Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Общество19 апреля 2016 22:00

Авиапассажиров пора защищать от авиахулиганов

Распространение авиадебоширства требует от депутатов скорее принимать законы, ужесточающие ответственность за опасное поведение в воздухе
Олег ФРОЛОВ
Из-за дебоширов срываются рейсы, страдают ни в чем не повинные пассажиры.

Из-за дебоширов срываются рейсы, страдают ни в чем не повинные пассажиры.

Нарастающее число инцидентов с авиахулиганами, от которых все чаще страдают российские перевозчики, ребром ставит вопрос об усилении меры ответственности за подобные поступки. Главной причиной разгула воздушного дебоширства, как считают сами авиаторы, являются слишком мягкие по сравнению с западными аналогами законы, регламентирующие поведение пассажиров на борту воздушных судов, и благодушие российских депутатов, у которых никак не дойдут руки до исправления действующего законодательства.

За примерами вреда, причиняемого авиакомпаниям недисциплинированными гражданами, далеко ходить не надо. 16 апреля рейс «Аэро­флота» из Тель-Авива в Москву пришлось задержать почти на 20 часов по вине «деструктивных действий двух пассажиров». Как стало известно позже, там пассажир из хулиганских побуждений напал на члена экипажа, что и привело к срыву графика полетов.

Несколькими днями ранее дебош на борту «Боинга», летевшего из Москвы во Владивосток, устроил неадекватный пассажир. Сначала он потерял сознание, а после оказания первой помощи пришел в себя и стал нападать на окружающих. Чтобы успокоить хулигана и обезопасить пассажиров, персоналу пришлось его связать. 18 апреля непосредственно перед вылетом из Краснодара в Минск полиция забрала из самолета пьяного пассажира. Не дожидаясь взлета, он устроил шумный скандал, но был вовремя отслежен членами экипажа, которые и обратились за помощью к полицейским.

В последние годы количество правонарушений, совершаемых на борту пассажирских лайнеров, стабильно растет. Растут и убытки, которые несут по их вине российские авиакомпании. Срываются рейсы, страдает репутация, нервничают пассажиры. А между тем в Государственной Думе уже не первый год лежит законопроект об уголовной и административной ответственности для пассажиров, нарушающих правила безопасности во время полетов. Как писала «Российская газета», документ должен предоставить оте­чественным авиакомпаниям право отказывать в полете хулиганам еще на земле. Для этого всех дебоширов включат в специальный реестр Росавиации, доступ к которому получат перевозчики.

Очень активно выступает за принятие соответствующих законов «Аэрофлот». Еще с 2012 года компания настойчиво добивается не только введения черных списков, но и разработки юридического механизма, позволяющего авиакомпаниям отказываться от перевозки некоторых пассажиров, и расширения полномочий членов экипажа воздушных судов в противодействии дебоширам. Ведь сегодня бортпроводники не имеют права практически никак им противодействовать.

В поддержку законопроекта, как сообщает источник в отрасли, активно выступает и авиакомпания «ЮТэйр» и другие российские авиаперевозчики . Напомним, что в 2013 году, например, бортпроводникам самолета компании «ЮТэйр» пришлось связать очередного хулигана скотчем. Очевидно, куда логичнее было бы разрешить экипажам использовать в такой ситуации обычные наручники, как это принято у ряда иностранных перевозчиков. Но, несмотря на все обращения «Аэрофлота», никакого реального движения по указанным законопроектам пока не просматривается.

В последние годы количество правонарушений, совершаемых на борту пассажирских лайнеров, стабильно растет. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

В последние годы количество правонарушений, совершаемых на борту пассажирских лайнеров, стабильно растет. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Самое обидное, что все необходимые предложения уже сформулированы, получили экспертную оценку и ждут только согласия законодателей. У «Аэрофлота», к примеру, есть внутренняя база пассажиров, часто нарушающих правила поведения на борту. По информации источников в компании, в марте 2016 года в ней числились 2883 человека. Информация о полете, планируемом таким пассажиром, своевременно поступает сотрудникам авиа­компании для принятия превентивных мер, но отказать им в полете согласно закону невозможно. А других способов обезопасить пассажиров от пьяных выходок практически нет.

Так что пока из-за устаревшей или непроработанной юридической базы российские авиакомпании покорно несут прямые убытки и серьезные имиджевые риски. Например, несколько дней назад «Аэро­флот» получил четыре звезды Skytrax - престижный международный рейтинг, присуждаемый за высокое качество обслуживания пассажиров. Столько же звезд, к примеру, имеют Air France-KLM, British Airways, Emirates Airlines или Lufthansa. Но все эти иностранные компании имеют несравнимо больше возможностей для обеспечения порядка на своих бортах, а значит, им куда проще найти управу на авиадебоширов.

Напомним, что Аэронавигационный кодекс Великобритании просто за курение в самолете предусматривает штраф в 2 тысячи фунтов или лишение свободы на срок до 2 лет. Голландские законы за нахождение на борту в пьяном виде грозят тюремным сроком и штрафом в 300 евро, а если пьянство было сопряжено с нарушением порядка и применением насилия, нарушителя ждет четыре года тюрьмы и штраф до 18 тысяч евро.

Хочется надеяться, что теперь-то российские парламентарии помогут наконец навести порядок в самолетах, учтя опыт зарубежных авиакомпаний и стремление отечественных перевозчиков конкурировать с ними на равных условиях.

Мнение Эксперта

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор:

Что делать?

- Хороший вопрос, ответ на который известен как законодательной, так и исполнительной власти. Во-первых, действующее законодательство не позволяет перевозчикам применять черные списки. Согласно положениям Воздушного кодекса РФ авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки с нарушающим правила безопасности пассажиром, но не имеет права отказывать такому пассажиру в приобретении нового билета.

Необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и Федеральный закон «О персональных данных», которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести черные списки и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета. Пусть на фиксированный срок, как при лишении права управления транспортным средством за пьянку.

Во-вторых, нужно срочно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей до полутора не тысяч, а миллионов рублей.

Кроме того, законодатели должны включить в главу 27 Уголовного кодекса РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» новый состав преступления - «Отказ выполнять указания членов экипажа на борту воздушного судна» с последующим наказанием, связанным с лишением свободы и (а не или) большим штрафом.

В-третьих, следует на законодательном уровне рассмотреть вопрос о наделении кабинных экипажей правом применения специальных мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств (но, конечно, не огнестрельного оружия).