Премия Рунета-2020
Москва
+22°
Boom metrics
Москва16 марта 2016 15:09

Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов: «Слово «маршрутка» скоро исчезнет»

В эфире радио «Комсомольская правда» глава транспортного комплекса столицы рассказал, закроют ли монорельс, вернут ли в метро туалет, когда запустят второе кольцо метро и кто будет петь для пассажиров в подземке [видео]
Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.

Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.

Фото: Евгения ГУСЕВА

В АВТОБУСАХ СТАНЕТ БОЛЬШЕ СВОБОДНЫХ МЕСТ

- Начнем разговор с наземного транспорта. Маршрутки переходят на новую систему работы. Теперь они будут ходить по городскому расписанию, с оплатой проезда по обычным билетам, с льготами. В каких районах и когда появятся обновленные маршруты?

- С мая по июнь новые автобусы появятся практически во всех районах города. Мы провели конкурс и заключили государственные контракты на пять лет с 8 перевозчиками-победителями. У нас сейчас 30 % перевозок выполняют частные компании, 70 % - городской перевозчик «Мосгортранс». Это же соотношение примерно и останется. Частные компании должны будут купить две тысячи новых автобусов. На это они потратят почти 10 миллиардов рублей. Поэтому предлагаю слово «маршрутка» забывать, потому что это будут качественные хорошие автобусы средней и большой вместимости. В них пассажирских мест станет почти на 30 % больше. Водителям будут проводить обязательный медицинский предрейсовый контроль. Мы будем их контролировать.

Автобусы будут стандартного синего цвета, с кондиционерами, валидаторами. Они станут работать так же, как городской перевозчик «Мосгортранс», со всеми без исключения проездными билетами. Например, на 60 поездок, безлимитный или единый билет, карта «Тройка». Никаких «передайте деньги водителю»! Этого больше не будет.

- А вот это - «Остановите у того столба!»

- Нет. Пассажиры будут выходить только на остановках. Если потребуется, мы вместе с ГИБДД лучше дополнительную остановку поставим. Но высаживать людей, где придется, запрещено. Привычные маршруты, по которым москвичи привыкли ездить на маршрутках, останутся.

Максим Ликсутов в студии радио "Комсомольская правда".

Максим Ликсутов в студии радио "Комсомольская правда".

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Чем предлагаете заменить слово «маршрутка»?

- У большинства людей это слово все-таки ассоциируется с неказистым небольшим автобусом, обклеенным рекламой. Думаю, надо поменять его на «городской автобус».

- Может быть, проще - шаттл?

- Нет, шаттл - это автобус, который ходит между точками, например, городской автовокзал – аэропорт. А у нас будет обычный городской автобус. Большой автобус с «гармошкой», вы же не назовете маршруткой, и никогда не называли. Надо уже привыкать к тому, что это будет нормальный городской автобус. Мы активно обновляем общественный транспорт. С 2010 по 2015 год закупили почти 5700 автобусов, троллейбусов и трамваев. Из бюджета потратили почти 47 миллиардов рублей. Такого обновления не было никогда в Москве.

- На мобильный номер нашей радиостанции для WhatsApp-сообщений (+7-967-200-97-02) приходят вопросы. Слушатель Александр спрашивает: «Я работаю курьером на авто. Можно ли на платных парковках сделать минут десять-пятнадцать бесплатно?»

- У нас в законодательстве с самого начала так и сделано, что у вас есть время в течение пятнадцати минут либо уехать, когда вы поставили машину на платную парковку, либо оплатить парковку. То есть у вас бесплатные пятнадцать минут для принятия решения, что вам делать дальше.

ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ ОТКРЫВАЮТСЯ ТОЧЕЧНО

- Будет ли зона платных парковок расширяться к окраинам города?

- Конкретных планов по расширению платных парковок нет. Мы анализируем проблемные точки - торговые центры, остановки общественного транспорта, станции метро, вблизи которых, действительно, есть дефицит парковочных мест. Дальше - несколько вариантов действий.

Первый. Мы стараемся создать перехватывающие парковки для автомобилистов, которые дальше едут на метро. В городе уже создано 7500 таких мест. Мы продолжим это делать.

Второй. Если остановка общественного транспорта или торговый центр создают проблемы для живущих рядом с ними людей, тогда помогает точечное введение платных парковок в этом районе. Местные жители получают резидентное разрешение и ставят свою машину практически бесплатно. Кстати, в приложении «Помощник Москвы» с 20 марта можно будет отправлять фотографию автомобиля, припаркованного на местах для резидентов. Владельцу такой машины сразу же придет штраф в 2500 рублей.

Повторюсь, конкретного списка адресов, куда придет платная парковка, у нас нет. Поэтому мы открыты для любых предложений жителей и экспертов по этому поводу. Можно написать письмо в мой адрес в Департамент транспорта Москвы. Можно воспользоваться нашим сервисным центром «Московский транспорт» на улице Старая Басманная. Можно отправить письмо по электронной почте на портале transport.mos.ru. Мне многие не верят, но на самом деле большинство улиц, на которых появилась платная парковка, стали платными по просьбам местных жителей.

В МЕТРО ВЫСТУПЯТ 200 МУЗЫКАНТОВ

- В метро автоматы по продаже билетов стоят во многих местах, но не везде они работают. Людям приходится стоять в очередях в кассу. В чем дело?

- Неработающих автоматов в метро не более 5 - 7 процентов, что допустимо. Но мы заставляем организацию, которая занимается сервисным обслуживанием, работать более четко и грамотно. Кроме того, до конца этого года во всех без исключения кассах метро и автоматах по продаже билетов появится возможность оплатить поездку любой банковской картой.

- Почему метро не работает ночью?

- Если необходимо, мы продлеваем работу метро. Например, в Новый год, в пасхальные праздники. В остальное время можно пользоваться ночными маршрутами автобусов и троллейбусов. Их в городе одиннадцать. Интервал движения, например, круглосуточного троллейбуса «Б» по Садовому кольцу от 15 до 30 минут. Для метрополитена ночь – это единственная возможность что-то отремонтировать, привести в порядок. Там постоянно требуется огромный объем работ по замене рельс, шпал, кабельного хозяйства. Все это связано с безопасностью перевозки пассажиров. Для ремонта есть всего четыре ночных часа, которые нам крайне нужны.

- В подземке начинается проект «Музыка в метро». Как будут отбирать музыкантов и где они будут играть?

- Совместно с экспертами служб безопасности метрополитена мы отобрали для музыкантов несколько площадок на 15 станциях метро. В тех местах, где они не помешают движению пассажиров. Понятно, что в час пик играть не будут. Их можно будет послушать в будни с 10 до 17 часов и с 20 до 22 часов. Всего будет около 200 музыкантов. В комиссии по отбору артистов нет представителей Департамента транспорта и метро. Там собрались финалисты шоу «Голос», музыканты группы «Парк Горького», «Челси», музыкальные продюсеры. Для нас важно, чтобы музыка нравилась людям, была им понятна. Специальных выступлений не планируем.

- Музыканты, оплата проезда по банковской карте, бесплатный интернет... Какие услуги еще появятся?

- В метро по возможности должно быть все, что действительно нужно пассажирам. Тогда метро будет более комфортным, дружелюбным. Например, на всех станциях и линиях метро, которыми станут пользоваться игроки и болельщики предстоящего в 2018 году Чемпионата мира по футболу, остановки обязательно будут объявлять по-английски. Сейчас такие объявления звучат на Таганско-Краснопресненской линии, где находится станция «Спартак» и один из стадионов будущего чемпионата.

- А туалеты откроют?

- Мы провели такой эксперимент, собрали предложения пассажиров. Частная компания-поставщик обещает учесть эти замечания и сделать более удобный туалет. Мы еще раз рассмотрим возможность на тех станциях, где это возможно, все-таки поставить такие туалеты.

В торговле тоже наводим порядок. В ближайшие десять дней объявим аукционы на выбор компаний, которые будут торговать в метро. Такой торговли, как раньше, в прежнем объеме, не будет. Эти ларьки противоречили здравому смыслу и отбирали у пешеходов свободное место. Сейчас в метро будут торговать продуктами питания в упаковке, изделиями из кожи, мобильными телефонами, газетами и журналами, сервисными услугами. Есть интересное предложение от частной фирмы по ремонту одежды и обуви, когда это делается при вас и очень быстро. Кроме того, хотим открыть в метро аптеки.

- Кафе в метро будут?

- В метро их физически не всегда можно разместить. Хотя на станции «Котельники» поставили вендинговый автомат, который при вас за три минуты печет из куска теста пиццу. Но и около станций, уверен, достаточно различных кафе, возможностей перекусить. Не обязательно это делать в метро. Когда вы купите какой-нибудь бутерброд, который, не дай бог, испачкает вашего соседа по вагону метро. Наверное, это не очень хорошо.

ВТОРОЕ КОЛЬЦО МЕТРО ОТКРОЕТСЯ В СЕНТЯБРЕ

- Скоро ли запустят Кольцевую железную дорогу?

- Открытие планируется в сентябре этого года. Пересадка между линиями метрополитена и второй кольцевой линией метро, как мы называем МКЖД, будет бесплатной по билету метро. В Москву уже начали поступать вагоны для второго кольца. Это будет такой же поезд, как «Ласточка», который сейчас ходит между Зеленоградом и Москвой. Все поезда на МКЖД оборудованы климат-контролем, там будет много сидячих мест. По плану в следующем году почти 75 миллионов человек воспользуются новым кольцом. Провозная способность – более 300 миллионов человек. Первое время после запуска движения на всех станциях МКЖД будут стоять помощники, раздавать схемы, объяснять, куда пройти, как пользоваться билетами. Открытие второго кольца прежде всего разгрузит примерно на 15 % Кольцевую линию метро.

Максим Ликсутов: "Открытие Кольцевой железной дороги планируется в сентябре этого года."

Максим Ликсутов: "Открытие Кольцевой железной дороги планируется в сентябре этого года."

Фото: Евгения ГУСЕВА

МОНОРЕЛЬС И ТУРНИКЕТЫ ОСТАВЯТ

- Что будет с монорельсом?

- Сейчас монорельс работает. Никто его не останавливает. Мы рассматриваем разные варианты его использования. Сегодня там проезжает от 10 до 13 тысяч человек в сутки. Это тоже достаточно большой объем пассажиров. Плюс монорельс дублируется трамваем. Мы думаем об интеграции монорельса с трамваем. Совместно с Институтом теплотехники, который разрабатывал всю эту инфраструктуру, хотим еще сильнее связать монорельс с городской транспортной системой. Надеюсь, в этом году уже будет принято решение. Инфраструктура для пассажиров, не важно, будет это монорельс, трамвай или что-то другое, там все равно останется. У людей будет возможность переехать с улицы Академика Королева через железнодорожные пути. Но уверен, что найдем самый современный способ, самый интересный и комфортный для пассажиров.

- Турникеты уберут в автобусах и троллейбусах?

- Мы провели эксперимент в трамвае 17. На маршруте с турникетами проезжало 100 платных пассажиров. Как только убрали турникет, к большому сожалению, таких пассажиров стало меньше на 30 %. Те люди, которые оплачивают свой проезд, вынуждены будут платить и за себя, и за безбилетников. Вряд ли это им понравится. Постепенно турникеты, наверное, будут уходить в прошлое. Но пока они все-таки позволяют не повышать нам тарифы и многих дисциплинируют на то, чтобы оплачивать свой проезд. Хотя фотографии безбилетников вывешиваются на сайте «Организатора перевозок». Мы хотим еще и на работу «зайцам» отправлять письма. Помните, как в советское время? О сотруднике-нарушителе сообщим его начальству и попросим взять на контроль. Если без билета попадется ученик, тогда напишем директору школы.

- Будут ли выделенку закрывать отбойником, чтобы частные машины на нее не заезжали?

- Отбойник создаст много дополнительных проблем. Ведь в городе достаточно тесно. К тому же во время снегопадов нужно быстро убирать улицы. Поэтому закрывать отбойником полосу внутри города практически невозможно. Но за нарушителями следят камеры фото- и видеофиксации. В этом году поставим еще 600 новых камер. В первую очередь они будут контролировать выделенную полосу. На 100 городских автобусах тоже стоят комплексы фото- и видеофиксации. В этом году их количество, наверное, увеличится раза в три-четыре. Никому не советую, кто не имеет права выезжать на выделенную полосу, делать это. Штраф – дело неприятное. Выделенные полосы - для общественного транспорта, для тех миллионов людей, которые каждый день переезжают, используя наземный транспорт. Если в метро в рабочий день совершается около 8,5 миллионов поездок, то на наземном транспорте, с учетом такси, автобусов, трамваев, троллейбусов, уже подходит к 7 миллионам человек в сутки. Наземный транспорт последние несколько лет догоняет метрополитен по объемам перевозок пассажиров. Это серьезная система. Мы обязаны давать приоритет именно общественному транспорту в городе.

- На остановках работают информационные табло с расписанием маршрутов. Будет ли эта система меняться?

- В этом году появится совместное приложение для мобильных телефонов от «Мосгортранса» и Московского метрополитена. Этот сервис будет в дополнение к уже привычным приложениям частных фирм. Мы нисколько не хотим конкурировать. Но москвичи смогут выбрать, какая платформа им полезнее.

Еще одна новинка - постепенный перевод наземного транспорта в так называемое тактовое расписание движения. Например, на маршрутах, которые проходят по радиальным направлениям в городе, в час пик с 7.30 до 10.30 автобус будет курсировать каждые 5 - 7 минут. Вам больше не придется запоминать это расписание, поскольку вы знаете, что, если ушел автобус, двери перед вами закрылись, то в течение 7 минут придет следующий автобус, и вы спокойно уедете.

- Пора уже в субботу сделать парковку бесплатной. Для большинства москвичей это такой же выходной, как воскресенье. Что мешает отменить плату и в субботу?

- Анализ показал, что зачастую интенсивность движения на дорогах в субботу не сильно уступает рабочим дням (у многих москвичей в субботу рабочий день, у студентов и школьников - учебный). Чтобы не создавать дополнительный спрос на парковочные места в центре города, стоянка по субботам остается платной.

- В тестовом режиме парковки закрепляются за людьми по месту прописки. А как быть, если я снимаю квартиру?

- Если вы являетесь законным квартиросъемщиком, владелец квартиры может вас в ней временно зарегистрировать. И тогда вы имеете право в рамках квоты владельца квартиры получить разрешение на резидентную парковку. Мы даем возможность получить на одну квартиру два резидентных разрешения по 3 тысячи рублей каждое в год, это около 8 рублей в день.

- На станции метро «Печатники» два с половиной года (!) назад построили и полностью оборудовали автостоянку. Днем все вокруг забито машинами, но стоянка так и не работает, хотя там даже вахтеры посменно дежурят. Почему?

- В рамках одной из городских программ подрядчик обустроил на этом месте плоскостную парковку. К ее оснащению у нас есть ряд серьезных претензий. Кроме того, есть сложности с оформлением документации. Мы ожидаем, что в ближайшее время все эти вопросы уладятся, парковку передадут нам на баланс, и мы сможем открыть ее.

***

Предлагаем вам прослушать полную запись эфира с Максимом Ликсутовым на радио «Комсомольская правда» (97,2 FM).

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

О чем бы вы еще спросили главу транспортного комплекса столицы?

Анатолий КНЫШОВ, летчик-испытатель 1-го класса, Герой России:

- Когда уже наладят систему оплаты парковок в центре? В четырех случаях из пяти не могу найти свободного места, так еще и терминалы дают сбой.

Эдгард ЗАПАШНЫЙ, гендиректор Большого Московского госцирка:

- Появится ли парковка возле нашего цирка? Ведь движение транспорта вблизи останавливается во время представлений.

Вячеслав ЛЫСАКОВ, депутат Госдумы:

- Почему администратор парковочного пространства, не будучи органом госвласти, взимает штрафы с автовладельцев? Почему эвакуаторы быстро увозят машины без оформления, а постановления выписываются задним числом? И почему дептранс сотрудничает с американскими, прибалтийскими, украинскими компаниями, допуская их к сведениям о стратегических транспортных объектах столицы?

Илья СВИРИДОВ, глава муниципального округа Таганский:

- Почему не выполнено решение, которое было заложено в план 2010 - 2016 гг. по обеспечению 1,5 миллиона машино-мест? Реально появилось около 100 тысяч.

Александр ШУМСКИЙ, глава московского Центра борьбы с пробками:

- Когда на столичных дорогах установят один скоростной режим? А то у нас на трассах с отбойниками можно ехать 60 км/час, а где их нет - 80. На третьем кольце то же самое: едешь-едешь и вдруг - резкое ограничение скрости. Народ путается и невольно нарушает.

Роман ГУЛЯЕВ, автоэксперт:

- Здравые идеи, которые прекрасно работают в других странах, - платные парковки, эвакуация машин нарушителей, выделенки - у нас превращаются в выкачивание денег из автомобилистов, а дорожная обстановка не улучшается. Почему?