Авто19 апреля 2016 18:36

Итоги проверки московских таксистов: поймали 200 пьяных, 300 - без прав, 900 уголовников и один вербовщик ИГИЛ*

«Комсомолка» пыталась разобраться, почему складывается такая неприглядная картинка
На самом деле деятельность такси в России, увы, не лицензируется. В Минтрансе выдают разрешения на оказание услуг по перевозке пассажиров. И все. Дают - на машину, а не на водителя

На самом деле деятельность такси в России, увы, не лицензируется. В Минтрансе выдают разрешения на оказание услуг по перевозке пассажиров. И все. Дают - на машину, а не на водителя

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Последние две недели московские полицейские ловили по всему городу таксистов-нелегалов.

В мае Москва будет принимать чемпионат мира по хоккею. Приедет много туристов. Для многих город (или даже страна), сами понимаете, начинается с такси. А у нас, бывает, кого только за рулем не встретишь. Кто часто пользуется такси - знает: бывает, что у приезжего из Средней Азии не получается выговорить в навигатор нужный адрес. Приходится помогать. А случается, что и сама машина, приехавшая на вызов из популярного мобильного приложения не первой, так скажем, свежести. В общем, столичная полиция решила навести в Москве с таксистами порядок.

Официально в мегаполисе 68 тысяч машин, на которых разрешено возить пассажиров за деньги. (Еще в 2012 году их было чуть больше 3000). И еще тысяч 5-6 «бомбил», у которых ни разрешений, ни патентов. Вот этот массив легковушек и проверяли.

Итоги, если в цифрах, впечатляют. Например, полицейские хлопнули почти 200 пьяных таксистов. Еще у 304 водил даже не было водительских прав. У 50 - были, но поддельные. Один 22-летний гражданин Кыргызстана, работавший в легальной (!) фирме такси, умудрился показать полицейским поддельное удостоверение на другого человека.

Больше 900 таксистов, как оказалось, бывшие уголовники. При этом некоторые отсидели за серьезные преступления - убийства, изнасилования, захват заложников, похищение людей. Нормально?! В довершение ко всему поймали еще и одного вербовщика из ИГИЛ (*запрещенная в России организация - ред.). 28-летний таджикистанец числился в федеральном розыске за изготовление и распространение экстремистских материалов. Оказалось, уже несколько месяцев катался по Москве и агитировал правоверных примкнуть к Исламскому государству.

В полиции обещают продолжать облавы, пока таксистов-нелегалов не изведут под корень. (См. «Официально»). А вот легальные таксисты считают, что действовать нужно другими методами.

Последние две недели московские полицейские ловили по всему городу таксистов-нелегалов

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«200 РУБЛЕЙ - И МОЖНО БЕЗ ПРАВ?»

- Проверяли-то во время этой операции в основном легальные такси, желтые, с желтыми номерами, - рассказывает «КП» зампредседателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. - Ну встаньте у входа в метро и проверяйте всех пассажиров. Там ведь тоже выяснится, что из 10 тысяч столько-то - бывшие уголовники, столько-то - в федеральном розыске. Но это же не значит, что в метро все такие?

Таксисты из профсоюза бьют себя кулаками в грудь: готовы отправлять своих волонтеров в следующие рейды, сами покажем тех, кто на рынке вчерную работает...

- А вы знаете, что количество легальных фирм такси в Москве можно пересчитать по пальцам? - говорит мне координатор общественного движения «Стоп нелегал» Евгений Грэк.

Я думал, ослышался. Как так? Ну мы же знаем: столько в городе контор! Брендированные машины, сайты, все дела.

- На самом деле деятельность такси в России, увы, не лицензируется. В Минтрансе выдают разрешения на оказание услуг по перевозке пассажиров. И все. Дают - на машину, а не на водителя. Поэтому владельцу «фирмы» из 5-10 машин вообще все равно, кого за руль сажать. Чтобы доходы были выше, берут самых дешевых водителей. Вот вам и получается, что за рулем — гастарбайтеры или наркоманы.

- Пусть это маленькая фирма. Но им же, наверное, интересно, чтобы машины заказывали именно у них? Зачем оказывать плохую услугу?

- А сейчас заказчик чаще всего даже не видит название фирмы. Многие же через мобильные приложения машины вызывают. Таксопарков в прежнем понимании этого слова сейчас единицы.

АГРЕГАТОРЫ

Некая территория, где своя диспетчерская, гаражи с ямами для ремонта, командой техникой и водительскими школами - это, выходит, уже из прошлого. Теперь ведь даже диспетчеры не нужны. Самый быстрый и удобный способ вызвать машину - через «Яндекс-Такси» или «Gett».

- Ни один аргератор такси ответственности за эти услуги не несет, - продолжает Грэк. - Своих машин у них нет. Но процент получают с каждого зарегистрировавшегося в их системе водителя. В то же время есть фирмочки, отдающие свои машины, на которые есть разрешения, в аренду тем же приезжим. В среднем, это стоит 2500 рублей в сутки. Но если у мигранта с документами проблема, тоже не беда. Добавь 300 рублей в сутки - и можешь без прав ездить. Нет патента? Еще 200 рублей накинь и езжай, дорогой. Такое, конечно, не повально встречается, но такие фирмы есть.

- При этом полицейские во время своего рейда находили у таксистов и огнестрельное оружие, и наркотики с приспособлениями для дозировки и упаковки.

- Продавцы наркотиков иногда используют машины такси для перевозки «дури». Да, официально они как бы таксистами работают. Просто желтые машины полицейские реже проверяют, так проще переезжать из района в район, делать те же закладки.

Это все очень обидно. Такси ведь, когда их заставили снизить цены до приличных, действительно стал довольно бюджетным городским транспортом. Особенно, если не по пробкам и недалеко. Но уж больно непрезентабельный какой-то портрет среднестатистического московского таксиста получается. Как это исправить?

- Выход один, - уверен Евгений Грэк. - Выдавать разрешения на перевозку пассажиров не машинам, а реальным водителям. Об этом уже не первый год спорят. Но на законодательном уровне пока никаких подвижек.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ОФИЦИАЛЬНО

- Эту картину, которую мы увидели, мы проанализируем, проинформируем мэра города, - говорит глава ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин. - По сути это была первая такая операция, можно ее назвать тренировкой. Следующую операцию мы проведем более масштабно. И результат будет, мне кажется, лучше. Будут задействованы дополнительные силы и мы немножко поменяем тактику. Если мы будем проводить такие операции раз в год, мы не решим эту проблему. Нужен постоянный контроль. Такие операции будут проводиться до тех пор, пока мы эту проблему не решим.