Общество

Искусство с душком: в столичном парке установили арт-объект, вызвавший в Сети кучу неприличных ассоциаций

При этом создатель композиции непреклонен: москвичи дикие невежды, которые ничего не понимают
Это только с виду композиция кажется странной и пахучей. На самом деле она выполнена в оригинальном стиле лэнд-арт

Это только с виду композиция кажется странной и пахучей. На самом деле она выполнена в оригинальном стиле лэнд-арт

Поначалу все справедливо подумали, что это фейк. Очередная шутка заскучавших блогеров. Чья-то нездоровая фантазия. Ну не может такого быть, чтобы в городском парке увековечили... экскременты. Хотя и в мире искусства бывало всякое. Просто не каждому дано понять. Докопаться, так сказать, до сути. Это только с виду композиция кажется странной и пахучей. На самом деле она выполнена в оригинальном стиле лэнд-арт. И чтобы ее понять, нужно обладать объемным мышлением. Увидеть в этом протест против обрыдших музейных холстов. Остро почувствовать связь с природой. Лично у меня, глядя на фотографию, ничего этого не получилось. Поэтому я собрался с мыслями и поехал в парк «Чермянка», тот, что на северо-востоке столицы.

«Мы прозвали это кишечником»

Его начали обустраивать два года назад в рамках программы «Народный парк». До этого он был заброшенным. Сейчас в нем большая детская площадка, скамейки, велодорожки. При этом нет никаких торгашей и ларечников. Вдоль леса течет узенькая речушка, в честь которой и назвали весь парк. Рядом стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1640 году. По аллеям гуляют мамы и бабушки с колясками. Хорошо в «Чермянке», ничего не скажешь. И вдруг перед моим взором, словно звезда севера, является та самая композиция, о существовании которой спорили в интернете! Мощные бревна, а на них... В общем, вы понимаете.

Перво-наперво я рассмеялся. Затем глубоко вздохнул и подошел поближе. Оказалось, что на бревнах не что иное, как плетеная лоза! Экологически чистый материал, кстати. Ринулся к местным жителям. Те, не скрывая многозначительных улыбок, сообщили:

- Мы не понимаем, что это такое. Лучше бы на эти деньги поставили беседки. Когда палит солнце или идет дождь, негде спрятаться. А знаете, как мы эту композицию прозвали? Я приготовился к самому худшему.

- Кишечник! - воскликнула женщина.

- Вообще-то, - говорю, - есть такое направление в искусстве, когда произведения создаются непосредственно на ландшафтной территории.

- Может быть, - ответили мне. - Но почему в нашем парке?

Я долго рассматривал эту работу, пытаясь понять, что все-таки хотел сказать художник. Вообще-то плетеная лоза на палках напоминает социальный протест, вызов всему обществу. Весьма определенный ответ политическому режиму. Или у меня паранойя?

В столичном парке установили арт-объект, вызвавший в Сети кучу неприличных ассоциаций

В столичном парке установили арт-объект, вызвавший в Сети кучу неприличных ассоциаций

«Москвичи - дикий народ»

Создателем нашумевшего арт-объекта оказался художник Николай Полисский. Когда-то он занимался живописью и даже состоял в небезызвестной питерской группе художников «Митьки». Но потом наступил творческий кризис. Краски и холсты надоели. И Полисский ударился в лэнд-арт. Первая его работа называлась «Снеговики». В Калужской области, неподалеку от деревни Никола-Ленивец, где художник творит по сей день, он взял да и слепил с помощью местных ребятишек сто снежных баб! И представил это как отдельный проект, который благополучно растаял, как только потеплело. За последние 16 лет Николай Полисский создал множество произведений в таком духе. И у всякого из них свой особенный, где-то даже сакральный смысл.

- А что все так возбудились по поводу «Чермянки»? - за последние пару дней я был далеко не первым, кто дозвонился до Николая Владимировича.

- Все хотят узнать, что олицетворяет ваше произведение.

- Там в парке течет небольшая речушка, - объяснил тот. - А моя композиция, та, что на столбах, похожа на рыболовные снасти, которые использовали на Руси. Назывались они верши. Вот люди и встречают их на протяжении всего парка.

- А вам говорили, на что эти верши похожи?

- Да потому что Москва - очень тупой и злобный город! Кроме Ленина, Сталина и Чапаева никто ничего не видел. Мы - дикие! Почему-то в Николо-Ленивце, когда я сделал эту скульптуру, таких ассоциаций ни у кого не возникло. Идет какая-то непонятная политическая возня.

- А вам заплатили за эту работу? - искренне интересуюсь.

- Да копейки! - восклицает тот. - Я едва расплатился со своими помощниками. Себе же вообще ничего не досталось. Художники в России денег не получают. Запомните это. Если, конечно, они не Церетели.

- А над чем сейчас работаете?

- Над «Детским архстоянием». Делаем гиперболоидные формы. Тоже плетеные, кстати. Так что все нормально. Лозу, кстати, нам закупать не надо, у нас ее здесь навалом.

Звонок в управу

В префектуре северо-восточного округа мне объяснили, что композицию установили два года назад и то, что получилось, исключительно заслуга художника. Его индивидуальный творческий взгляд. Глава управы района Отрадное Владимир Литовский и вовсе сказал, что до последнего ни он, ни префект не знали о появлении арт-композиции.

- С нами этот вопрос никто не согласовывал, - сказал чиновник. - Более того, мы были крайне удивлены, когда это увидели. Вы знаете, как люди прозвали эту композицию?

- Кишечник? - воскликнул я радостно.

- Да нет, по-другому. Извините за грубость, ... на палочке!

- Как неожиданно. А с чьего разрешения этот арт-объект вообще появился?

- Я так понимаю, его проектировали в архитектуре округа. И установили втихаря.

В отделе архитектуры официального комментария мне не дали, хотя и дали понять, что о работе Полисского тоже ничего не знают.

Мнение специалиста

Сергей Попов, искусствовед:

- В жизни много, что напоминает испражнения, но если об этом постоянно говорить, то... (смеется) - это прямой путь к врачу. У меня лично никаких похожих ассоциаций не возникает. Я видел много чего похожего на какашки в искусстве, но это не тот случай. Николай Полисский - очень опытный человек относительно установок скульптур в публичном пространстве и я думаю, что он был достаточно осторожен, когда работал над этой вещью. У него наверняка огромный опыт согласования подобных работ в серьезных инстанциях. Именно Николай сделал Лихоборские ворота - тоже в столичном парке. И я считаю, что это одна из лучших его работ. Да, в «Чермянке» формы выглядят по-другому. Но он опирался на конкретный образ - вот эти рыболовные верши, с помощью которых на Руси ловили рыбу. На образ, существовавший задолго до появления людей, которые сейчас возмущаются. Это язык и нашей национальной архаики, и - одновременно - современного искусства. По-моему, весьма удачная работа.