2016-03-14T02:34:24+03:00

В Москве открылась «Анти-школа»: Родители, за парту не хотите ли?

Столичные мамы и папы проходят тренинги, как взять себя в руки и перестать мешать ребенку учиться
Ребенку надо давать возможность знакомиться  с бытом. Но всегда держать ситуацию под контролем.Ребенку надо давать возможность знакомиться с бытом. Но всегда держать ситуацию под контролем.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Изменить размер текста:

Школьные годы чудесные, их не воротишь назад... Ну почему же не воротишь? Родители могут снова посидеть за партой. Специально для них Московский педагогический государственный университет запустил проект «Анти-школа». Здесь нет оценок, журналов и учителей. Зато сюда может прийти любой желающий и получить совет о том, как справиться с непослушным подростком или как разобраться в конфликтной ситуации в классе.

Штука полезная, решила я, и отправилась на первое занятие.

ДАЙТЕ ДЕТЯМ НАБИТЬ СЕБЕ ШИШЕК

Класс «Анти-школы» открылся на территории дизайн-завода «Флакон». Прийти можно со своими детьми - для них организована специальная игровая площадка. Пока мамы и папы познают премудрости воспитания в теории, детей развлекают студенты Института детства МПГУ. И развлекают качественно, надо признать - за все время занятия на верхнем «детском этаже» постоянно что-то бегало, топало, роняло игрушки и заливисто смеялось.

- Первое занятие мы назвали «Как взять себя в руки и перестать мешать ребенку учиться», - рассказывает Алексей Обухов, завкафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ. - Гиперопека - это очень характерная для российских родителей схема поведения. Особенно это видно в каком-нибудь заграничном интерактивном музее. Когда дети начинают все дергать и открывать, именно российских родителей слышно лучше всего: «Ты куда пошел?! Не трогай тут ничего!» Но такой музей для того ведь и создан, чтобы ребенок все потрогал. А наши родители больше следят за дисциплиной, причем в том виде, в котором они ее понимают.

«Надо, чтобы инициатива исходила от ребенка», - конспектируют в блокнотах родители. И тут же тянут руку с вопросами:

- А что делать, если ребенку вообще ничего не интересно?

- Так не бывает. Ко мне обращались родители с такой проблемой. Оказалось, что ребенку много чего интересно - татуировки, путешествия, гитара, футбол. Но в круг интересов родителей этот набор не входит. Нам самим нужно шире смотреть на некоторые вещи. Сложнее всего держать себя в руках, когда ребенок еще маленький и активно лезет познавать мир. Например, пытается забраться на высокую каменную ограду, приложиться к горячей плите или сунуться в кипящую кастрюлю. Тут необходим баланс - дать ребенку набить себе шишек, но держать ситуацию под контролем.

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ВЫБОР

Приучать ребенка к самостоятельности недостаточно. Нужно еще и учить его делать выбор. Кстати, в финских учебных заведениях детей к этому готовят лет с трех. Во время обеда малыши сами выбирают, что будут пить: поднимают один пальчик, если молоко, и два, если сок.

- Ребенку нужно дать право принимать решения уже с самого раннего возраста и самому нести ответственность, - рассказывает лектор. - Причем не должно быть заведомо правильного ответа, который ребенок должен отгадать. Но этот выбор должен быть осознанным. Для этого нужно спрашивать: почему ты выбрал именно самолет, а не робота? Ты уверен, что хочешь именно это?

Родители шумят: одно дело, когда речь об игрушках, и совсем другое, когда «ребеночек» в 11-м классе не может выбрать, куда поступить. Тут уж без родительского пинка не обойтись!

- С какого перепугу мы должны требовать от подростка в 15 лет определенности до пенсии? - парирует Алексей Обухов. - Если родителей спросить, чем они будут через десять лет заниматься, они сами не ответят. За 10 - 15 лет весь набор профессий меняется полностью! Но если ребенок сам выбрал вуз, то он в нем учится. А если выбирали мама с папой, то и учиться им.

Вот для того чтобы чадо к 11-му классу не впало в ступор, и нужно приучать его делать выбор с пеленок. Иначе выходит нелогично: всю его жизнь мы принимаем все важные решения сами, а тут требуем отчего-то невозможного.

ПОЙМАТЬ И ПРЕУСПЕТЬ

Похоже, за время занятия у многих слушателей произошла перезагрузка.

- Как сделать так, чтобы ребенок сам занимался какими-то важными вещами? Например, учил иностранные языки не из-под палки? - задает вопрос одна из мам.

- Тут вариант только один - создать ситуацию, в которой без языка никак, - разводит руками лектор. - Например, в поездке в другую страну, где русский просто не понимают.

- А что делать, если он увлекся чем-то, поделал и перегорел? Как мотивировать его дальше? - подхватывает другая родительница.

- Для маленьких детей нормально переключаться с одного на другое. Но для старших важно довести дело до конца, добиться какого-то определенного результата. Переложить эту задачу полностью на ребенка нельзя, он еще не готов к этому и начнет увиливать. Нужно помочь ему добиться успеха, чтобы почувствовать радость от завершенного дела. Тогда он поймет, что для достижения результата нужно прикладывать усилия.

В общем, если у вас возникают какие-либо трудности с детьми, вы знаете, куда идти.

Адрес «Анти-школы»:

ул. Б. Новодмитровская, д. 36 (ст. м. «Дмитровская»).

Занятия проводятся раз в две недели по средам с 19.00.

На сайте flacon.ru можно зарегистрироваться на следующее занятие. Посещение бесплатное.

КСТАТИ

Куда еще пойти учиться мамам и папам

Детский клуб «Фонарик»

Родителям полезно послушать цикл лекций по детской психологии - как работать с детской тревожностью и агрессивностью, как помочь адаптироваться к детскому саду и что делать, если ребенок врет, грубит или ворует.

Сайт: www.fonarik-club.ru.

Школа при Институте современных психологических технологий

Курсы посвящены особенностям психологического развития ребенка в разном возрасте, рассматриваются конфликты между братьями и сестрами, определяются задачи для развития и возрастные ограничения.

Сайт: www.paracels.ru.

Центр развития и психологии «Как здорово»

Здесь проводятся занятия по прикладной характерологии - для родителей детей с непростым характером, помогут научиться понимать своего ребенка и договариваться с ним.

Сайт: www.kakzdorovo.center.

Психологический центр LPConsult

В программе тренинга «Искусство быть родителем» - разбор конфликтов и сложных моментов, отработка навыков поведения в кризисных ситуациях, обучение эффективному взаимодействию с ребенком.

Сайт: lpconsult.ru.

АНОНС

Задай вопрос министру образования!

В пятницу, 18 марта, с 11.00 до 12.30 на Радио «КП» (97,2 FM) на вопросы читателей в прямом эфире ответит министр образования и науки Дмитрий Викторович Ливанов. Имеют ли право местные власти сокращать зарплату учителям и работникам детсадов? Какая судьба ждет ЕГЭ? Когда закончится реформа Академии наук? Звоните по тел. 8-800-200-972-02 (звонок бесплатный).

Если вы опасаетесь, что вам не удастся дозвониться во время прямого эфира, вы можете заранее оставить свой вопрос на сайте kp.ru. Мы гарантируем, что все вопросы, заданные Дмитрию Викторовичу, будут ему переданы. И даже если ваш вопрос не прозвучит во время прямого эфира, вы обязательно получите на него официальный ответ лично.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также