Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество9 июля 2017 22:00

Набережные Москвы согнут в пешеходную дугу

Скоро можно будет пройти вдоль Москвы-реки от Нового Арбата до Новодевичьего монастыря
На Пречистенской набережной к Москве-реке сейчас не подойдешь. Зато после реконструкции здесь будет отличный пешеходный маршрут.

На Пречистенской набережной к Москве-реке сейчас не подойдешь. Зато после реконструкции здесь будет отличный пешеходный маршрут.

Фото: Павел КЛОКОВ

Ездить сейчас по центру Москвы на машине - не самое благодарное занятие. Машины тащатся друг за другом как черепахи. Водители сигналят. И все это под грохот экскаваторов.

Программа благоустройства «Моя улица» продолжается уже третий год. Реконструкция коснулась более 100 улиц и площадей. Общая цель - сделать центр столицы удобнее для пешеходов. Попали в программу и 12 набережных.

Еще недавно на выходе со станции метро «Воробьевы горы» можно было попасть на Андреевскую набережную и идти по ней в сторону парка Горького. Сейчас там вовсю идет ремонт и от моста Лужники до причала «Андреевский монастырь» все перекрыто.

Тропу обхода организовали через природный заказник, который рядом. Там, где бьют родники и земля сырая, положили деревянные настилы. Прогулявшись под кронами деревьев и подышав свежим воздухом, даже и не скажешь, что обход доставляет неудобства. Возле Москвы-реки, чтобы не повредить деревья, рабочие огородили их опалубкой и роют траншеи.

Пушкинскую и Фрунзенскую набережные уже ремонтировали, поэтому их не трогают. А дальше ремонт продолжается. На Пречистенской - от Патриаршего до Большого Каменного моста - пешеходам можно пройти только рядом со зданиями. Противоположная сторона - возле реки - перекрыта. Проезд автомобилей весьма затруднен (на некоторых участках есть три полосы в одну сторону, а на некоторых всего одна). На прошлой неделе рабочие пробили канал под дорогой и тянули через него кабели (связь, электричество и так далее). После того как все коммуникации окажутся под землей, подрядчики начнут выравнивать поверхность тротуара, а потом обкладывать его плиткой.

Не везде есть импровизированные тротуары, и прохожие идут либо по проезжей части, либо по стройплощадке. Например, на Москворецкой набережной для движения машин осталось по две полосы в обе стороны. И на одной из них припарковался «КамАЗ»,­ чтобы выгрузить щебень. На моих глазах несколько девушек вышли на дорогу и, чуть ли не прижимаясь к грузовику, начали его обходить.

- Здесь пешком лучше пока не ходить! - крикнул им водитель. - Собьют!..

В общем, надо потерпеть еще месяца полтора. Тротуары здесь будут очень широкими. Это видно уже сейчас. Если идти дальше, попадете на Котельническую набережную. Она также перерыта с обеих сторон. Для проезда машин оставили всего две полосы (на отдельных участках четыре). Та же картина и на Гончарной набережной. И на всех остальных.

Где идет ремонт.

Где идет ремонт.

МНЕНИЯ АВТОМОБИЛИСТА...

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр ШКУМАТОВ:

- Несмотря на то что количество полос для машин останется прежним, ширина их станет меньше. И что мы получим? Раньше таксист, чтобы забрать клиента с набережной, останавливался в правом ряду, включал аварийку (так как там повсюду запрещающие знаки) и не создавал для других водителей серьезных помех. Потому что полосы были широкими и его можно было легко объехать. После ремонта, если машина такси остановится, она перегородит целый ряд. А не остановиться она не может, потому что клиент ждет. Я думаю, пропускная способность дорог вдоль набережных уменьшится. А пешеходам, наверное, да, будет удобно.

...И УРБАНИСТА

Генеральный директор компании Citymakers Петр КУДРЯВЦЕВ:

- Для Москвы набережные всегда были парадным фасадом - таким образом, они отвечали идеологическим задачам советского государства и его столицы, для которой основополагающим документом стал Генеральный план реконструкции 1935 года. Идеология меняется, и вместе с ней меняется отношение к общественным пространствам. Сейчас исторические набережные в большинстве европейских городов и крупных азиатских центрах становятся активными городскими территориями, наполненными жизнью. В Берлине на берегу Шпрее делаются искусственные бассейны, на парижской Сене разбиваются пляжи для всех желающих. Вообще чистота, благоустроенность и доступность реки - один из наиболее сложных и важных показателей цивилизованности города и уровня его развития. Недавно Москомархитектура выпустила альбом типовых решений по благоустройству набережных Москвы-реки - это методическое пособие для архитекторов, которое помогает им сделать удобное и безопасное для горожан пространство, граничащее с водой.

Как представитель Общественной палаты Москвы, я принимал участие в экспертизе этого документа - он выполнен на высоком профессиональном уровне. В качестве интересного примера реализации я бы назвал реконструкцию набережной в районе Зарядья - думаю, она станет образцом подобных пространств в Москве.

ЧТО СДЕЛАЮТ

На реку будем смотретьс балкона

- На всех набережных высадят деревья и газоны, спрячут воздушные провода под землю, выложат тротуары гранитной плиткой, поставят фонари и лавочки.

- Вдоль реки появятся велодорожки и прогулочные маршруты.

- Тротуары на большинстве набережных расширят в среднем до 5 - 11 метров. Дорогу отделят от прогулочных зон около воды и домов рядами деревьев.

- В единую пешеходную зону - так называемую дугу - соединят Смоленскую, Ростовскую, Саввинскую и Краснопресненскую набережные. Здесь можно будет пройти вдоль Москвы-реки от Нового Арбата до Новодевичьего монастыря.

Еще две набережные - Якиманскую и пешеходную Крымскую - также объединят в один маршрут для прогулок. Во многих местах можно будет спуститься прямо к воде.

- От «Сити» до «Лужников» протянется единый маршрут для велосипедистов, пешеходов и бегунов.

- На Краснопресненской, Андреевской и Котельнической набережных откроют смотровые площадки - балконы с видом на реку и город.

- На Москворецкой набережной около парка «Зарядье» появится парящий мост с площадкой для обзора. Сама набережная разместится на двух этажах. На первом - кафетерий, бар и причал со спуском к воде. На верхнем уровне - пешеходная зона.

- После ремонта Пречистенская, Гончарная и Котельническая набережные превратятся в длинный пешеходный маршрут вдоль Москвы-реки и Водоотводного канала. На Гончарной откроется станция проката велосипедов. Здесь же после выравнивания ширины набережной для машин станет больше полос. Две полосы - для выезда из центра, а одна - для проезда в центр. Сейчас на Гончарной набережной двустороннее движение по двум полосам.

- На Болотной набережной возле схода с Лужкова моста устроят два сухих фонтана с подсветкой. Это конструкция без водной чаши с бьющими прямо из асфальта струями, между которыми можно ходить, бегать, кататься на велике. Вдоль всей набережной протянется прогулочная зона со смотровыми площадками с видом на Кремль, храм Василия Блаженного, купола Архангельского собора. Сюда же с Лужкова моста полностью перенесут аллею с 20 «деревьями любви» - скульптурами, на которые молодожены и влюбленные традиционно вешают замочки.

Полностью работы планируют завершить к Дню города Москвы - 9 сентября.