Премия Рунета-2020
Москва
+16°
Boom metrics
Москва4 сентября 2016 22:00

Зацеперы: на крыше электрички - на тот свет

За месяц в Подмосковье погибли четыре любителя прокатиться по железке с ветерком [видео]
Несколько раз в год зацеперы проводят массовые акции - на вагонах одной электрички могут ехать до 60 человек! Фото: youtube.com

Несколько раз в год зацеперы проводят массовые акции - на вагонах одной электрички могут ехать до 60 человек! Фото: youtube.com

Транспортная полиция приводит цифры: в 2015 году в Центральной России «были травмированы» 24 зацепера. (Зацеперы цепляются за вагоны электричек или залезают на крыши вагонов.) В большинстве случаев «травмированы» насмерть.

Мертвые мальчики и девочки, многим не было даже 16. Их бьет током, они срываются с крыш и подножек. Для понимания: разряд, который можно получить от токоприемника на крыше электрички, - несколько киловатт, а свалиться на рельсы на скорости 60 км/час - как сигануть с 20-го этажа.

Число жертв зацепа постоянно увеличивается (см. «Конкретно»). И нынешний год статистику 2015-го, скорее всего, переплюнет. Самым жарким в этом смысле месяцем стал август. В Подмосковье на него выпало полдесятка громких ЧП. 2 августа на крыше электрички Москва - Сергиев Посад нашли тело. Мужчина. Причем в солидном для зацепера возрасте - 31 год. Случайно задел токоприемник. 16 августа тело еще одного погибшего сняли с крыши вагона в Королеве. 22 августа погиб 19-летний житель Талдома. На следующий день на путях под Серпуховом нашли обгоревшее тело 20-летнего парня. 24-го в реанимацию Ступина доставили 13-летнего зацепера, который чудом выжил.

В интернетах новости о гибели очередного зацепера комментируют едко. «Естественный отбор, погибают самые тупые особи», «ему бы премию Дарвина за такую нелепую смерть»...

Тут не поспоришь. У тех, кто рискует, цепляясь за вагоны, или лезет на крыши электричек, на мой взгляд, ни инстинкта самосохранения, ни мозга.

Но вот я смотрю видео в группе про зацепы, а там очередной 12 - 13-летний мальчик выложил ролик: «Это мой первый зацеп...» - храбрится, но голос дрожит. И карабкается этот мелкий идиот, хватаясь за выпирающие детали хвостового вагона. Чей-то сын. Чей-то внук.

НЕСЛУЧАЙНЫЙ СЛУЧАЙ

- Цепляюсь и сзади, и сверху, и спереди, - хвастается Алексей. Ему 18 лет. В зацепинге четыре года.

- Спереди... Это как?

- Давайте без подробностей. Скажем так: в передней части головного вагона есть слепая зона, которую машинист просто не видит.

- Среди погибших бывали твои знакомые?

- Да. Одного парня током убило. Но там просто несчастный случай... - Алексей говорит так, будто случай действительно совсем несчастный. Объясняет мне: тот был человек опытный, но случайно задел токоприемник. Для Алексея это важно. Потому что есть категория зацеперов, которые... специально цепляются за провода.

Эти надевают резиновые перчатки, во время остановок подпрыгивают на крыше вагона, цепляются за провод и подгибают ноги. В теории получить разряд им не грозит. Потому что человек висит, не касаясь крыши. У него нет заземления. В Сети есть видео: подростки раскачивают провод, держась за него одной рукой. У них есть секунд двадцать - тридцать, пока состав не тронется. Поглядите на них, какие они смелые! Адреналин щекочет... Стоит допустить неловкое движение - и разряд прошьет тело в микродоли секунды. И потом в соцсетях будет уже другое видео - как дымящееся тело очередного зацепера соскабливают с крыши.

- Тебя хоть раз ловили?

- Ни разу. Хотя раз десять были серьезные погони и уходил чудом...

«ПРЫГНУТЬ НА СОБАКУ»

- Объясни мне, какой в этом прикол?

- Ну, ощущаешь себя свободным, получаешь адреналин... Но мне, честно говоря, это уже перестает быть интересным. Катаюсь сейчас редко. Когда школьником был, иногда катался семь дней в неделю. Сначала - из Москвы в область, потом назад. Потом - до своего района в метро, тоже зацепом. Потом - по району на троллейбусе.

Самое парадоксальное, что пойманному зацеперу и предъявить-то особо нечего. Штраф за проезд на подножках и крышах вагонов - 100 рублей (КоАП РФ, 11.17, пункт 1). Если поймают несовершеннолетнего, вызывают родителей. Многим подросткам все эти внушения пап и мам - ха! Хотя случается, что родителям все-таки удается достучаться...

- Я завязал с зацепами, когда меня первый раз поймали полицейские, - рассказывает Кирилл Шанин из Мытищ. - Мне 15 лет было. До этого пару лет с ребятами гонял. У нас это называлось «прыгнуть на собаку». «Собака» - это по-зацеперски электричка. Было стыдно перед родителями, дал слово, что больше не буду. А теперь я люблю походы в лес с палаткой.

Но таких историй мало. В основном зацеперы - рецидивисты.

Поэтому-то Центральная пригородная пассажирская компания предлагает увеличить штрафы для зацеперов до 5000 рублей. Законопроект уже не первый год маринуется где-то в Госдуме. Представители транспортной полиции считают, что ситуацию можно было бы облегчить, если б в хвостовых вагонах были привязанные только к ним контролеры, которые и гоняли бы экстремалов. А депутаты Мособлдумы вообще предлагают вписать в законы наказание за «непредотвращение зацепинга». То есть после каждого ЧП наказывать и перевозчика, и транспортную полицию, и родителей.

А пока взрослые дяди думают, молодежь продолжает гонять, оседлав подмосковные электрички. И плевать они на ваши 100-рублевые штрафы хотели! Несколько раз в год зацеперы даже флешмобы проводят: на один и тот же состав подсаживаются десятки молодых людей. В этом сезоне, например, одна из таких покатушек на электричке Ярославского направления собрала больше 60 зацеперов!

Мы собрали на сайте kp.ru несколько похожих акций. Специально для родителей. Посмотрите, может, среди этих мчащихся с ветерком подростков есть и ваш ребенок...

КОНКРЕТНО

Пострадавших все больше

2012 год - пострадали в разной степени 15 зацеперов.

2013-й - 16.

2014-й - 27.

2015-й - 24.

P. S. Еще 21 подросток в 2015-м получил травмы, упав с железнодорожных мостов или стоящих на запасных путях вагонов. Двое попали в больницу, делая селфи перед приближающимся поездом.

По данным Управления на транспорте МВД России по ЦФО.

ОФИЦИАЛЬНО

- По вопросам безопасности на пригородных объектах мы плотно сотрудничаем с полицией, - рассказывают в пресс-службе Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). - Регулярно проводим уроки для школьников и ребят из колледжей, объясняя, что зацепинг - это неоправданный риск. На этих встречах мы показываем специальный фильм о последствиях таких «прогулок» на поездах. Но для более успешной борьбы с этим молодежным увлечением нужно еще решить законодательные вопросы. ЦППК участвует в разработке законопроекта об увеличении ответственности за зацеп. 5 тысяч рублей были бы более ощутимой суммой.