Премия Рунета-2020
Краснодар
+15°
Boom metrics
Общество13 февраля 2016 14:32

В горах под Туапсе нашли истребитель легендарного советского летчика

О точном месте падения машины Героя Советского Союза Дмитрия Калараша ничего не было известно с 29 октября 1942 года [фото]
На снимке - короткая передышка между боевыми вылетами подполковника Дмитрия Калараши. Незадолго до катастрофы. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

На снимке - короткая передышка между боевыми вылетами подполковника Дмитрия Калараши. Незадолго до катастрофы. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Низкие октябрьские тучи то и дело цеплялись за вершины гор, грозя пролиться очередным осенним дождем. Для взлетевшей с аэродрома базирования в селе Лазаревском группе истребителей во главе с подполковником Дмитрием Каларашей такая погода, с одной стороны, являлась идеальной – прячась облаках, можно было внезапно атаковать немецкие «мессеры». Однако серая дымчатая хмарь служила отличной маскировкой и для вражеской авиации.

Ею в итоге летчики люфтваффе и воспользовались. В районе села Гойтх, что в Туапсинском районе (туда наши истребители спешили для прикрытия штурмовиков ИЛ-2), звено Калараша атаковали вынырнувшие из сизой пелены фашистские самолеты. Буквально через минуту Як-7Б, в которой и находился командир авиагруппы, «просверлили» пулями сразу два «мессера». Раненая махина стала резко терять высоту, однако успела перевалить за гору Семашко, после чего рухнула на землю…

Что касается самого Калараша, то судьба сыграла с ним злую шутку – летчик успел выпрыгнуть из погибавшего истребителя. Однако при катапультировании получил сильнейший удар в грудь стабилизатором хвоста своего же самолета. Искалеченного советского аса подобрали пехотинцы и доставили его в туапсинский госпиталь. Но спасти подполковника докторам так и не удалось – тот скончался от страшных травм…

Докопались до истины через 74 года

Разбившуюся махину исследователи не могли найти на протяжении многих десятилетий. Дело в том, что почти во всех официальных документах, на кои и опирались поисковики 80-90-х, местом последнего боя Дмитрия Калараши почему-то указывалось село Лазаревское, отдаленное от села Гойтх чуть ли не на сто километров.

Установить же конкретную точку падения истребителя штурмана 236-й авиационной дивизии, ребятам из «Кубанского плацдарма» помог случай. Чуть более месяца назад в одном из хуторов в окрестностях Туапсе они «откопали» свидетеля яростного воздушного сражения в районе горы Семашко аккурат в последних числах октября 1942-го.

Одна из расположенных на крыльях табличек, сыгравшей немалую роль при идентификации самолета. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Одна из расположенных на крыльях табличек, сыгравшей немалую роль при идентификации самолета. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

- На указанном дедушкой месте мы впервые побывали 17 января, - рассказал «Комсомолке» замруководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. - И действительно обнаружили там обломки. Но идентифицировать их не могли. Тип судна, а также его заводские номера удалось выяснить лишь во время второй экспедиции.

Скрупулезно изучив разбросанные по округе фрагменты боекомплекта пушки и пулемета, исследователи пришли к выводу: перед ними явно остатки отечественной махины. Но вот какой конкретно?

- Окончательно «личность» самолета определили после детального осмотра лентоприемников, - добавляет Порфирьев. - Именно на них был дважды продублирован один и тот же заводской номер – 820201. А он характерен лишь для одного типа воздушных судов – Як-7Б. Естественно о том, кто находился за штурвалом рухнувшего истребителя, мы на тот момент даже и не догадывались.

Фрагменты боекомплекта были разбросаны по всей округе. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Фрагменты боекомплекта были разбросаны по всей округе. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

А когда, перелопатив груды архивов, в том числе и донесения немцев, узнали, то ахнули. В момент атаки "мессеров" на советские самолеты в кабине Як-7Б, оказывается, находился Дмитрий Калараш. Тот самый легендарной летчик-ас, именем которого названы улицы и микрорайоны не только в Туапсе, но и в других городах по всей стране. Ключевым же моментом в идентификации личности пилота стала выписка из приказа от 10 сентября 1942 года. В нем содержалась информация о передаче Як-7Б из 518-го авиационного истребительного полка в ту самую 236-ую дивизию. Указанная модель истребителя в данном воинском подразделении была всего одна. И летал на ней, согласно спискам о безвозвратных потерях, Дмитрий Калараш.

Сведения о безвозвратных потерях 236-ой истребительной авиационной дивизии. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Сведения о безвозвратных потерях 236-ой истребительной авиационной дивизии. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

СПРАВКА КП

Дмитрий Калараш родился 12 декабря 1911 года. На войне с 22 июня 1941-го. За годы сражений совершил 262 боевых вылета, лично сбил 14 самолетов противника. Еще шесть машин уничтожил в составе группы. Незадолго до гибели был представлен к награде «Герой Советского Союза». Официальное решение о присвоении этого звания Президиум Верховного Совета СССР принял после смерти летчика. Дмитрий Калараш был сбит в воздушном бою 29 октября 1942 года в районе Туапсе. Похоронен с почестями в поселке Лазаревское.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Туапсинском районе нашли самолет времен войны и останки летчика

В Туапсинском районе поисковики обнаружили бесценную для истории находку - истребитель И-153 времен Великой Отечественной войны – «Чайка». Небольшие фрагменты судна нашли в районе села Садового. Поисковики тут же решили обратиться к архивным документам. Как оказалось, вместе сбоевой машиной погиб летчик, сам самолет принадлежал эскадрильи 267-го ИАП и был сбит 23 сентября 1942 года (читайте далее)

На Кубани нашли останки пилота люфтваффе, сбросившего первые бомбы Второй Мировой

Сейчас от грозного немецкого бомбардировщика Ю-87, рухнувшего на Кубани более семидесяти лет назад, не осталось практически ничего. В чистом поле поисковики нашли лишь согнутый пополам коленвал мотора воздушного судна, обломки двигателя и некоторые детали фюзеляжа. Летом 1943 года в окрестностях современного Крымска советские зенитчики сбили, наверное, не один десяток юнкерсов. Но уникальность обнаруженной рядом с поселком Виноградным махины в том, что за ее штурвалом сидел ни кто иной, как легендарный ас люфтваффе Хорст Шиллер. Именно этот пилот ранним утром 1 сентября 1939 года в составе звена из трех пикирующих бомбардировщиков сбросил на территорию Польши первые три бомбы Второй Мировой войны (читайте далее)