Вот такую остановку заслужили петербуржцы.
Главный вопрос, который сейчас мучает горожан: из чего же сделают эти уличные конструкции? Судя по заявленным инвестициям, хватит на какой-нибудь приличный сплав цветных металлов. А, может, будут отдельные инкрустации серебра и золота?
Но шутки в сторону – только цифры. Как сообщили накануне в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры «Комсомолке», установка 170 остановок обойдется бюджету почти в 1 миллиард рублей.
Несложно посчитать, что каждая стоит примерно 5.7 миллионов рублей. Неслабо.
НЕ ЗАМЕНА - КАПСТРОИТЕЛЬСТВО
Сотрудников Комитета по развитию транспортной инфраструктуры цифры вовсе не смущают. Они уверены: дешевле не получится.
- Важно понимать, что мы не меняем старые остановки на новые. Мы почти все строим впервые, и только в отдельных случаях это реконструкция, - заявили «КП» в пресс-службе КРТИ. – Город развивается, застраиваются новые районы, появляются новые маршруты транспорта. Людям нужны остановки.
Вандалы не ломают, коммунальщики не моют.
Думаете, достаточно просто взять и поставить на тротуар металлическую конструкцию? Мы тоже так недавно думали.
- Речь идет о целом капитальном строительстве. Все должно быть сделано в соответствии с национальным стандартом, - пояснили в КРТИ.
Мы изучили этот документ. Согласно ГОСТ, на остановке должен быть пешеходный переход, скамья, урна, фонари и, конечно, тротуар. А еще – заездной карман и переходно-скоростная полоса (проще говоря, полоса разгона). И не будем забывать о самой конструкции.
Неужели все это и правда стоит 5.7 миллиона?
- Основная часть средств уйдет на перекладку сетей при обустройстве кармана – они обычно очень близко от края проезжей части, - рассказали нам в КРТИ. – А еще не забывайте про дорожные работы. Асфальт сейчас очень дорогой.
- Может, тогда без дорожных работ?
- Нет, мы все делаем по стандарту.
АНТИВАНДАЛЬНАЯ СЕТОЧКА
Наверное, новости о строительстве остановок по цене «двушки» было бы пережить чуть легче, если бы сами остановки впечатляли.
Вот как, например, в Дубае, где павильоны ставят с кондиционером и телевизором (см. справку «КП»). Или как в Европе, где дизайнеры все время что-то новенькое придумывают. Да что далеко за примерами ходить – в Севастополе умельцы поставили остановку с зарядными устройствами, тач-экраном, бесплатным Интернетом…
Вот так выглядит обычная остановка в Дубае.
Увы, до Петербурга прогресс еще не дошел. Как пояснили нам в КРТИ, новые остановки будут антивандальными. Никаких экранов. Никаких розеток. И, кстати, никакого стекла.
- Название говорит само за себя, конструкции эти более прочные. Остановки делают из металла, вместо стекол - металлические сетки, - рассказали в пресс-службе.
Здесь не стали называть стоимость павильона. Но, судя по всему, едва ли она может превышать 50 тысяч. Все оставшиеся миллионы – на монтаж и дорожные работы.
- Мы ещё два года назад предложили концепцию удобных остановок, - рассказал «КП» гражданский активист и лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. - В зависимости от места установки набор элементов может различаться, а максимальная стоимость самой технологичной остановки оценивалась потенциальными инвесторами всего в 1 миллион рублей. Но наш проект никого не заинтересовал.
Автобусные остановки - не самая сильная сторона Петербурга.
Фото: Александр ГЛУЗ
Зато антивандальные остановки уверенно "шагают" по Петербургу. Хотя они не защитят нас ни от ветра, ни от дождя.
В теории такие прочные павильоны должны огорчить хулиганов и расклейщиков объявлений. На практике, как убедилась «КП», на них точно так же лепят рекламу, и точно также их можно разрисовать граффити.
И после всех этих манипуляций «антивандальные» остановки выглядят куда хуже, чем обычные.
А с «умной» остановкой в Севастополе и спустя два года все хорошо. Стоила она, кстати, меньше миллиона рублей.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
145 остановок построили в Петербурге в 2015 году, и только 11 были со стеклами
15 остановок украли в прошлом году
900 тысяч рублей стоила «умная» остановка в Севастополе
40 тысяч рублей стоит металлический павильон с урной и скамейкой
Эта остановка в Севастополе обошлась в 900 тысяч рублей. Фото: medium.com.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
– 5.9 миллионов рублей – вполне нормальная цифра, - рассказал «КП» ведущий инженер производственно-технического отдела одной дорожно-строительной компании. - В стоимость установки остановочных павильонов, помимо стоимости самого павильона, входит множество сопутствующих расходов. Проектные изыскания, уйма согласований с городскими службами, подготовка строительной площадки, монтаж павильона, обустройство площадок вокруг. Самой дорогой работой в смете может оказаться как раз замена асфальта. Кстати, как правило, в проекты остановки закладывают попарно - на правой и левой стороне.
КАК У НИХ
В Германии все городские остановки обязательно делаются со встроенным освещением, картой района и схемой маршрутной сети. Есть табло с временем прибытия транспорта и кнопка для вызова полиции. Лавка деревянная, чтобы можно было сидеть зимой. Остановка чистая, удобная, без рекламного мусора, на ней безопасно ждать транспорт. Павильон защищает от ветра и дождя.
В Дубае остановки известны своим комфортом - большинство павильонов там закрытые, с кондиционером, телевизором и бесплатным интернетом. Остановка сделана из свето- и теплоустойчивого стекла. Чтобы попасть внутрь - нужно нажать на специальную кнопку и раздвижной двери.
А это остановка в Германии.
В Южной Корее остановки не менее технологичны. Все городские павильоны защищены от непогоды, имеют розетки для подзарядки гаджетов, раздают интернет по Wi-Fi и автомат для пополнения транспортных карт.
Есть технологичные остановки и в Москве. Так, еще в 2014 году в столице появились отапливаемые теплые павильоны. Помимо отопления новые остановки оборудованы светодиодным освещением, видеонаблюдением, и даже автономной системой энергосбережения – солнечные батареи на крыше.
КАК НАДО
В России есть специальный ГОСТ, который регламентирует обустройство остановки и ее внешний вид. Так, согласно стандарту, тротуар у остановки должен быть приподнят от дороги на 20 сантиметров и огорожен бордюром. Павильон обязательно должен быть освещен, а также ГОСТ рекомендует «уделять особое внимание современному архитектурному оформлению автобусных остановок в соответствии с климатическими, местными и национальными особенностями района».