Премия Рунета-2020
Москва
+5°
Boom metrics
Досуг24 декабря 2016 15:00

Под вечер

Теплая премьера на Прохладной улице
Фото Евгения Чеснокова предоставлены администрацией театра.

Фото Евгения Чеснокова предоставлены администрацией театра.

Слуховая память у человека развита хуже зрительной. Вот и говорим, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Отсюда невыученные уроки истории, которую знаем понаслышке, по слухам, со слов глухих к ней и воспоминаниям ею оглушенных. Ширь и простор отечества предполагают хорошую акустику, но век за веком (у) нас глушат… Не боящихся говорить вслух, заглушают, засоряя эфир помехами, или оглушают. Иногда и по голове. Плоха слышимость даже в пустячном диапазоне в десяток другой лет, и не изобрели еще тот HI-FI, который поможет без шума и пыли расслышать звуковой тракт истории. Прошедшее продолженное время ли задевает нас, донося(сь), или этот (вяло)текущий день работает под фонограмму? Послухи прошлого, не ставшие видоками сего дня, мы впериваемся в минувшее, близоруко щуримся в будущее, не глядя под ноги. И спотыкаемся. Ясность видения затуманилась повальным ясновидением «вчера» и «завтра». Эволюционируя, иллюзионируем - заняты то исторической реконструкцией «позавчера», то футурологическим моделированием «послезавтра». А «сегодня» - опять без присмотра. Завтра покажет, но про наше вчера определенно лучше сто раз услышать, чем один раз прожить его. Или иначе: чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть - в театре... Спектакль «Пять вечеров» Павла Сафонова - этюд о нашем прошлом. Этюд не для режиссера, для публики, призванный развить слух и не развеять память….

Место постановки – Московский областной театр юного зрителя - накладывает на спектакль по пьесе Александра Володина не столько отпечаток, сколько ответственность. Для публики театра - племени молодого, незнакомого пока со всеми главами прошлого страны - эта премьера может стать переходной от юношеского репертуара к взрослому, от театра юного зрителя к театру без ярлыков и скидок на возраст. «Пять вечеров» - это вечер в семейном кругу: на спектакль приходят двумя-тремя поколениями – одни ностальгируют, другие – сопереживают, третьи – получают наглядный материал к урокам истории.

Пьеса Александра Володина повествует о середине пятидесятых, да и тексту – далеко за пятьдесят, но театральные подмостки не спешат с нею расстаться. Театр дал пьесе жизнь, кино – бессмертие: слышим «Пять вечеров», и сразу же видим кадры фильма Никиты Михалкова с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным в ролях Тамары и Ильина. «Надо привыкать к мысли, что лучшее уже позади», сказано в пьесе, что, однако, не отменяет нужность новых поисков и вариаций этого сроднившегося не с одним поколением сюжета. Потому в театре одноименные, но такие разные версии пьесы, стремились то расслышать прошлое героев (постановка Андрея Прикотенко в «Ленкоме»), то точнее передать их настоящее (спектакль Александра Огарева в «Современнике»), то проследить не порвавшуюся связь пьесы с днем сегодняшним (опыт Виктора Рыжакова в Мастерской П.Фоменко).

В убеленном снегом спектакле тихое кружение снежинок нарушается стуком дворничих лопат, отсчитывающим грубый ритм эпохи. Люди в стеганых ватниках (униформа страны) делают со снегом то, что делали, быть может, с ними - сгребают, топчут, сбрасывают. Как снег на голову возвращается Ильин к Тамаре туда, где «все как было – и все не так», снегом как пеплом от выжженных лет и чувств будет осыпать его героиня в исполнении Нонны Гришаевой. Режиссер, однако, словно бы сменил привычный «взрослый» ракурс и взглянул на историю трудной любви глазами другой пары, юной - Славы (Илья Ильиных) и Кати (Людмилы Мунировой). В спектакле этот дуэт, благодаря актерской убедительности, не стал второстепенным, напротив, «рифмуясь» с названием театра, «Пять вечеров» стали не только историей о памяти, одиночестве и верности, но и о взрослении. В спектакле вообще многое сложено не столько из прошлого, сколько из впечатлений, что родом из детства. Детства без привязки к хронологии: с каникулами, снеговиками, подглядыванием за птицами, еще не нервной беготней. С ней контрастирует взрослый бег по кругу, так бежит загнанный Ильин (Алексей Рыжков) в начале спектакля то ли от себя, то ли к себе, обкраденный то ли временем, то ли собой.

Спектакль начинается из-за такта. Долгая увертюра призвана настроить слух зрителей на волну пьесы, в которой дорого ценится умение выслушать, расслышать в будничном - сокровенное, «простословном» - невысказанное. Стук, шорохи теней, дворничья возня за окнами, колокольный звон ложки о чашку, созвучная эпохе пересыльных лагерей народная песня «Миленький ты мой…», - здесь нет случайных звуков, а музыка Фаустаса Латенаса правит и, порой, «исправляет» отдельные мизансцены, придавая камерному спектаклю объем и полноту.

«Рифма - это не важно. Было бы чувство в груди», - полагают в пьесе, тем и рассинхрон отдельных мизансцен и реплик можно оправдать. Не достигнута пока в спектакле ансамблевость, как и баланс в дуэте главных героев. Здесь явной и яркой доминантой служит Нонна Гришаева. Роль Тамары переломная для эстрадного имиджа актрисы. Задача преодолеть свою «карнавальную ночь» (как удалось это сделать когда-то Людмиле Гурченко) Гришаевой решена. Героиня Володина в молодости прозывалась «звездой», глядя на ее исполнительницу, в это веришь. Остается только надеется, что в «Пяти вечерах», да и в театре вообще, засияют актерские созвездия.

«Разные инквизиторы, гонители, цари - почти все забыты. Только отдельных представителей еще по истории проходят, да и то путают, какой царь после какого шел…», - заключают в спектакле и в зале, в котором «Пять вечеров» становятся эдаким переговорным пунктом (не случайно там работает одна из героинь) поколений и судеб. Подвигнет он и зрителей на разговор об истории страны в переложении для новой юности. И это одно подтверждает, что пьеса Володина для сцены Мособлтюза приходится «на вырост» не потому, что великовата для здешних подмостков, а затем, что задает новую высокую планку театра. Кажется, именно в ТЮЗах, в отличие от «театров-тузов», еще не забыли, что всегда есть, куда расти…

ГДЕ: Московский областной театр юного зрителя, м. "Царицыно", ул. Прохладная, 28.

КОГДА: 27 января, 13 февраля.

Цена билетов: 500 - 5000 руб.