Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Общество3 декабря 2015 13:48

Турецкие студенты боятся гулять по Москве, а бизнесмены начинают паковать чемоданы

Корреспондент «КП» посмотрел, как изменилась жизнь московских турков после инцидента с Су-24
На днях москвичи закидали камнями посольство Турции

На днях москвичи закидали камнями посольство Турции

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Турецкие курорты теперь кукуют без наших туристов. Производители фруктов-овощей и замороженных кур остались без огромного российского рынка - с 1 января им путь закрыт. А еще теперь граждан Турции запрещено нанимать на работу. На тех, кто сейчас уже работает в России или успеет подписать контракты до 1 января, санкции не распространяются. Все остальным - извините. Исключения могут быть сделаны только по спецраспоряжению правительства России.

Кроме того, до 10 декабря Минэкономразвития должно определиться со сферами экономики, из которых турецкий бизнес попросят. В основном турецкие компании занимаются в России стройками. Есть еще несколько банков, акционерами которых являются граждане Турции, плюс модная индустрия - это различные бутики и магазины одежды среднего уровня.

По данным ФМС, на территории России сейчас трудятся 90 тысяч турков. Плюс чуть больше тысячи студентов в наших вузах. И тысячи живущих на две страны семей, где, к примеру, муж — турок, а супруга — россиянка. И все они, мягко говоря, в панике.

МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО

Ресторан «Босфор» на Арбате - одно из самых известных в Москве заведений турецкой кухни. Место респектабельное, но при этом довольно бюджетное по деньгам. Знатоки говорят, что здесь подают чудесный чечевичный суп мерджимек и лепешки-лодочки пиде с бастурмой. Хозяева - турки, ресторанным бизнесом в Москве занимаются с конца 90-х. Часть персонала тоже из Средиземноморья.

Захожу, представляюсь. Из-за дальнего стола встает женщина-турчанка. Имя не говорит, но дает понять, что она тут одна из хозяек.

- Какие сейчас настроения у турецкой диаспоры?

- Простите, но я не буду никаких интервью давать, - вежливо и на чистом русском говорит женщина и тянет меня под локоток к выходу. - Ситуация сложная. Молчание - золото.

И правда, в соцсетях накануне прокатился флешмоб с призывом игнорировать любые турецкие компании. Даже сайт завели, где отмечаются все работающие в России кафе, магазины и производства, имеющие отношение к потомкам османов.

- Бизнес ваш не пострадал?

- Спасибо, пока все в порядке, - хозяйка ресторана показывает мне на зал. Больше половины столиков заняты. И это днем, в будни. - А вы - приходите, когда все кончится.

И вежливо выставляет меня за дверь.

ЗАЧАСТИЛИ С ПРОВЕРКАМИ

Турецкие бизнесмены вообще стараются не говорить с «посторонними» о надвигающихся санкциях и их последствиях. Осторожничают. Мол, а вдруг это навредит?

- Вы только имя мое не пишите, - просит мужчина, работающий в одном из турецких инвестиционных фондов. - Мы пока сами не знаем, что и как теперь будет. Ждем, что в ближайшие дни должны состояться какие-нибудь турецко-российские контакты или встречи на высшем уровне. Настроения в бизнесе разные. Кто-то почти на чемоданах сидит. Кто-то считает, что все обойдется. Я планировал еще несколько лет в Москве поработать, мне город нравится. Что теперь - не знаю. Лично я тоже считаю, что ваш самолет нельзя было сбивать, это было глупо. Но почему за Эрдогана теперь должны отвечать обычные граждане Турции?

Еще мой собеседник пересказывает слова соотечественников, работающих в других компаниях. Мол, последнюю неделю к ним зачастили с проверками.

- Кто приходит? ФМС?

- Я не знаю...

- К вам лично хоть одна проверка приходила?

- Нет, но вот друзья говорят... - смущается мужчина.

Несколько турецких компаний достраивают небоскребы Москва-сити. В разнорабочих здесь ходят киргизы с узбеками, а инженеры с бригадирами - в основном турки

Несколько турецких компаний достраивают небоскребы Москва-сити. В разнорабочих здесь ходят киргизы с узбеками, а инженеры с бригадирами - в основном турки

Фото: РИА Новости

«НАМ ЗДЕСЬ ХОРОШО ПЛАТЯТ»

Несколько турецких компаний достраивают небоскребы Москва-сити. В разнорабочих здесь ходят киргизы с узбеками, а инженеры с бригадирами - в основном турки. Работа кипит. Машет стрелой кран, где-то визжит, как дура, болгарка, с верхних этажей вниз сыпятся искры от сварки.

На проходной одного из объектов болтаем с мужчиной лет сорока.

- Мы сюда приезжаем сменами по несколько месяцев, - на ломанном русском объясняет Айкут. - Сейчас постоянно звонят из дома, переживают. Новости на русских каналах мы не понимаем, читаем в интернете, что в Турции пишут. Там говорят, что нашим фирмам будет очень плохо, если их выгонят из России. Возможно, людей увольнять будут. Жалко. Потому что платят нам здесь очень хорошо. Обещают, что через несколько дней будет большое собрание. Начальство объяснит, что происходит и что мы теперь будем делать.

О том, как на днях москвичи закидали камнями посольство Турции, Айкут заговаривает сам. Теперь, мол, ему по улицам страшно ходить. Поэтому с работы сразу на съемную квартиру.

- Хорошо, что в Москве довольно много приезжих, - говорит Айкут. - Не думаю, что обычные горожане сразу понимают, что я именно турок. Но все-таки...

ДЕПОРТАЦИЯ И КВАРТИРА В ИПОТЕКЕ

А еще «московские» турки теперь боятся депортации. Шороху навели сообщения в соцсетях. Например, москвичка Эльвина Чобан на днях написала, что ее мужу, гражданину Турции, визу аннулировали прямо в аэропорту «Шереметьево». И ближайшим самолетом отправили назад в Стамбул.

- Муж - строитель, он уже десять лет в Москве работает, - рассказала женщина «КП». - У нас шестимесячный ребенок. Почему с его визой возникли проблемы, нам так и не объяснили. Санкции ведь еще даже не вступили в силу. Сейчас получается получить новое разрешение на въезд. Мы с ним обсуждали наше будущее: хотим жить и работать в России. А если его не пустят, придется, конечно, улетать к нему на родину. Но у нас в Москве квартира в ипотеке. Что тогда с ней делать - ума не приложу.

Перепуганные турецкие студенты теперь тоже не гуляют по Москве. Боятся проверок документов.

- А вдруг увидят, что я гражданин Турции и меня депортируют? - паникует молодой человек по имени Хакан, один из сорока турецких студентов РУДН. - А мне нельзя уезжать. У меня следующий год - дипломный. Что же, я зря на юриста учился?

Конечно, на все эти вопросы простых турок в Москве должен был бы в первую очередь ответить «непростой» турок Эрдоган в Анкаре. Причем, прежде чем отдавать приказ на уничтожение российского самолета. Но политик об этих тысячах людей и сотнях бизнес-связей, похоже, не думал. У него были другие приоритеты.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

- Я уверена, что российской экономике новые ограничения по приему на работу граждан Турции вообще никаких проблем не доставят, - считает руководитель проектов партнерства «Эксперты рынка труда» Ольга Глухова. - У нас не так много работников из этой страны. И конечно, у них не такой вес в официальной трудовой миграции, как, например, у жителей стран СНГ. Поэтому нам переживать не о чем.

МЕЖДУ ТЕМ

Как россияне будут жить без всего турецкого после введения санкций

Наконец стало известно, в чем будут заключаться наши экономические санкции против Турции. Опубликовано постановление правительства, конкретизирующее субботний Указ президента, и перечень турецкой продукции, подпадающей под запрет (подробности)