Общество15 апреля 2016 10:30

Нужен ли Москве троллейбус: «КП» сравнила автобусы и электрический транспорт

Разбираем их плюсы и минусы
Одни эксперты клянутся, что лучше «рогатого» ничего нет. Другие уверенны, что век троллейбусов кончился

Одни эксперты клянутся, что лучше «рогатого» ничего нет. Другие уверенны, что век троллейбусов кончился

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

На днях столичные власти официально заявили: из центра города будут убирать троллейбус. Контактная сеть исчезнет с Бульварного кольца, Нового Арбата, Воздвиженки. «Рогатые» перестанут ходить по улицам Сретенка и Малая Дмитровка, Волхонка, Кремлевской набережной, а также по Моховой, Охотному Ряду, Театральному проезду, Новой площади, Китайгородскому проезду, от улицы Варварка до Москворецкой набережной.

Новость вызвала общественный резонанс. Народ в интернете возмущается — как же так, на Западе троллейбусы развивают, а мы, наоборот, «убиваем». Это при том, что в Москве сама длинная троллейбусная сеть в мире!

Одни эксперты клянутся, что лучше «рогатого» ничего нет. Другие уверенны, что век троллейбусов кончился и надо переходить на автобусы. Заодно на теме начали пиариться политики - выборы в Думу не за горами, надо же себя проявить.

«Комсомолка» решила сама разобраться, какие все-таки есть объективные плюсы у автобуса и троллейбуса, какой транспорт большое подходит мегаполису.

ЭКОЛОГИЯ

Все защитники городского электротранспорта утверждают, что у него нет вредных выхлопов, поэтому он безопасен для окружающей среды.

- В год автобус с дизельным двигателем выбрасывает 1,5 тонны СО2, тонну оксида азота, 500 кг серы и 200 килограммов твердых микрочастиц, - заявил представитель Международного союза общественного транспорта Сергей Корольков. - Замена даже одного автобуса на троллейбус может сильно очистить воздух.

С экспертом не согласен глава Мосгортранса Евгений Михайлов.

- При средней загрузке дорог доля общественного транспорта в потоке — 1,5%, - заявил чиновник. - В час пик доля падает до 0,9%. Основное загрязнение воздуха идет не от нас, а от личных машин. Если убрать все автобусы вообще, на экологию это почти не повлияет. Троллейбус получает энергию от электростанций — а они за год выбрасывают в атмосферу в 1,5 раза больше вредных веществ, чем автобус.

- Я думаю, «экологическую победу» надо присудить все-таки троллейбусу, - считает старший редактор интернет-издания «Транспорт в России» Павел Яблоков. - ТЭЦ разбросаны по городу, имеют высокие трубы и их выбросы сразу уходят в атмосферу. А выхлопная труба автобуса у самой земли, и мы дышим этими вредными выбросами.

Вердикт: победил троллейбус

НАДЕЖНОСТЬ

Принято считать, что «рогатый» служит в 1,5 — 2 раза дольше автобуса.

- Конструкция троллейбуса проще — у него нет трансмиссии, бензобака, громоздкого двигателя, стоит один небольшой электромотор, - перечисляет достоинства Корольков. - Троллейбус проще обслуживать, он дольше работает. Западные модели ездят по 12 лет. Да и электричество обходится гораздо дешевле дизельного топлива!

- Единственный оставшийся в стране завод-изготовитель производит откровенное барахло, - парирует Михайлов. - Нам самим приходится многое переделывать. Если за год на обслуживание одного автобуса уходит 52 часа, то на однин отечественный троллейбус надо 770 часов! Кузов троллейбуса надо отправлять на капремонт каждые 4 года, а кузов автобуса в этом вообще не нуждается!

Вердикт: победил автобус.

ЭКОНОМИЯ

Электричество обходится гораздо дешевле дизтоплива. По официальным данным Мосгортранса, за год автобус сжигает горючего на 900 тысяч рублей. Троллейбус расходует электричества только на 500 тысяч.

На обслуживание контактной сети Москва в год тратит 766 млн. рублей. Это по 478 тысяч на троллейбус (всего их 1600 штук).

Если взять только прямые расходы на движение (ремонт кузова не берем), то в год каждый троллейбус обходится на 78 тысяч дороже.

Вердикт: победил автобус.

ТИШИНА

- Новые европейские троллейбусы практически беззвучные — как хорошие электромобили, - рассказал Яблоков. - При качественной шумоизоляции пассажиры в салоне не слышат, что происходит на улице. Тем более, посторонних шумов меньше, чем от автобуса. И ход у «рогатого» лучше. Коробки передач нет, рывков нет, разгон происходит плавно.

- Наша практика показывает, что от российских троллейбусов звуков (60-80 децибел) лишь чуть меньше, чем от новых автобусов (75-85 децибел), - заявил Михайлов. - А если учесть фоновый шум улицы (75 децибел), то разницы просто никакой.

Вердикт: незначительная победа троллейбуса

СКОРОСТЬ

- Проблема московских троллейбусов — старые «стрелки» (там, где провода расходятся в разные стороны), - рассказал «КП» руководитель направления «Общественный транспорт» экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев. - Они «медленные», их надо проезжать со скоростью 5 км/ч. Из-за этого троллейбусы тормозят остальное движение.

- На замену стрелок надо больше 1 млрд. рублей, - добавил Михайлов. - Но это не все - «быстрых» стрелок, которые проезжаются и на 60 км/ч, в стране не делает ни один завод!

У автобусов, понятное дело, таких проблем нет. Им не надо тормозить на перекрестках перед «стрелками». Водитель может разогнаться и до 60-80 км/ч. Обычно скорость автобуса ограничена потоком окружающих машин.

Еще одно преимущества автобуса — он мобилен, легко может объехать препятствие. А троллейбус вынужден стоять, если перед ним (или с ним) что-то случилось.

Вердикт: победил автобус.

ИТОГОВЫЙ СЧЕТ:

1,5 балла у троллейбуса.

3 балла у автобуса.

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ТРОЛЛЕЙБУСА?

Что же получается, у московских «рогатых» перспективы никакой? С какой стороны ни посмотри — одни недостатки. На Западе троллейбусы ездят, а у нас все упирается в низкое качество всего.

- Город не планирует отказываться от электрического транспорта, - заверил Михайлов. - В ближайшее время будет потрачено 1,7 млрд рублей на модернизацию контактной сети. Стали бы это делать, если троллейбусы хотят списать?

Как оказалось, в центре столицы провода сняли для эстетики. Архитекторы, которые разрабатывали проект «Моя улица», посчитали, что историческая часть Москвы должна остаться без проводов на столбах.

- Я очень надеюсь, что автобусы в центре — временная мера, - добавил глава Мосгортранса. - Как только появятся нормальные троллейбусы с автономным ходом, мы пустим по центру их. Мимо Кремля они станут проезжать на аккумуляторах, а в стороне опять подключатся к проводам.

Но все упирается в низкое качество транспорта. В этом году Москва купит 12 современных российских троллейбусов с автономным ходом. Если они окажутся хорошими, город готов делать на них большие заказы.

- А если купить зарубежный хороший троллейбус? - вопрос «КП» главе Мосгортранса.

- С учетом курсов валют один импортный троллейбус будет стоить 35-40 млн рублей. Это при том, что один автобус мы покупаем за 10 млн рублей. Совсем не выгодно получается. Да и зачем мы будем финансировать зарубежных производителей, когда у нас и свои есть?

КТО ДЕЛАЕТ ТРОЛЛЕЙБУСЫ?

Сейчас в стране остался только один завод, производящий «рогатых» - «Тролза», бывший «ЗиУ» (город Энгельс). Башкирский троллейбусный завод (Уфа) и «Транс-Альфа» (Вологда) благополучно разорились из-за отсутствия заказов. В 2014 году в России было сделано всего 152 троллейбуса, в 2015 еще меньше — слишком мало для нескольких заводов.

А ЧТО С ЭЛЕКТРОБУСАМИ?

Сейчас почти все крупные мировые производители автобусов работают над электрическими моделями. Такими, чтобы транспорт ехал на аккумуляторах, а не дизельном двигателе. А в китайском городе Шэньчжэнь весь общественный транспорт заменили на электробусы! Что же Москва? У нас их пока не видно.

- Свой электробус сделал КАМАЗ, ЛиАЗ, ТролЗА и Белмаш (Беларусь), - рассказал Михайлов. - Нам уже несколько лет обещают дать на испытание образцы. Все не дали. Этим летом китайцы пообещали пригнать на обкатку один электробус. Мы решили сами купить два автобуса и своими силами сделать из них электробусы. Пока сложно говорить о перспективах этого нового вида транспорта.

- В Шэньчжэне начали потихоньку отходить от электробусов, - рассказал Сергей Корольков. - Аккумуляторы приходится менять каждые два года — это дорого. Да и потери в электричестве большие. В троллейбусных сетях потери: 2-3%. А при долгой зарядке аккумулятора: под 90%!

А ЧТО В ИТОГЕ?

Совсем отказываться от троллейбуса власти не будут. Не всегда замена на автобус так уж выгодна (особенно с точки зрения экологии). Но и особого развития ждать не стоит, все тормозит низкое качество самих «рогатых».

Альтернативный электрический транспорт если и появится на улицах, то лишь через несколько лет. Пока своих готовых моделей еще нет — лишь одни опытные образцы.