2017-03-07T15:16:51+03:00

Любимые для «любимок»

В Москве вручили театральную премию «Гвоздь сезона»
В Москве прошла церемония вручения театральной премии «Гвоздь сезона». Фото Олег ХаимовВ Москве прошла церемония вручения театральной премии «Гвоздь сезона». Фото Олег Хаимов
Изменить размер текста:

Все течет: потоки воды по тротуарам, потоки зрителей, спешащих за потоками (не поточного) юмора на церемонию вручения премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона». Праздник этот из числа переходных – меняется его время, но не место - театральный центр «На Страстном». Бессменны, незаменимы и неподражаемы ее авторы и ведущие Константин Богомолов и Сергей Епишев. Лишенная официоза и церемониала церемония успела стать, если не главным, то уж точно самым неординарным и неподражаемым событием театральной жизни Москвы.

Номинантов нет, только победители. В этом году ими стали спектакли «Катерина Измайлова» (Большой театр, режиссер Римас Туминас), «Своими словами. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» («Школа драматического искусства», режиссер Дмитрий Крымов), «Русский роман» (Театр им. Маяковского, режиссер Миндаугас Карбаускис) и «Кроличья нора» (Театр на Малой Бронной, режиссер Сергей Голомазов). Большой хрустальный гвоздь завоевал спектакль «Утиная охота» (Театр Et Cetera, режиссер Владимир Панков). В разыгранном на манер недавней оскаровской коллизии эпизоде, засветился и спектакль «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова. Режиссер из лауреатов превратился во «вручанта»: не получив «Гвоздь сезона», он и его команда стали гвоздями вечера.

У премии нет номинантов, только победители. Фото Олег Хаимов

У премии нет номинантов, только победители. Фото Олег Хаимов

Отличительная черта премии в том, что в ней нет градации на лучших режиссеров, актеров, сценографов и других создателей постановки. Здесь спектакль рассматривают как единое целое, как итог работы всех его участников. «Гвоздь сезона», пожалуй, единственная театральная церемония, на которой публике комфортнее, чем лауреатам, ведь в нагрузку к «хрустальным гвоздям» каждому лауреату уготована щедрая порция колкостей. Острых как гвозди.

Неформальная, «капустная» обстановка с колкими, едкими не только внутрицеховыми шутками – «Гвоздь сезона» возрождает лучшие традиции советского подпольного юмора. В этом году шутить начали с порога: над входом в ТЦ «На «Страстном» висел транспарант-перетяжка: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Кстати, в 2012 ведущие капустника уже делились впечатлениями об экскурсии по Дантовым местам театральной Москвы. Крепко стояли на земле, парили в воздухе, под землю (в гробах) опускались, теперь приручили четвертую стихию: «предлагаемыми обстоятельствами» нынешней церемонии стало морское дно. «В чешуе как жар горя», прекрасные не то сирены, не то ундины - ведущие выплескивали в зал «мир подводный и надводный свой», вместе с подводными камнями театрального мира, сарказмом и злободневностью, обличенными в уникальную литературную и сценическую форму. Право, если когда-нибудь сценарии и/или видеозаписи церемоний будут изданы без купюр, то это станет событием не только культурной жизни, но приметой перемен. Впрочем, надежду, ведь попросили оставить за порогом….

На сцене царила неформальная, "капустная" обстановка. Фото Олег Хаимов

На сцене царила неформальная, "капустная" обстановка. Фото Олег Хаимов

Безнадежно шутили и про веру, и про любовь, именуя всех собравшихся не иначе как «любимками», и про систему… Станиславского! Над сценой висел спасательный круг, но ни он, ни «хрустальный гвоздь», не могли спасти лауреатов от заготовленной специально для них порции острот, идущих «в нагрузку» к премии. Лауреатов здесь ославливают, а не прославляют. Без различия степеней и званий. Шутят на авансцене, на краю, на грани. Пересказу не поддается, в переводе – теряется, в подражании – блекнет. В воплощении всех задумок ведущим помог актер Олег Соколов, который с повелителями морского дна, вызывавшими бури смеха и мутящими воды театральных бытований, оказался на одной волне. Шутили ненормативно, ибо разве есть нормативы таланта, ума, юмора? Так и «пригвоздили» театральную Москву.

Все меняется: лужи у порога театрального центра «На Страстном» покрылись корочкой льда. Скользкого и острого как многое из звучавшего со сцены. Не прозвучало только традиционное прощание ведущих, год от года, сулящих публике долгую разлуку, а себе - казенный дом. Богомолов и Епишев всегда острят (заостряя), как в последний раз, на каждом из фальфинишей торжественных вечеров, оставляя зрителей в волнении о судьбе будущих церемоний. Прощаются (не взывая, впрочем, о прощении), но всякий раз возвращаются. Прощаются, как в том анекдоте, но не уходят. И пусть «Гвоздь сезона» немыслим без этого непревзойденного тандема авторов/ведущих, и пусть их, ставшие традиционными, монологи «на прощанье» воспринимаются отчасти как крики «волки, волки» из притчи про пастушка, любившего розыгрыши, - все же зрительская тревога не унимается вплоть до нового «Гвоздя…». Нынешнее, пятнадцатое по счету, «пригвождение» завершилось песней Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», строки которой «Не нужно придавать значения злословью, /Поскольку грусть всегда соседствует с любовью» вторили атмосфере любви и взаимопонимания, царивших в этот вечер в зале на Страстном бульваре. По крайней мере, по сценарию - царивших. Отзвучала песня, не прозвучал финал. Ведущие скрылись за кулисами, публика прильнула от сцены к столам с шампанским. Все разошлись довольные друг другом и особенно разошедшимися в этот вечер, как всегда «как в последний раз» ведущими. «А вдруг в этот раз, не простившись – уйдут?! Ведущих «уйдут»?!», - засела эта мысль гвоздем в сознании публики. Благо, оставленная у порога театрального центра, куда вход ей был воспрещен, - надежда, - терпеливо дожидалась у дверей. Она-то и поможет дождаться следующий «Гвоздь сезона». «К сожаленью, награжденье только раз в году…».

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также