Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика2 декабря 2016 9:38

Знакомый – незнакомец. Или разговор по душам с Французом

Как развивается ДНР, как начиналось противостояние, и о том, кого берут в Донецкую армию, рассказал нашему журналисту командир батальона «Легион» депутат Народного Совета ДНР
Сергей Завдовеев командир батальона Легион один из легендарных защитников Донбасса

Сергей Завдовеев командир батальона Легион один из легендарных защитников Донбасса

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Председатель правления общественной организации «Оплот Донбасса» Сергей Завдовеев, позывной Француз – один из легендарных командиров донецкого ополчения. В России о нем мало кто знает, поскольку Француз с нашими журналистами раньше не пересекался. Но в ЛДНР и на Украине Француз хорошо известен своими подвигами

- Откуда такой позывной – Француз? – спросил я моего собеседника

- Родина моя, Донбасс, я коренной Макеевчанин, Но, позже, пришлось послужить во Французском иностранном легионе, в воздушно-десантном полку, отсюда и позывной. Правда, украинские СМИ заявляют, будто бы меня там никогда не было, но Вы же прекрасно понимаете, украинские СМИ, и правда, вещи несовместимые.

Комбат Француз на фоне трофейного танка

Комбат Француз на фоне трофейного танка

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Вы знали французский, отправляясь туда служить?

- Нет, там главное пройти аттестацию. Потом тебя селят в комнату с двумя французами, и ты осваиваешь язык. Там было много русских и русскоязычных, так, что, я был неединственный. В 2001 году нашу группу отправили в Афганистан, в провинцию Каписа, и там мы попали в засаду. Я был ранен, (мне прострелили легкое) и после лечения получил инвалидность. Но жизнь продолжалась. Я, вернулся домой, и занялся бизнесом. Руководил предприятием по производству детских спортивных площадок, хорошо зарабатывал. Ну, а потом. Случилось. То. Что случилось. В общем. Война, отняла все. война отняла все… Укропы и дом мой уничтожили, вместе с собакой, и машина моя взорвалась под Иловайском, я на ней воевать ездил. Благо, семью тогда удалось отправить в Крым на полтора года, благодаря Александру Захарченко. Он был моим командиром.

- Здесь для вас война с чего началась?

- Не с майдана. Когда случилась заваруха против Януковича, я даже рад был, что наконец-таки эту… (нехорошее слово) уберут отсюда. Потому что Янукович и вся его семья мафиозная уже засунули свои клещи всюду. Уничтожили малый бизнес, все под себя подтянули. Особенно его сын Саша Янукович. Если кто-то здесь бизнесом не делился, тех просто поджигали, калечили, а то и отстреливали. Поэтому не только я, но и весь Донбасс был рад, что Януковича свергли. Но когда поднял голову правый сектор, когда вышел закон о запрете русского языка, когда сожгли людей в Одессе, тогда я, как и многие здесь, сделал свой выбор. Пришел в областную администрацию. Там познакомился с людьми Захарченко. В те дни, там еще не было нормальной организации. На каждом этаже были представители разных городов (Мариуполь, Снежное, Торез, Макеевка и т.д.) каждый сам себе хозяин, не было сплоченности и единого командования. А у меня все же военная подготовка, так, что дальше все получилось само собой. А потом Захарченко пошел брать горсовет, ну и закрутилось. Первый наш бой мы дали в аэропорту 26 мая. Много тогда ребят погибло. Только подъехали, и снайпера сразу наших пятерых убили. Тяжело было, но мы, выстояли. А потом был бой в Марьянке. Шла колонна украинская из Угледара. Нас было 12 человек. На всех один автомат и две «мухи» - («муха» реактивная противотанковая граната, заряженная в трубу). Мы в кювет, а парень с «мухой» к дороге выдвинулся. Он был очкарик неопытный. И вот он там на колени встал, трубу на плечо, по машине целится. И мы только в последний момент увидели, что дуло «мухи», откуда сейчас снаряд вылетит, прямо на нас глядит. «А-а! Стой, кретин! Мать твою!». Он сообразил перевернуть оружие. Как жахнет! У всех уши заложило. И как-то так удачно с дуру попал, что там начало все взрываться от детонации. Фейерверк мощнейший! А что осталось от колонны, то повернуло обратно на Угледар. Так мы прославились – одним выстрелом колонну не пропустили.

Трофейная техника, что досталась Легиону в боях с украинской армией

Трофейная техника, что досталась Легиону в боях с украинской армией

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- А что это был за очкарик?

- Да кто ж его знает? Погиб он, жалко. И никто имени его не помнит. Но смешной такой парень. Сам маленький и с такими толстенными линзами. В том бардаке, который вначале был, героев не отмечали. Но, я даю Вам слово. Никто, из отдавших свою жизнь за Донбасс, не будет забыт. Дайте срок, все герои будут вознаграждены, всем воздадим почести. А бардак тогда был такой, что словами не передать.

- Сейчас уже можно сказать, что сюда, как это на любой войне бывает, прибыл и некий процент мародеров под видом защитников Донбасса?

- Да, видал я подобных и на нашей, и на Луганской стороне.

- И как вы тут с ними разбирались?

- Александр Владимирович (Захарченко) тогда занял должность коменданта Донецка, и ему, пришлось бороться со всей этой нечистью. Меня назначили командиром группы быстрого реагирования, и мне довелось укрощать определенных несознательных личностей, из тех, кто решил, что у нас можно безнаказанно помародерствовать. Приходилось, и арестовывать, и сажать, и даже стрелять некоторых, к сожалению. А что делать? Ни МВД, ни МГБ тогда не было, а порядок надо было наводить, вот мне и пришлось. Разобрались. Нормальных оставили служить, а ненормальных убрали.

Трофейная украинская военная техника, захваченная батальоном Легиона

Трофейная украинская военная техника, захваченная батальоном Легиона

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- И, что, много было мародеров?!

- Нет, конечно. Большая часть взявших в руки оружие, были абсолютно приличные люди. Их распределяли по разным подразделениям. Ну, а тех, кто думал, что раз война, то законы соблюдать не надо, тех, кого посадили, а кто сбежал. В общем, всех скажем так, призывали к порядку.

- Сейчас ничего подобного нет?

- Давно уже никакого мародерства, никаких пьяных с автоматами. МВД, МГБ, МЧС и прочие службы работают отлично! К тому же у нас уже полноценная армия со своим уставом, со всеми положенными военными документами, с контролем оружия. Военнослужащие получают жалование. Короче, государственная система, работает нормально.

- Какое жалование у ваших военных?

- От 15 тысяч и до 70-80 тысяч, в зависимости от стажа и звания. Плюс социальный пакет. Все подразделения полностью обмундированы, питание трехразовое, просто отличное. Оплачиваем отпуска, больничные. Пенсия считается. Ну а если люди гибнут, война есть война, у меня вот тут два человека погибли - мы их похоронили со всеми почестями и помогаем ежемесячно семьям. Я также могу премировать людей не только наградами, но и денежно.

- Бойцы у вас все местные?

- Нет. У меня есть и темнокожие, и французы, и прочие, полный интернационал.

- Темнокожие-то, как сюда попали?

- Да они просто учились в нашем Медуниверситете. Вот некоторые к нам и примкнули. И семьями обзавелись. И россияне есть у нас, само собой.

- Как думаете, большая война будет опять? Украина. Вон сколько техники к линии фронта стянула.

- Пусть стягивают. У нас трофеев еще прибавится. Идемте, я покажу вам их танки и прочую технику, которую мы в боях добыли. Она у них, правда, старая – шестидесятых годов, но так как у них все старое, то и это годится. А про войну я вам скажу, уже как политик. Сейчас после минских соглашений и нам нельзя прорывать фронт, и им нельзя. Кто первый пойдет в наступление, тот и агрессор в глазах мировой общественности.

Вот на таком старье воюет украинская армия против Донбасса

Вот на таком старье воюет украинская армия против Донбасса

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Сейчас в свою армию вы россиян принимаете?

- Принимаем, конечно. Мы рады всем, кто готов помогать в становлении нашей республики. И не только на поле боя. И, мы искренне благодарны тем россиянам, которые приняли беду Донбасса как свою собственную, и пришли к нам на помощь.

А вообще поверьте мне и как политику, и как патриоту Донбасса, и просто как человеку, который защищает свою землю. Народ победить нельзя! Народ Донбасса сказал свое слово на референдуме и никогда от этого слова не откажется. А Республика строится. И пускай, нам пока очень тяжело. идет война. Украина, оккупировала часть нашей территории, наши дома. Школы больницы подвергаются варварским бомбардировкам. Но мы выстоим! Мы обязательно победим. И я уверен, что придет тот момент, когда на всех картах не просто дефакто. а и деюре будет Донецкая Народная Республика. Нет уз святее товарищества.