Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Общество27 октября 2015 15:45

Ивана Соловова постиг новый этап «творческого» пути

Известный кинорежиссер, отбывающий наказание за мошенничество в должности главрежа Кинешемского театра драмы, был на днях этапирован из Ивановской области в Москву для дачи показаний по очередному уголовному делу
Олег ФРОЛОВ

Выпускник журфака Львовского высшего военно-политического училища Иван Соловов закончил ВГИК и начал снимать кино еще в 80-е годы. За долгую карьеру стал востребованным изготовителем игровых фильмов «третьего эшелона». Вряд ли массовому зрителю что-то напомнят такие звонкие названия фильмов, как «Караван смерти», «Исполнитель приговора», «Горячая точка» и т.д.

Тем не менее, Соловов находил финансирование под очередные фильмы, в том числе – от государства, и даже создал собственную кинокомпанию «Ментор Синема». Компания регулярно поставляла на кинорынок кинопродукцию, которая, хоть и не приносила особых доходов, но позволяла режиссеру более-менее держаться на плаву.

Но беда в том, что «более-менее» Ивана Ивановича не устраивало - как любой амбициозный кинотворец, он мечтал о размахе, масштабных кинопроектах и о совершенно другом уровне жизни, которого он, «режиссер с именем», безусловно, достоин. Одним словом, для исполнения больших мечтаний банально не хватало больших денег.

И вот тут Ивану Ивановичу повезло. Неожиданно в его жизни появился друг детства – бизнесмен Алиджан Ибрагимов, который успел к моменту новой встречи попасть в список богатейших людей Казахстана (№2 по версии журнала «Форбс»).

Режиссер обрушил на старого друга всю мощь своей фантазии и богемного обаяния, нарисовал чудесные картины успеха, который свалится на «Ментор Синема», если кинокомпания получит достойное финансирование. Соловову показалась отличной идея заманить инвестора Ибрагимова в кинобизнес – Ибрагимов поверил другу детства Соловову и начал финансировать кинокомпанию «Ментор Синема», став ее совладельцем.

Для комфортной работы над будущими шедеврами в 2005-м для «Ментор Синема» был приобретен особняк в центре Москвы, и энергичный гендиректор Соловов активно принялся реставрировать его – все на деньги Ибрагимова.

В 2006 году кинокомпания регулярно переводила огромные суммы на счет двух фирм-однодневок – ООО «Стройиндустрия» и ООО «Сорено Строй», но никаких строительных работ в особняке, выполненными этими компаниями не было заметно.

Зато окружающим стало заметно, как резко повысился жизненный уровень самого Ивана Соловова. У режиссера вдруг стала появляться недвижимость в России и за рубежом, он пересел на роскошный Bentley Continental GT, заказал огромную 13-метровую яхту (всего их у фаната яхтинга «накопилось» целых 6 лодок), участвовал в каннском яхт-фестивале наравне с известными российскими олигархами, завел подмосковное поместье и племенных лошадей .Словом, вести жизнь на такую широкую ногу, будто удачливый автор мега-успешных голливудских блокбастеров.

На самом деле, именно в этот период достижения кинокомпании «Ментор Синема» были достаточно скромны: фильмы почти не снимались и не продавались. Зато сам Соловов путешествовал по всему свету, причем, в условиях наивысшего комфорта. В материалах уголовного дела есть немало кругленьких счетов за гостиницы, прилеты-отлеты из вип-залов известных аэропортов.

Кстати, летать по миру Иван Иванович пристрастился исключительно на недешевых частных бизнес-джетах. Вот, к примеру, счет на полет, совершенный на самолете Cesna XLS 29.06.06 – в тот день успешный режиссер утром улетел в Люксембург, а уже вечером вернулся в Москву. Количество пассажиров – 1. Стоимость билета - 24 000 евро.

Очень скоро совладелец кинокомпании Ибрагимов стал замечать, что успехи в компании как-то не вяжутся с затратами на нее. Под наполеоновские планы режиссера бизнесмену удалось привлечь более 33 миллионов долларов, однако эффект от этих инвестиций просматривался очень слабо. В конце концов, Ибрагимов не выдержал – в 2008 году он отстранил Соловова от руководства компанией, а в 2009-м провел аудит.

И вот тогда выяснилось, что фирмы ООО «Стройиндустрия» и ООО «Сорено Строй» так и не преступили к работам, а сами эти фирмы вообще подавали слабые признаки жизни. Зато вскрылось, что деньги, поступившие на их счета из «Ментор Синема», были затем переброшены на личный счет… Ивана Соловова.

Удивительно, что человек с творческой фантазией не смог придумать ничего более оригинального, а всего лишь использовал лекала самого распространенного в России мошенничества. Тем не менее, даже этот примитивный метод позволил ему похитить из бюджета компании 85 936 500 рублей! По тогдашнему курсу – более 3 миллионов долларов.

Впрочем, для такого масштабного творца и эти деньги не предел мечтаний. Когда началось следствие, выяснилось, что режиссер также умудрился набрать кредитов на более серьезную сумму – 167 миллионов рублей, причем в таких крупных банках, как «Сбербанк», «МДМ», Транскапиталбанк», «ВТБ 24», «Траст» «Русский Стандарт» и других. Деньги брались под честное имя поручителей и предъявления банку активов в виде киноборудования в кинокомпании, яхты и недвижимости. Однако, очень быстро выяснилось, что никакой недвижимости на Соловове не числится, яхта куда-то «уплыла», кинооборудование продать невозможно – в результате пострадали поручители, у которых арестовали счета и имущество.

В октябре 2011 года Хамовнический суд Москвы признал Соловова виновным в мошенничестве в особо крупном размере, однако первый приговор поразил всех необъяснимой мягкостью: пять лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года, штраф в 100 тысяч рублей и взыскание нанесённого ущерба 86 433 000 рублей в пользу кинокомпании «Ментор Синема».

Заметим, что роковая блондинка из «Оборонсервиса» Евгения Васильева, которой суд предъявил меньший ущерб, все-таки получила реальные 5 лет. Наверное, это потому, что у Васильевой оказалось чуть меньше защитников из числа творческой интеллигенции. Соловову с этим точно повезло: когда в 2012-м году Хамовнический суд Москвы все-таки приговорил его к реальным 4 годам колонии общего режима, на его защиту поднялась «прогрессивная кинообщественность» - актеры и режиссеры писали письма и петиции с требованием прекратить «судебную травлю» известного кинодеятеля.

Соловов сумел тогда поднять на свою защиту культурную общественность, и даже каким-то образом расположил к себе сотрудников ФСИН. Отправившись на отсидку по приговору в Ярославскую область, он уже через год, не возместив потерпевшему ни копейки причиненного преступлением вреда, переводится из колонии общего режима в колонию-поселение №12 под Кинешмой Ивановской области. Сидельцы в КП-12 традиционно занимаются сельским хозяйством, однако, и тут осужденному Соловову вышла скидка - его трудоустроили… режиссером в драмтеатр города Кинешмы и разрешили жить за пределами КП-12.

Но, видимо, даже такие комфортные условия угнетают свободолюбивую душу творца: с 2014 года Соловов регулярно подавал прошение на УДО, мотивируя тем, что у него нет взысканий от начальства, масса регалий и благодарственных писем от деятелей культуры.

Правда, при этом он забывает, что одно из условий для УДО – деятельное раскаяние в своем преступлении и возмещение ущерба потерпевшему - кинокомпании. Напомним, что та же Евгения Васильева, по крайней мере, выполнила второй пункт. Хоть и за папин счет.

Увы, у Соловова сложности по всем пунктам. Во-первых, во время следствия он так и не раскрыл, через кого выводились деньги со счетов кинокомпании, и куда они делись. Известно, что пособники у режиссера были, но кто именно, следствию он так и не сказал. Во-вторых, за время отсидки он перевел истцу всего лишь около 152 000 рублей, что составляет примерно 0,17% от суммы ущерба 85 936 500 рублей !.

Учитывая все это, в прошлом году суд отклонил его прошение на УДО. В этом году история пошла на второй круг. На 20 августа в городском суде Кинешмы было назначено очередное слушание по ходатайству Соловова. Накануне режиссер бодро отбивался от журналистов в здании драмтеатра, однако, на следующий день в суд не явился, поскольку его внезапно поразил приступ остеохондроза. Заодно выяснилось, что это заболевание не подвластно врачам ФСИНа – Соловова госпитализировали не в больнице колонии, а в городской.

Дальнейшие суды, в которых, по идее, более всех был заинтересован сам режиссер, переносились неоднократно – из-за остеохондроза. Пока Соловов не забрал заявление. Можно предположить, что это произошло из-за внимания СМИ к его делу. А точнее – к новым уголовным делам по все той же 159-й статье УК РФ (мошенничество), которые недавно объединили в одно.

Расследование было инициировано по заявлениям банков Транскапитал и МДМ – по факту мошенничества при получении Солововым кредитов на 22 млн. рублей в одном случае и более 300 тыс. евро в другом. Следствие еще в начале пути, но уже ясно, что ничего хорошего главному фигуранту оно не сулит. А с учетом того, что, согласно данным Федеральной службы судебных приставов, долги режиссера составляют около 167 миллионов рублей, возможны новые обращения в полицию от его кредиторов.

Самое же любопытное в том, стоимость исчезнувших в неизвестном направлении активов Соловова намного превышала его долги. То есть, по-видимому, расплатиться он мог, но не захотел. Куда же делись деньги, яхты, лошади и прочие радости сладкой жизни?

Как прокомментировал эту историю одному из федеральных СМИ руководитель Центра экспертно-аналитических исследований «Лаборатория Богатикова» Сергей Мазов, «если мошенник и получает срок, похищенные деньги он использует для улучшения условия содержания в местах лишения свободы и даже для попытки повлиять на условно-досрочно освобождение. Это создает ощущение безнаказанности».