Премия Рунета-2020
Москва
-12°
Boom metrics
Общество11 ноября 2016 13:45

Как Москва справляется с ледяным дождем

Аномальная погода в очередной раз накрыла столицу
В эту пятницу Москву с очередной раз накрыла аномалия - ледяной дождь, снег, потом просто дождь. Фото: Zuma\TASS

В эту пятницу Москву с очередной раз накрыла аномалия - ледяной дождь, снег, потом просто дождь. Фото: Zuma\TASS

Похоже, москвичи скоро перестанут удивляться тому, что зимой вместо снега - ливень. А под ногами чавкают грязь и лужи вперемежку со льдом. Помните, такой же сюрприз столице перепал в середине прошлой зимы. В январе этого года на улицах журчали ручьи из дождя и растаявшего снега. В эту пятницу Москву с очередной раз накрыла аномалия - ледяной дождь, снег, потом просто дождь. Как коммунальные службы убирают город при такой погоде? И что вообще случилось с суровой русской зимой?

ЭТО КАКАЯ-ТО АНОМАЛИЯ!

С каждым годом зимой нам все чаще приходится носить вместо шуб - зонтики, а вместо валенок - резиновые сапоги. По наблюдениям экологов, зимы становятся короче и теплее. Такой вывод сделали авторы доклада «О состоянии окружающей среды в Москве в 2015 году». Этот документ ежегодно готовят эксперты столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды.

По их наблюдениям, с 1879 года холодный сезон в городе сократился в среднем почти на месяц. Если в позапрошлом веке зима в Москве длилась 155 дней (почти 5 месяцев), то сейчас - около 120 дней (4 месяца). А 2015-й стал самым теплым годом в столице за последние десятилетия. Если еще в 2014-м средняя годовая температура воздуха в Москве была +5 градусов, то за год она выросла более чем на 2 градуса. И в 2015-м эта цифра превысила свой исторический максимум и составила +7,4 градуса.

- С ростом температуры климат становится все более неустойчивым, то есть происходит его разбалансировка. В последние годы участились аномально холодные и аномально жаркие дни, - сообщают авторы отчета.

В воздушных гаванях столицы с ледяным дождем справляться научились

В воздушных гаванях столицы с ледяным дождем справляться научились

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Слово «аномалия» у экологов и коммунальщиков, похоже, теперь стало любимым. Например, февраль в 2015-м и январь в 2016-м отличились весенней погодой - с ливнями, потеплением и даже первой в году грозой.

По данным экологов, сильнее всего достается от такой погоды центру Москвы. Из-за климатических аномалий и влияния глобального потепления воздух здесь всегда в среднем теплее на 1,5 - 2 градуса, чем на окраинах. Из-за этого ливневые дожди в центре города случаются в 1,5 раза чаще.

ВМЕСТО РЕАГЕНТОВ - ПЕСОК И КРОШКА

Понятно, что с такой погодой привычные правила зимней уборки уже не подходят для Москвы. Поэтому их начали «на ходу» переделывать под новые условия. К примеру, с прошлой зимы во время резких перепадов температуры дороги, тротуары и пешеходные зоны стали посыпать песком и гранитной крошкой. Напомним, в конце девяностых годов в столице отказались от песка в гололед. От него постоянно засорялись ливневки, портились газоны и деревья. Но сейчас деваться некуда.

- Когда идет дождь, реагенты смываются, поэтому мы дополнительно закупаем мелкогравийную крошку и песок, - объяснил глава ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин. - Эти материалы лучше всего использовать при гололедице в дождливую погоду.

Привычные правила зимней уборки уже не подходят для Москвы

Привычные правила зимней уборки уже не подходят для Москвы

Фото: Евгения ГУСЕВА

Наверное, многие уже заметили, что около остановок общественного транспорта появились оранжевые и красные контейнеры с надписью «Противогололедный материал». В них и хранятся аварийные запасы крошки. При необходимости ее отсюда берут дворники и рабочие ручной уборки. И - куда деваться - посыпают асфальт и плитку.

Кстати, заместитель мэра Москвы Петр Бирюков объяснил, не забьются ли от песка и крошки уличные стоки.

- Гранитная крошка применяется в основном на пешеходных зонах - внутри парков, скверов, бульваров, а также в Новой Москве, - сказал заммэра. - Мы дополнительно можем использовать еще и крупнозернистый песок. Легкий песок тут же потоком воды смывается и уходит через водосточные решетки. Но так мы можем полностью забить водосточную систему, а это чревато другими неприятными последствиями - подтоплениями. Поэтому применяется более тяжелая крошка, которая не поддается смыву. К тому же она крупная и создает шероховатость - это тоже дополнительная мера в борьбе с гололедицей.

ВОДОСТОКИ ЧИСТЯТ ЧАЩЕ

Ливневки в аномальную погоду с трудом справляются с потоками талого снега и ледяного дождя. Промокшая сырая обувь теперь частая причина простуд не только осенью, но и зимой. Хотя, как сообщают в «Мосводостоке», по всему городу круглосуточно дежурят 460 бригад, 1400 рабочих и 300 специальных машин (мотопомпы, насосы и др.). Специалисты обследуют и прочищают дождеприемные решетки и ливневые колодцы. В инструкции тоже приходится «на ходу» вносить правки.

- Такая погода не характерна для зимы, - ранее пояснил главный инженер «Мосводостока» Анатолий Чибриков. - Мы сейчас обеспечиваем пропуск воды, а обычно делаем это в марте - апреле. А зимой у нас должен проводиться ремонт коллекторов дождевой канализации. Этим мы сейчас тоже занимаемся. На таких участках ставим мотопомпы для откачки воды. В пониженных местах постоянно дежурят бригады. В некоторых местах решетки слива забиваются льдом из-за заморозков, но мы их очищаем. В других районах есть нарушения вертикальной планировки улиц, поэтому собираются лужи. Воде нужно некоторое время, чтобы она добежала до дождеприемных решеток. Главное, что эта вода не застаивается после того, как прекращается дождь. Мы все проверяем, чтобы лужи потом не превратились в наледь.

При затоплениях улиц и дворов можно оставить заявку на вызов бригады по круглосуточному телефону «Мосводостока - (495) 657-87-03.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Почему ледяной дождь остановил электрички на железной дороге, а «Ласточки» на МЦК - нет?

Из-за ледяного дождя в ночь на пятницу, 11 ноября, электрички не смогли проехать на Киевском и Белорусском направлениях. Провода просто покрылись толстой коркой льда. Временно вместо электровозов поезда с пассажирами катались на тепловозной тяге. Между тем, «Ласточки» на Московском центральном кольце ездили без остановки. А ведь рельсы и провода одинаковые. В чем проблема?

- В Москве оказалась не такая суровая погода, как в Подмосковье, - объяснили «КП» в пресс-службе Московской железной дороги. - В ночь на пятницу контактная сеть обрабатывалась и очищалась по одной технологии везде - и на пригородных направлениях, и на МЦК. Обледенение на контактной сети непрерывно чистили специальные локомотивы с вибропантографами - специальными пневматическими устройствами для ликвидации наледи. Кроме того, на линиях работают дрезины с механизированными устройствами очистки. Бригады энергетиков занимаются прогревом проводов. Днем в пятницу, когда после утреннего «часа пик» МЦК перешло на 12-минутный интервал движения, для очистки наледи с контактной сети снова выезжал локомотив с вибропантографом. Он успевал проехать по кольцу между «Ласточками» и не мешал движению.

Оперативную информацию о движении пригородных электричек пассажиры могут узнавать на сайте «РЖД» - pass.rzd.ru в разделе «Фактическое движение поездов». А в сервисе «Яндекс. Расписания» можно увидеть свежие данные о графике не только областных электропоездов, но и «Ласточек» на МЦК.

А ЧТО В АЭРОПОРТАХ?

В воздушных гаванях столицы с ледяным дождем справляться научились. Что для этого делают, «Комсомолке» рассказали в пресс-службе аэропорта «Внуково»:

- Аэродромная служба непрерывно обрабатывает противогололедными реагентами летное поле. Также от снега и льда постоянно чистят взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и места стоянки самолетов. Сами воздушные суда с помощью спецмашин обрабатывают противообледенительной жидкостью. Конечно, на все эти процедуры нужно определенное время. С этим и связаны небольшие задержки вылетов (около 20-40 минут).

В воздушных гаванях столицы с ледяным дождем справляться научились

В воздушных гаванях столицы с ледяным дождем справляться научились

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Но ни о каких внештатных ситуациях, а тем более закрытии аэропорта, не может быть и речи. Есть план зимнего содержания аэродрома. Так что все делается в соответствии с регламентом. А современное аэронавигационное оборудование позволяет работать при любых погодных условиях.

- Но бывают случаи, когда самолеты в непогоду уходят на запасные аэродромы. С чем это связано?

- Это исключительно решение командира воздушного судна и зависит от ряда причин, например, от силы бокового ветра, влияющего на некоторые типы самолетов, количество авиатоплива и другие.

И все же из-за погодных условий некоторые рейсы приходится отменять. Самая крупная авиакомпания «Аэрофлот» на 11-13 ноября отменила свыше 80 рейсов из аэропорта «Шереметьево». О том, что самолет не полетит, пассажирам, купившим билеты, сотрудники компании сообщают по телефону.

- Если пассажиры уже прибыли на регистрацию, при ожидании отправки более двух часов, им предоставляется право бесплатно сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по факсу или электронной почте, а также горячие напитки, - рассказали «Комсомольской правде» в авиакомпании «Аэрофлот». - Питанием обеспечиваем при задержке вылета на 4 часа. Если задержка на 6 часов и более ночью или на 8 часов и более днем, то предоставляется гостиница с питанием за счет авиакомпании, а также транспорт до места размещения и обратно.

СКАЗАНО

«Если мы находимся на дачном участке - что, у нас в одну секунду снег исчезает? Нет. Так почему тогда кто-то сегодня жалуется, что снег не убран мгновенно? Это естественное явление природы. Завтра мы скажем: «Почему идет дождь и тротуар мокрый?»

Москва справляется с уборкой снега, по оценке мировых специалистов-экспертов, лучше любого региона, лучше любой другой столицы мира. Нет нам равных. Возьмите Америку. Вот там показывают: пять сантиметров снега - все стоит, никто не едет. Призыв: пошел снег - оставайтесь дома, не ходите на работу, на выезжайте на улицу. Мы-то едем, мы работаем. На частном транспорте едут, парковки все почищены».

Петр БИРЮКОВ, заместитель мэра Москвы - в интервью порталу правительства Москвы mos.ru.

ВОПРОС ДНЯ

А как вы справляетесь с такой погодой?

Светлана ЖУРОВА, депутат Госдумы:

- Я не обращаю на нее внимания. Я одеваюсь порой, не глядя на термометр, а как у меня настроение будет. Выберу что-нибудь приятное и яркое, и уже заряд хороших эмоций на день. Но с детьми так нельзя. Их нужно укутывать, чтобы не заболели. В Москве уже давно весь ноябрь и декабрь такой дождь. Очень похоже на Санкт-Петербург.

Дмитрий ЧУГУНОВ, член Общественной палаты РФ:

- Как все, хожу мокну. Жду изменений, какие есть варианты? У меня обычные кроссовки, пуховик, промокаю очень сильно. Но все равно осень уступит место зиме, начнутся холода и этот океан исчезнет. А там уже и до Нового года недалеко. Прорвемся!

Петр ШКУМАТОВ, координатор общества «Синие ведерки»:

- Передвигаюсь на автомобиле. Дороги скользкие, но есть такое понятие - зимний стиль вождения. Самое главное - это ездить, понимая, какие опасности тебя ждут. Не нужно лихачить и показывать всем, какой ты Шумахер. Тут проблемы нет. Вот тех людей, которые стоят под дождем на остановках по щиколотку в воде и снегу, мне жалко.

Роман БАБАЯН, телеведущий:

- Нормально! Вот мои домочадцы - пешеходы. Я знаю, какие тяготы и невзгоды испытывают они. Домой приходят мокрые как курицы. Есть еще один момент, который мне не нравится. Коммунальщики используют реагенты в безумных количествах. Еще не было нормального снега на улицах, а мы уже утонули в этой химии. Хочется, чтобы если их и применяли, то не бездумно, а в разумных пределах. Ведь они очень вредные.

Фото: Александр ДУБОВСКИЙ

Фото: Александр ДУБОВСКИЙ

Антон МАКАРСКИЙ, музыкант:

- Я радуюсь, люблю холод! Каток на дорогах смущает, но что поделать, приходится подстраиваться. Дело в том, что мы с семьей живем в Сергиевом Посаде, там всегда холоднее. У нас хорошо и снежно, слепили снеговика. Да и вообще для меня одно удовольствие отколотить машину ото льда после нескольких лет жизни в Израиле.

Максим САФРОНОВ, таксист:

- Отличная погода! В такую пору люди чаще пользуются нашими услугами. Общественный транспорт ждать неохота, а по улице пешком доплывать чревато простудой. Дешевле на такси доехать, чем потом на лекарства раскошеливаться.

Антон, читатель сайта KP.RU:

- Стал носить сменную обувь с собой. Купил утепленные мехом резиновые сапоги на шиповке. А на работе переобуваюсь в обычные ботинки. Бед не знаю!