Премия Рунета-2020
Москва
+2°
Boom metrics
Общество16 февраля 2017 5:00

Поэт Марк Гейликман: Мы все идем в «Страну любви, но разными дорогами»

В Москве, в Центральном Доме Журналиста на Никитском бульваре, готовится премьера моно-спектакля Марка Гейликмана «Страна любви»
Глеб Платошкин

Не раскрывая авторского замысла, чтобы сохранить интригу, скажем только, что в постановке есть и Жизнь, и Слезы, и Любовь, и Смерть. В общем, все «как у людей» и это тем пронзительнее, печальнее и больнее. Каждому звучащее со сцены навеет что-то свое, личное — радостно-забытое, а еще — стыдно и торопливо брошенное, недоговоренное, невыплаканное. Он и Она в привычном житейском водовороте: чувствуют остро, надеются только на себя, предавая и поддерживая друг друга…

Мы побеседовали с автором и режиссером моно-спектакля Марком Гейликманом.

- Марк, почему именно моно-спектакль?

- Есть определенный замысел — в такой композиционной форме донести до зрителя то, о чем я хочу с ним поговорить, чем поделиться. О том, что я сделал, что понял, осмыслил. Мне кажется, так это будет лучше услышано, полнее осознано на уровне чувств и ощущений. По крайней мере, попробуем.

- Значит ли это, что когда-нибудь вместе с Вами на сцену поднимется актриса-женщина?

- Конечно! Просто сейчас мне важно, все-таки, передать именно авторские интонации. А вообще, любые варианты интересны. Сам спектакль состоит из двух частей. Во второй – отдельные стихи.

- В поэме «Трубач» два главных персонажа. У Нее – есть имя, а у Него — только кличка. В чем замысел? У любого зрителя этот вопрос точно возникнет.

- Да, мне кажется, что в данном случае кличка героя выражает гораздо больше, чем если бы у него было имя. Оно у него есть как у персонажа, но образ четче прорисован именно через кличку.

- На репетиции удивила парадоксальная ситуация. Она, глядя на Него, понимает — в мужья он точно не годится, потому что очень уж масштабен. Вообще женщины опасаются выходить за людей с размахом, за правильных и предсказуемых, сторонятся их, когда дело касается брака?

- Ну, женщины, как и мужчины, бывают разными. Некоторые, наоборот, стремятся выскочить за масштабного. Но этой героине – ей это было сложно.

Марк Гейликман поэт-автор и режиссер моно-спектакля "Страна любви"

Марк Гейликман поэт-автор и режиссер моно-спектакля "Страна любви"

- А что ее пугало? Муж займет высокое положение, обеспечит всем необходимым и даже сверх того. Она будет спокойна за себя, за детей.

- Бывает в жизни, когда люди разного воспитания, разного качества – в чувстве, в половой любви достигают гармонии. Но им сложно быть вместе, сложно делить жизнь друг с другом. И при этом — они друг без друга не могут. Такое случается, если это вообще можно объяснять. Я, собственно, и попытался это сделать.

- Зрителю предложен «набор» типичных — и потому легко принимаемых, узнаваемых — житейских историй, вплетенных в судьбы главных героев. Людей в зале, публику это должно цеплять. Начиная от истории о том, что не выходят замуж за идеальных, ища в этом какой-то скрытый подвох…

- Ну, он тоже — не идеальный. Просто она почувствовала, что они — разные, что она будет уходить от него, она будет бросать его, а он начнет вести такой образ жизни, который окажется для нее мучительным. И она, в каком-то смысле ощутив это, как часто у женщин бывает — достаточно жестоко, но по-своему правильно и твердо, — не связала с ним свою судьбу и жизнь. Не рожала от него детей. Но при этом была по-своему преданна. Не знаю, насколько это понятно, но, во всяком случае, добавления только сужают пространство для понимания. Мне кажется, что любой автор, как бы подробно он не исследовал человеческую природу, человеческие взаимоотношения, все равно лишь обозначает некие точки. А читатель, зритель, слушатель уже сам проводит по ним линию внутреннего осмысления. Я тоже обозначил для публики ориентиры. И она может провести эту линию, чтобы подлинная задача человеческой жизни, любви, стала чуточку яснее.

- Ваши герои живут как бы «взаймы», зная, что один из них обречен. Они пытаются нагнать жизнь, вспрыгнуть на подножку уходящего поезда?

- Естественно, что человек, который знает, что он обречен и ему осталось какое-то количество времени, хочет испытать, пока он еще в силе, яркие впечатления, подвести лучшие итоги своей жизни. Это простое человеческое желание. Потому что мы по смерти неминуемо бросаем людей, которых любим. И хочется, по возможности, сделать так, чтобы, даже уйдя, не бросить близких и тех, кто тебе верен, кто любит тебя и тех, кого любишь ты.

- В одном из эпизодов спектакля звучит фраза о том, что «мы, люди, привыкли, что нас будут обязательно унижать и обманывать».

- Не обязательно, но часто мы сталкиваемся с тем, что нас обижают в отношениях с государством, с какими-то инстанциями, унижают некоторыми медийными сюжетами, в личных отношениях и так далее. Обижают бессмысленно, только из стремления к примитивному животному доминированию или потому, что такова традиция, таковы нравы. И, как мне кажется, во многом задача нынешнего времени, задача государственной деятельности, политики – смягчать нравы. Чтобы возникла в обществе атмосфера уважительности, искренности в действиях по отношению к друг другу и к долгу, который есть у каждого человека. Вот чего касается этот монолог.

- Кто Ваш зритель? Кого Вы хотели бы видеть в зале в первую очередь?

- Думаю, что всех. Конечно, такие вещи, может быть, интереснее и понятнее людям уже зрелым. Но молодые тоже могли бы заинтересоваться. Здесь ни гендерных, ни каких-то возрастных или социальных различий, мне кажется, делать не надо. Пока спектакль еще не представлен публике, я проверяю его на своих друзьях, на близких людях. Но это не репрезентативная выборка, конечно. Потому что к их оценке добавляется уважение, то за что они меня ценят, за что я их ценю – за жизнь, за поступки. Стихотворчество – оно в целом вплетено в человеческое творчество: мое и наше общее. И поэтому они ценят его «в комплексе». А человек, не знающий меня, незнакомый, пришедший в зал, будет оценивать только то, что я говорю, и то, что и как я читаю.

- И все-таки, почему постановка называется «Страна любви»?

- Потому что это о стране и о любви. Мне кажется, что страна, чтобы совершенствоваться, превращаться в то, о чем люди мечтают, чего люди желают, должна быть наполнена любовью. Звучит громко и пафосно. Но на самом деле, чем больше в каждом поступке, — в самых простых и стандартных ситуациях, —человечности по отношению к другим, искренности и желания потратить себя ради заботы о другом, тем лучше мы все будем жить, тем комфортнее чувствовать себя, увереннее в завтрашнем дне, в будущем — в своем и других людей. И тем сильнее, могущественнее станет наша страна.

- Любовь уязвима, ее надо всячески оберегать?

- Наоборот! Нет более сильного средства, чтобы сделать человека могущественным! Настоящая любовь, настоящее преданное чувство, настоящая верность, способность развивать другого человека особым отношением к нему, создавать такую атмосферу, чтобы человек ощущал себя уверенно, безопасно —. нет, конечно, ничего более могущественного, чем это чувство. Поэтому, оно совсем не так уязвимо, как все остальное. Просто человек эгоистичный, — он во имя себя, во имя своих интересов мелких, — бывает эффективней на коротком этапе, хитрей. Но в результате победит любовь. Потому что она всегда заставит сделать выбор: Человек ты или так себе.

Ницше писал, что, в сущности, мы мало отличаемся от животных, несмотря на наши навыки, умения, механизмы, которыми мы овладели. Как животные, стремимся побольше выспаться, наесться, отбить себе побольше территории, обеспечить спокойную жизнь для себя и своих детей. Единственное, где природа делает свой волшебный скачок, так это в таком бескорыстном чувстве к другому человеку, без прямой животной корысти.

- Любовь ведь можно трактовать шире — любовь к человеку, к семье, к Родине…

- Да, конечно. Просто для поэта, для исследователя, как писал философ Владимир Соловьев, самым сильным, самым серьезным, многообразным чувством является половая любовь мужчины и женщины. Для исследования человеческой природы оно, конечно, важнейшее. Ну и, конечно, любое искреннее отношение к другому человеку развивает нас, делает выше, прекраснее.

Если посмотреть шире, то у каждого человека, как и у каждой страны, есть свое призвание, предназначение. И особенно — у такой значительной страны как Россия. И она ищет это свое призвание, ищет всегда и во все века. Ищет какой-то всемирности, чтобы создавать что-то такое, чего еще нет. Но нам не позволяет развернуться в полную силу отсутствие у нас привычки к повседневному добру, к уважительному отношению к каждому человеку. Государство к этому еще не привыкло. Существует много помех. И чтобы их преодолеть, есть любовь, настоящее искреннее чувство, способность к бескорыстному творчеству, к стремлению сделать жизнь людей удобной, комфортной, достойной и благородной. В этом, мне кажется, главная задача нынешнего времени.