Руководитель УФНС России по Смоленской области Татьяна Рыбалко. Фото: предоставлено УФНС России по Смоленской области.
В этом году 25-летний юбилей отмечает налоговая служба. О том, как формировавшейся в условиях серьезных экономических перемен службе за пять пятилеток удалось добиться значительных успехов в вопросах контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, «КП» - Смоленск» рассказала руководитель УФНС России по Смоленской области Татьяна Рыбалко.
- Татьяна Анатольевна, давайте вспомним, с чего начиналась налоговая служба на Смоленщине.
- Официальная дата ее создания - 1 июня 1990 года. Через девять лет Государственная налоговая инспекция по Смоленской области была преобразована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Смоленской области, а с 2004-го - в управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области.
В эти годы на Смоленщине действовало 28 районных инспекций, одна городская и одна инспекция межрайонного уровня.
Одновременно велась большая работа по созданию коллектива, его обучению, строительству зданий инспекций, ремонту, реконструкции, оснащению помещений.
- Оглядываясь назад, какой период можно назвать одним из самых сложных?
- С уверенностью можно сказать, что у налоговой службы простых периодов не бывает. Мобилизуем все силы, чтобы решать стоящие перед нами задачи.
- А что считаете большим прорывом службы?
- Конечно, то, что за последние годы мы существенно продвинулись в вопросах клиентоориентированности, налаживании цивилизованного взаимодействия с налогоплательщиками.
Налоговая служба - безусловный лидер в вопросах внедрения современных технологий в практику предоставления госуслуг. Проделана масштабная работа, результаты которой позволили оптимизировать условия получения информации и уплаты налогов гражданами и организациями. Сегодня электронные ресурсы налоговой службы позволяют существенно экономить время, силы и нервы. Многие из них не требуют пароля, просты, понятны, позволяют получить информацию из любой точки земного шара, введя минимум данных.
- Однако этому способствует не только большая работа по совершенствованию официального сайта налоговой службы?
- Действительно, в настоящий момент ФНС оказывает электронные услуги по трем каналам. Кроме вами названного, мы предоставляем их и через единый портал госуслуг, и через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
На интернет-портал «Государственные услуги» (www.gosuslugi.ru) информацию размещают и актуализируют сами ведомства, предоставляющие услуги. Это официальный и достоверный источник. Для пользователей государственных услуг по категории «Федеральная налоговая служба» все электронные ресурсы размещены в разделе «Министерство финансов Российской Федерации». Информация разделена тематически и включает важные сведения о способах предоставления документов, сроках проведения процедуры, категории получателей, основаниях для отказа при получении услуги и т.д. Использование возможности получения госуслуги в электронном виде во многих случаях позволяет заполнять необходимые документы быстро и без ошибок в автоматическом режиме. Это важно, так как прямой и неотъемлемой обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является своевременная уплата налогов.
Региональная налоговая служба задействована и как поставщик данных органам власти различных уровней. В 2014 году через СМЭВ смоленским налоговикам поступило более 92,6 тысячи запросов о наличии или отсутствии задолженности у налогоплательщиков, что почти на 20 тысяч больше, чем в 2013 году.
Вообще несомненный плюс всех электронных госуслуг - их экстерриториальность, то есть возможность получения вне зависимости от места нахождения налогоплательщика.
- Но значительная часть административных процедур, наверное, сегодня все еще по-прежнему осуществляется в операционных залах инспекций для приема налогоплательщиков?
- Мы понимаем, что не каждый человек готов к общению с налоговым инспектором через интернет. Однако и он не должен чувствовать дискомфорта. За последние годы наши операционные залы преобразились. В жизнь вошло понятие фирменного стиля ФНС, делающего службу узнаваемой для налогоплательщиков, комфортной и понятной с точки зрения навигации. Свое «лицо» теперь имеют все налоговые органы, включая ТОРМы.
Места для налогоплательщиков, ожидающих приема, оборудованы стульями, кресельными секциями, столами, стойками для оформления документов, информационными стендами в фирменном стиле.
В помещениях установлены платежные терминалы, позволяющие тут же исполнять обязанности по уплате налогов, электронные киоски и гостевые компьютеры, имеющие выход на официальный сайт налоговой службы. В трех самых крупных инспекциях области операционные залы оборудованы чековыми регистраторами очереди (ИФНС России по г. Смоленску, межрайонные инспекции № 2 и № 5).
Удобство размещения и восприятия информации способствует продуктивному диалогу. Как и наличие у должностных лиц бейджей и табличек на рабочих местах, позволяющих идентифицировать людей, ответственных за предоставление государственных услуг.
Вообще, конечно, XXI век – век больших надежд, широких шагов и невероятных перемен в плане информатизации. И обязательно наступит время, когда вопрос «где твоя налоговая инспекция?» у граждан возникать не будет из-за очевидности ответа: «Твоя инспекция там, где ты есть!» И принцип будет реально действовать по всем направлениям взаимодействия налогоплательщика со службой, в том числе в плане предоставления госуслуг.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В налоговых инспекциях Смоленской области обслуживаются:
- более миллиона физических лиц,
- свыше 25,6 тысячи юридических лиц,
- почти 23 тысячи индивидуальных предпринимателей.