал. Активно участвовал в программе «Небо, открытое для всех» по приобщению инвалидов к занятиям авиацией.

Вертолет "Робинсон", по данным следствия, принадлежал погибшему пилоту Вадиму Бухтиярову. Теперь крылатая машина представляет из себя груду металла. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Вертолет "Робинсон", по данным следствия, принадлежал погибшему пилоту Вадиму Бухтиярову. Теперь крылатая машина представляет из себя груду металла.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пилота гидроплана зовут Михаил Ермольчев. По предварительной информации, он зарабатывал деньги, катая отдыхающих над местными красотами.

Обломки вертолета "Робертсон" поднимаются со дна Истринского водохранилища. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Обломки вертолета "Робертсон" поднимаются со дна Истринского водохранилища.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Последняя поездка стоила 6 тысяч рублей

Вот что написала на своей страничке «ВКонтакте» несколько часов спустя после трагедии одна из отдыхавших в субботу на Истринском водохранилище Татьяна Макарьина (орфография сохранена):

«При нас прилетел гидроплан и рекламировал себя… Желающие отдали 6 тысяч рублей. Двое детей и два взрослых. Взлетел, кстати, совершенно обычно сделал круг... А потом вертолет, столкновение, мгновенно ушли под воду. Родители погибших были в двух метрах (от Татьяны - Ред.), плакали, падали в воду, кричали громко. Очень жаль…».

Основной версией причины трагедии считается ошибка одного из пилотов. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Основной версией причины трагедии считается ошибка одного из пилотов.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

СПИСОК ПОГИБШИХ

Кто был в самолете:

1. Пилот Михаил Ермольчев;

2. Лариса Манукян;

3. Паэруй Манукян;

4. Эрик (фамилия пока не установлена), несовершеннолетний;

5. Афелия Г., несовершеннолетняя.

Кто был в вертолете:

1. Вадим Бухтияров - летчик;

2. Ольга Багрова;

3. Елизавета Хакимова

4. Мамед Резаев.

Во второй половине дня воскресенья водолазы МЧС достали 8 тел. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Во второй половине дня воскресенья водолазы МЧС достали 8 тел.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ТТХ

Cessna 206 - американский лёгкий самолёт. Новое поколение машин производится с 1998 года в штате Канзас. Летающий аппарат используется во множестве стран для перевозки туристов там, где нет больших аэродромов. Самолет зарекомендовал себя надежным и неприхотливым. В мире выпущено более восьми тысяч экземпляров «Cessna 206».

Легкомоторный самолет-гидроплан «Сессна» Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Легкомоторный самолет-гидроплан «Сессна»Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Грузоподъемность Cessna 206: около 700 килограммов.

Максимальная скорость: 278 километров в час.

Дальность полета: 1280 километров.

Число посадочных мест: 6.

Robinson R44 - легкий многоцелевой четырехместный коммерческий вертолет производства компании «Robinson Helicopter», США. Популярен в России за оптимальное сочетание цены и качества. Пилот может взять с собой троих пассажиров.

Вертолет «Робинсон» в небе. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Вертолет «Робинсон» в небе.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Максимальная скорость: 240 километров в час.

Дальность полета: 650 километров.

Число посадочный мест: 4.

ЧЬИ АППАРАТЫ?

Вертолет, по данным следствия, принадлежал погибшему пилоту Вадиму Бухтиярову.

А вот гидропланом Михаил Ермольчев управлял по доверенности. «Сессна» базировалась на аэродроме в Черноголовке. Владелец самолета в настоящее время находится за границей.

- Владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, - пояснил в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в Москве) адвокат Александр Арутюнов. - Кроме того, родственники погибших имеют право подать гражданский иск и взыскать материальную компенсацию с того же владельца транспортного средства.

БЫЛИ ЛИ ШАНСЫ ВЫЖИТЬ?

Летчик-испытатель Андрей Аносов считает, что большая часть людей погибла сразу же после столкновения и удара об воду.

- Вода - если на нее падаешь с высоты - по плотности не уступает асфальту, - пояснил «КП» Аносов. - И не важно, откуда ты свалился: с 20 или 70 метров. Все равно, после удара плашмя шансов нет. С большой высоты грамотно войти в воду могут только пловцы-профессионалы. Но у пассажиров горящего летающего аппарата нет возможности принять правильную позу и сгруппироваться.

Следователям вместе с авиа-экспертами предстоит выяснить, как именно произошло столкновение и кто стал его виновником. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Следователям вместе с авиа-экспертами предстоит выяснить, как именно произошло столкновение и кто стал его виновником.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ЕСТЬ ВЕРСИЯ

"Вертолет и самолет могли не видеть друг друга"

- После аварии сразу начали вешать ярлыки: кто-то рассказал, будто пилот гидросамолета лихачил и пугал людей. Глупость какая-то, - заявил в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в Москве) друг погибшего пилота Бухтиярова, тоже летчик, Кирилл. – Рядовой зритель может просто не знать, какое управление самолетом считается нормальным, а какое становится опасным. Сейчас про пилотов будут писать как про сумасшедших гонщиков на мотоциклах. Нужно понимать, в будущем аварий с небольшими летательными аппаратами будет становиться все больше. В России растет количество вертолетов и маленьких самолетов. Столкновения – это просто статистическая неизбежность после увеличения авиапарка. При этом профессионализм пилотов только растет. Ведь люди все больше летают и, соответственно, получают опыт.

- Есть версия, что могло произойти?

- У гидросамолета «Сессна» слепая зона находится снизу. У вертолета «Робинсон» – сверху. Пилоты могли банально не видеть друг друга. Вадим Бахтияров взлетал, а пилот самолета Михаил Ермолин садился. Каждый находился в слепой зоне другого летчика. Я когда смотрю записи столкновений небольших самолетов, там похожие ситуации возникают часто.

ВОПРОСЫ-РЕБРОМ

- Кто контролирует малую авиацию?

- Ставка делается исключительно на культуру владельцев этих самолетов. Они обязаны оповещать диспетчеров о своем полете - через интернет, с указанием времени полета и высоты, - рассказал Радио «Комсомольская правда» вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский. - Но далеко не все оповещают.

- Катать туристов - законно?

- Это головная боль авиации общего значения, - поделился с «КП» исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий ПОСТНИКОВ. - Владельцы таких судов вообще не имеют право оказывать платные услуги. Взять хотя бы закон об обязательном страховании пассажиров. Как вы думаете, кто-нибудь из погибших был застрахован? Скорее всего, нет. Необходимо ввести жесткую систему контроля за такими летательными аппаратами, а за нарушения строго наказывать, вплоть до уголовной ответственности и конфискации воздушного судна.

На Истринском водохранилище завершены поисково-спасательные работы.On the Istra reservoir completed search and rescue operations Читайте подробнее: http://www.msk.kp.ru/daily/26417.7/3290757/?from=youtube Подпишитесь на наш канал: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=kpru Следите за новостями: Facebook https://www.facebook.com/onlinekpru Вконтакте http://vk.com/kpru Twitter https://twitter.com/onlinekpru Одноклассники http://www.odnoklassniki.ru/kpru

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также