Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Москва6 июля 2016 15:30

Москву утыкали станциями сотовых операторов: опасно ли это

Наш корреспондент разбирался, что за электронное нашествие происходит в столице
В столице уже установлено 2600 таких опор, обвешанных передатчиками.

В столице уже установлено 2600 таких опор, обвешанных передатчиками.

Фото: Александр МИЛКУС

…Он спускался с самого верха. А когда, наконец, вышел из мрака, в руках у него была коробка от роутера и пассатижи для обжима кабеля.

- Ну как оно там? - мотнул я головой в сторону чердака.

- Да плохо все. У вас там антенны сотовой связи. От них и рак, и другая зараза. А еще компенсацию за это вам должны платить. Вы же на последнем этаже! - и скрылся в разверзшемся проеме лифта.

На улице я запрокинул голову. Точно, на ржавых опорах торчали две длинные серые коробки. Как я раньше их не замечал?! Насколько они опасны и вообще на каком основании прикрутили их в моем доме? Как старый склочник я готовился к затяжной и позиционной борьбе с чиновниками. Но то, что произошло дальше, вынесло мозг почище излучения от сотовой станции.

Парень с шаром

Я оставил жалобу на портале мэра в разделе «Электронная приемная». А через неделю мне пришло по почте официальное письмо: обращение передано в Центр гигиены и эпидемиологии Москвы. Еще дней через десять позвонил вежливый парень Петр и спросил когда мне будет удобно, чтобы он подошел и измерил в квартире уровень излучения.

Ровно в 9.30 он позвонил в дверь. У входа снял тяжелый рюкзак и надел принесенные с собой бахилы. Из рюкзака появился прибор для измерения уровня электромагнитных полей и специальная антенна с круглой «шапкой», похожей на рожок мороженого. Следом - толстая книжица, где было написано все про установленные на крыше антенны. И медицинское заключение, и направление излучения, и точная схема установки.

Такой прибор используют для измерения излучения базовой станции.

Такой прибор используют для измерения излучения базовой станции.

Фото: Александр МИЛКУС

Петр с прибором наперевес обошел все жилище, высунулся из окна лоджии, покрутился у подоконника в большой комнате. И даже показал как «лепестки» - как направлен сигнал от антенн, которые принадлежат ООО «Скартел». А оно сейчас не в лучшей форме: и ее связью мало кто пользуется. Потом порадовал, что бетонные перекрытия чердака вообще-то служат экраном и «я в домике».

Вот так, лепестками, расходятся волны от базовой станции.

Вот так, лепестками, расходятся волны от базовой станции.

Фото: Александр МИЛКУС

Еще через дней десять я получил письмо из Роспотребнадзора по Москве: «Установлено, что уровни электромагнитых полей в обследуемых помещениях жилой квартиры... соответствуют требованиям СанПин...»

За все это с меня не потребовали ни копейки.

Будь я простым обывателем, я бы наверное на этом успокоился и отправился куда-то в сторону гаражей славить электронную приемную мэра. Но тут взыграло журналистское любопытство. А как быть с устройствами на других домах? И что это за громадные столбы, увешанные жужжащими коробками, которые появились на улицах? Я написал в Департамент информационных технологий Москвы. И снова приготовился ждать у моря погоды. Но уже на следующий день я сидел перед Виктором Баранцевым, руководителем направления по работе с операторами сотовой связи Департамента, и нажимал на кнопку диктофона.

Виктор Баранцев, руководитель направления по работе с операторами сотовой связи Департамента информационных технологий Москвы

Виктор Баранцев, руководитель направления по работе с операторами сотовой связи Департамента информационных технологий Москвы

Фото: Александр МИЛКУС

Виктор Викторович разразился почти часовым спичем о легендах и мифах сотовой связи в Москве. Вот что я вынес из нашей долгой беседы, наполненной техническими терминами.

Алло, вас не слышу!

Пять лет назад в только-только сформированном Департаменте информационных технологий решили выяснить каково качество сотовой связи в столице. Удивительно, но прежде этого никто не делал. И единственным критерием были проклятия в новогоднюю ночь, когда народ бросался, отпив шампанского, поздравлять родственников, а ни дозвониться, ни отправить СМС не мог до утра.

- Очень плохо было с голосовой связью. Ну а мобильной передачи данных практически не было. Ни 3G, ни 4G! Жуть! - говорит Баранцев. - А что такое – связь в большом городе? Это коммуникации, это бизнес, это управление. И — в первую очередь — безопасность!

В общем, стали разбираться что делать. Выяснилось: жуткая бюрократия. Чтобы установить одну базовую станцию оператор бодался с чиновничьими структурами год. До начала 2010-х 80 процентов этих самых излучающих антенн вообще ставились по-пиратски, без всяких разрешений — чтобы с чиновниками не связываться. Договаривались с владельцами зданий... И никто никакого излучения не мерял, схемы расположения не сверял.

Сейчас на все про все уходит месяц. Известны и тарифы, которые оператор платит.

- Хотим плату снизить процентов на 35, - опять удивительную вещь говорит мне Баранцев.

- Так везде тарифы напротив поднимают! - удивляюсь я.

- Но мы же понимаем, что рубли вынимают из кармана потребителей! Город на этом особо не зарабатывает. Там деньги небольшие. Две-три стойки с антеннами — это 5 кв. м. Столько площади занимает типовая базовая станция. Платит за нее оператор владельцу здания. В центре в пределах Садового кольца - около 40 тысяч рублей в месяц.

В общем, за 2-3 последних года антенн в Москве заметно прибавилось. Даже новый сотовый оператор появился - Tele2. К моменту запуска в столице он установил 7 тысяч базовых станций!

Про антенны на домах

- Слушайте, - спрашиваю я чиновника. - Вот я когда с антеннами на своей крыше разбирался, стал посматривать на другие дома. У нас же на жилых зданиях базовых станций практически нет!

- В том-то проблема – чтобы разместить оборудование на них, по Гражданскому и Жилищному кодексам, нужно получить одобрение двух третей жильцов. Это практически невыполнимо. Вот вы же тоже обеспокоились, когда антенны обнаружили? Мало того, по заявлению жильца, который не хочет видеть станцию на своей крыше, оператора уже ее установившего, могут согнать с крыши.

Остаются административные здания. В центре еще можно федеральную или московскую собственность найти и договориться о размещении. А что делать в спальных районах? Мы изучили мировой опыт, и решили использовать столбы освещения. Новые большие столбы принадлежат ГУП «Моссвет», значит городу Москве.

Убирают старый столб, ставят новый, наращенный по высоте. На том уровне, на котором были, устанавливают светильники. Все, что выше, - сдают в аренду операторам. Устанавливают столбы и подводят все коммуникации две компании – «Русские башни» и «Вертикаль». Они выиграли конкурс.

Вот таким образом в Москве в последние два года появляются столбы-великаны, утыканные коробками и разными устройствами. Сейчас внутри МКАД таких столбов-башен 2600. А всего с учетом Новой Москвы будет около 4 тысяч.

Что и как расположено на опоре.

Что и как расположено на опоре.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Насколько это опасно?

Итак, город уже утыкан базовыми станциями. А станет их еще больше. Значит, по логике, излучать они будут больше. Нехорошо все это.

- Да, технологии требуют установки бОльшего количества базовых станций, чтобы обеспечить быструю передачу данных — те самые LTE. Вы же хотите пользоваться навигаторами, письма читать, фотографии и видео перекидывать? - объясняет Баранцев. - А физика распространения волн на этих частотах покрывает меньшую территорию.

- Значит облучаете нас все сильнее! - провоцирую я Виктора Викторовича. Но он уже набил руку на ответах на этот вопрос:

- На сайте Всемирной организации здравоохранения написано: многолетние исследования не подтвердили опасений, что малые мощности приносят вред здоровью.

И объясняет, что на самом деле все наоборот. Чем реже стоят станции, тем хуже для здоровья. Дело в том, что когда прием слабый или сеть не ловится, наш родной мобильный телефон выходит на максимальную мощность своего передатчика и постоянно посылает запрос. Он может в этот момент выдавать и 100 микроватт на квадратный сантиметр. При этом базовая станция, в соответствии с СанПинами выдает не выше 10 микроватт! А еще сотовый в это время греется. И вы держите нагретый телефон возле головного мозга.

Вот история, которая совсем недавно произошла в Новой Москве. Жители встали горой против установки той самой опоры с базовыми станциями. Сигнал в районе был слабый. Померяли излучение в школе - в классе, понятно, у всех мобильники. И все двадцать пять работают на пределе — ищут соту. Уровень излучения был максимальный!

- В прошлом году в Москве специалисты Роспотребнадзора 1700 раз выезжали, чтобы измерить уровень излучения, - говорит Баранцев. - Так вот: был выявлен только один случай превышения нормы - 10 микроватт на квадратный сантиметр. И то превышение было незначительное, в пределах погрешности измерительного прибора. Наши нормы исторически не менялись со времен Советского Союза и они самые низкие в мире. В Штатах – 100 микроватт на квадратных сантиметр. В Скандинавии – тоже 100.

Кстати, в последнее время мы как раз стали устанавливать столбы с базовыми станциями неподалеку от школ. Для того, чтобы уменьшить в них уровень излучения, чтобы мобильники и у ребят, и у учителей хорошо принимали сигнал.

И еще, сейчас готовится постановление правительства Москвы о том, что управы и префектуры уполномочены проводить инвентаризацию РЭС – радиоэлектронных средств, включая базовые станции сотовой связи, находящиеся на их территории. Вот еще одно средство контроля.

Про фобии

На самом деле, если вспомнить школьный курс физики и расширить свои знания современными данными, окажется, что линии электропередач фонят больше, чем базовые станции сотовых операторов. Очень сильное излучение было от телевизоров и мониторов с электронно-лучевой трубкой внутри. Про микроволновки вообще молчу. А посмотрите, сколько сетей Wi-Fi в каждом подъезде!

- Радиофобии – потенциальный источник для криминального бизнеса, - горячится Баранцев. - Недобросовестные фармацевты и всякие шарлатаны даже впаривют таблетки «от радиации».

Прикопались к столбу

И вот тут Виктор Викторович и не выдержал.

- Пошли, пошли! - позвал он нас с сотрудницей пресс-службы Натальей Ворыхановой. И повел к столбу только недавно установленному рядом с офисом.

- Вот смотрите, на этих столбах еще будут динамики оповещения от МЧС, системы городского видеонаблюдения.

- На одном столбе размещается только один оператор?

- Нет. Если место позволяет, а Роскомнадзор и Роспотребнадзор, проверив документы, подвердят, что нормы излучения не будут превышены, могут встать и несколько операторов.

Такие наклейки появятся на всех столбах.

Такие наклейки появятся на всех столбах.

Фото: Александр МИЛКУС

Я думаю, что со стороны в эту минуту мы выглядим презабавно: два солидных мужчины и дама, вертящиеся вокруг столба.

- А это что гудит? - показываю я на жужжащую коробку.

- Вентиляторы. Некоторые операторы поначалу купили китайские, шумные. Сейчас будут их менять на современные, тихие.

- Есть какие-то нормы на каком расстоянии от жилых домов могут быть установлены такие столбы?

- Определяется не расстояние, а уровень излучения. СанПиНами регулируется предельно допустимый безопасный уровень электромагнитного поля в местах, где находятся люди. Каких-либо ограничений по местам размещения, расстоянию от радиопередающих устройств до ближайших строений законом не установлено.

Как вызвать специалиста по замеру излучения?

Сайт Роспотребнадзора по Москве - 77.rospotrebnadzor.ru

Затем нажимаете на фразу, выделенную желтым цветом: «Прием обращений граждан». Появляется форма для письма.

Замеры бесплатны!

Горячая линия по безопасности сотовой связи: (495) 539 29 29

Справка «КП»

Для того, чтобы установить базовую станцию, сотовый оператор должен заключить договор на размещение станции с владельцем объекта и получить в Роспотребнадзоре и Роскомнадзоре:

1.Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

2. Уведомление о согласовании функционирования базовой станции, подтверждающее соответствие требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» и «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи»;

3. Свидетельство о регистрации базовой станции.

Послесловие

Впрочем, есть и другое мнение на разгул сотовых операторов в Москве. В ближайшее время читайте на нашем сайте точку зрения Олега Григорьева, зав научным отделом неионизирующих излучений Федерального медицинского биофизического центра, председателя Российского национального комитетв по защите от неионизирующих излучений.

Ну а выводы делайте сами.