Общество30 августа 2017 11:50

В Москве тестируют беспилотные автобусы российского производства

Испытания проходят на территории столичного технопарка "Калибр"
Это только с виду «Матрешка» кажется неваляшкой, которую выгнали на улицу против ее воли. На самом деле, в ее утробе спрятаны 120 лошадиных сил

Это только с виду «Матрешка» кажется неваляшкой, которую выгнали на улицу против ее воли. На самом деле, в ее утробе спрятаны 120 лошадиных сил

Фото: Иван МАКЕЕВ

Мы стоим на площадке технопарка «Калибр» и ждем чуда. Еще чуть-чуть - и эта желтая машинка, похожая на тарантасик «Незнайки», наконец, тронется. Фотокор «КП» Иван Макеев держит свой «Никон» на взводе и в предвкушении смотрит в объектив. Остальные журналисты делают то же самое.

- Сейчас все будет, - обещают инженеры и, не отрывая глаз от ноутбука, продолжают переговариваться словно врачи над пациентом.

«Калибр» находится в Останкинском районе Москвы. Именно на его территории продолжаются испытания нашей российской «Матрешки» - маленького автобуса, умеющего ездить без водителя. Над этим проектом создатели корпели три года и до сих пор продолжают это делать.

Через десять минут чудо-аппарат задергался и, недовольно проскрипев, покатился. Но уже через метр снова остановился.

- Проблемы с преобразованием, - простецки объяснил инженер Иван Коптелов и виновато пожал плечами.

Какой-то журналист неприлично хихикнул в ответ. И неудачно пошутил:

- Видно, не любит «Матрешка» репортеров.

Это инновационный проект «Сколково»

Это инновационный проект «Сколково»

Фото: Иван МАКЕЕВ

ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Здесь же на испытаниях оказался и технический руководитель проекта Антон Поппель. По его словам, российские «Матрешки» смогут курсировать по закрытым территориям уже в следующем году. По городу не получится, так как не позволяет законодательство. Нельзя у нас машинам ездить без водителя. По правилам.

- А на территории заводов или спортобъектов - пожалуйста, - говорит Антон. - «Матрешка» может перевозить работников от одного цеха к другому. Или ездить в столовую, например. В ее программу нужно загрузить карту местности - и вперед.

После этих слов российский беспилотник предательски крякнул и снова заглох...

- Мы недавно возили его в город Владимир, - пояснил разработчик. - И там он отлично себя проявил. Все, кто хотел, прокатились. Наверное, транспортировка сказалась. Вот он и не едет. Это только с виду «Матрешка» кажется неваляшкой, которую выгнали на улицу против ее воли. На самом деле, в ее утробе спрятаны 120 лошадиных сил. Если переводить в мощность (а мотор у беспилотника электрический), то это около 80 кВт.

Свой путь «Матрешка» определяет с помощью камер, установленных в верхней части каркаса. Они находят дорожную разметку и передают данные в компьютер. Если информация совпадает, автобус может ехать. Эти же камеры умеют распознавать препятствия - и в случае чего блокируют колеса и аппарат останавливается.

- Использование камер - это одна из главных особенностей наших беспилотников, - считает инженер-разработчик Олег Шипитько. - За границей используют лазерные дальномеры, а это гораздо дороже.

Пока «Матрешку» пытались привести в чувства, Макеев от скуки вскарабкался на клумбу и фотографировал соседний двор. Остальные журналисты курили. Кто-то упаковывал фототехнику и прятал в машину.

В Москве тестируют беспилотные автобусы российского производства

В Москве тестируют беспилотные автобусы российского производства

Фото: Иван МАКЕЕВ

ИСКАЛИ РУССКОЕ НАЗВАНИЕ

- Сейчас все будет, - в сотый раз повторили инженеры.

Один из них держал в руках джойстик управления и резво, как во время компьютерной игры нажимал на кнопки. Я незаметно перекрестился и сел внутрь. А там - шесть пассажирских мест и больше ничего. Ни кабины водителя, ни руля, ни магнитолы с песнями Круга, ни даже таблички «остановок «тут» и «здесь» на маршруте нет». Только сидения и монитор сверху. Хотите смейтесь, хотите нет, но через минуту выяснилось, что у «Матрешки» сели аккумуляторы. Я выскочил на улицу и подбежал к совершенно одуревшему Макееву. Решили подождать еще минут пятнадцать.

- Это инновационный проект «Сколково», - рассказал тем временем гендиректор ОАО «Калибр» Сергей Севостьянов. - Но там трасса для испытаний еще не готова. Поэтому «Матрешки» живут пока у нас. Мы подготовили специальную трассу для испытаний (длиной 400 метров). В нее входят два круговых движения, Т-образный перекресток, остановка, пешеходный переход, светофор. Я думаю, на Чемпионате мира по футболу российские беспилотники уже будут вовсю работать.

По поводу названия создатели сказали, что они искали известное русское слово. А матрешка - это старинная игрушка, которая ассоциируется с нашей страной и которую все знают.

- Поехали! - воскликнул Гагарин...

То есть инженеры! Инженеры-разработчики нашего беспилотника. Журналисты синхронно расчехлили камеры и рванули к автобусу. Я уселся возле окошка и замер.

«Матрешка», действительно, поехала. Небыстро. 3 км/ч. А куда нам спешить? Вообще она может ехать 20 км/ч. Но пока набирать такую неслыханную скорость инженеры не решаются. Все-таки это техника будущего. Один такой беспилотник пять миллионов стоит. Рублей, конечно.

ГДЕ ПРОХОДЯТ ИСПЫТАНИЯ

Трасса технопарка «Калибр» - это первый открытый полигон для тестирования беспилотных автомобилей. Их учат взаимодействовать не только с дорожной инфраструктурой, но и с пешеходами на «зебре».

- «Калибр» появился в 2015 году на территории одноименного легендарного завода по производству контрольно-измерительных приборов, - говорится на официальном сайте Правительства Москвы . - Он занимает участок площадью 10,26 гектара. Сейчас там по льготной арендной ставке снимают помещения компании, занимающиеся инновационной промышленной деятельностью. Площади технопарка используют под лаборатории, производственные и конструкторские цеха.

ВОПРОС-ОТВЕТ

- Появятся ли в ближайшее время в Москве беспилотники?

- Нет, - ответил накануне «КП» заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов. - Пока это на грани фантастики, хотя и аппараты такие есть. Их разрабатывают. Сейчас максимум, к чему мы приблизились - это электробусы. Они также экологически безвредны, но управляются водителем. Традиционно. В кабине.