2016-09-01T01:26:51+03:00

Мюзикл между адом и раем

73-й Венецианский кинофестиваль открылся премьерой фильма «Ла Ла Лэнд»
Стас ТЫРКИНкинообозреватель
Поделиться:
Комментарии: comments2
Музыку в фильме персонифицирует герой Гослинга, за кино отвечает героиня Стоун.Музыку в фильме персонифицирует герой Гослинга, за кино отвечает героиня Стоун.Фото: кадр из фильма.
Изменить размер текста:

31-летний режиссер Дэмиен Шазелл (5 «оскаровских» номинаций, 3 «Оскара» и 50 миллионов долларов кассовых сборов за маленький независимый фильм «Одержимость» - великолепную музыкальную драму, каких не делали, возможно, со времен Боба Фосси) в новой картине продолжает рассказывать о людях искусства, их борьбе за место под солнцем, за право заниматься тем, без чего они не могут жить.

Героем «Одержимости» был одаренный юный барабанщик, мечтавший получить место в лучшем университетском оркестре США. По ходу картины он проходил через ад отношений с тираном-дирижером, играющим на нервах и чувствах музыкантов и в погоне за ускользающей гармонией звука готовым довести их до самоубийства.

Главный герой мюзикла - молодой джазовый пианист (Райан Гослинг), его партнерша - начинающая актриса в исполнении Эммы Стоун Фото: кадр из фильма.

Главный герой мюзикла - молодой джазовый пианист (Райан Гослинг), его партнерша - начинающая актриса в исполнении Эммы СтоунФото: кадр из фильма.

Главный герой мюзикла «Ла Ла Лэнд», молодой джазовый пианист (Райан Гослинг), мечтающий открыть свой джаз-клуб во времена, когда эта музыка не очень хорошо продается, сражается уже со всем окружающим миром, но, главное, с самим собой - за право играть то, что ему нравится, а не то, что пользуется успехом. А начинающая актриса в исполнении Эммы Стоун проходит через ад бесконечных и безрезультатных кастингов, сталкиваясь с каждодневным унижением и разочарованием. Ее написанная в угаре самовыражения монопьеса тоже не особенно интересна публике.

Режиссеру Шазеллу повезло больше его героев (хотя и их он в результате не обидит). Он достигает успеха, не жертвуя ни самовыражением, ни любовью к джазу, ничуть не стесняясь быть «старомодным». Он строит свое кино вокруг «немодной» музыки и вдохновляется старым кино, которое любит явно ничуть не меньше. При этом не строит иллюзий насчет ни своей, ни чужой «жизни в искусстве» - на существование и в музыке, и в кино режиссёр смотрит глубоко драматически.

Фильм полон отсылок к классике мюзикла и старого Голливуда от Винсенте Минелли и Джорджа Кьюкора до Николаса Рея Фото: кадр из фильма.

Фильм полон отсылок к классике мюзикла и старого Голливуда от Винсенте Минелли и Джорджа Кьюкора до Николаса РеяФото: кадр из фильма.

Музыку в фильме персонифицирует герой Гослинга, за кино отвечает героиня Стоун. Музыка и кино явно любят друг друга, пусть и демонстрируя напряжённые отношения. Они явно хотят быть вместе, хотя и никак не могут ужиться. Фильм венчает их в неразрывный союз - в «Ла Ла Лэнде» есть несколько сцен, которые могут войти в историю, а композитора Джастина Хурвица, написавшего музыку к фильму, Variety уже сравнила с Джорджем Гершвином, в чем есть некоторая натяжка.

Фильм полон отсылок к классике мюзикла и старого Голливуда от Винсенте Минелли и Джорджа Кьюкора до Николаса Рея. Молодой режиссёр с большим мастерством стилизует свое кино под их фильмы – впрочем, делает это на таком техническом уровне, который сразу снимает все вопросы о «несовременности». Более того, любовь к старому кино и его глубокое знание помогает автору в рассказывании истории, делает сам процесс рассказывания невероятно красивым и элегантным, сообщает ему ту обманчивую легкость, без которой, как известно, не возможно искусство. В эпоху, когда даже в Голливуде уже только избранные в состоянии внятно и интеллигентно, с талантом и энергией изложить историю, Шазелл - настоящая находка. Там это понимают, иначе он не взлетел бы так высоко.

В форму упоительного, хотя и не на все вкусы, мюзикла он мастерски упаковывает очень трезвую и эмоциональную, психологически тонко и точно нюансированную драму о том, что искусство, в сущности, важнее жизни, важнее любви. О том, что выбора на самом деле нет. То, чему ты служишь, придет и возьмёт своё, забыв спросить твое мнение. О том, что воплощения мечты, может быть, стоит вовремя испугаться. О том, что параллельные иногда сходятся, но бесконечности им никто не обещает. Разве что в параллельной же реальности - слишком счастливой для того, чтобы быть правдой даже в пространстве этого достаточно безутешного и пронзительного мюзикла с обманчиво легкомысленным названием.

 
Читайте также