2017-09-25T11:45:19+03:00

Отталкивающие изображения не отвращают от сигарет

Большая часть россиян начинает курить за компанию или из желания снять стресс
Павел ЧЕРНЫШОВ
Изменить размер текста:

Независимое исследовательское агентство Magram Market Research выяснило, что наиболее эффективными мерами в борьбе с курением участники опроса считают повышение акцизов на продажу сигарет, в то время как запрет на курение в общественных местах, закрытая выкладка сигарет и устрашающие изображения на пачке на решение бросить курить, по словам самих же курильщиков, никак не влияют.

ЕМКОСТЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ

Исследование проводилось в августе 2017 года в городах России с численностью населения от 500 тысяч человек. В опросе приняли участие 1819 мужчин и женщин в возрасте от 18-ти до 64-х лет с разным стажем курения сигарет с фильтром: 71% - заядлые или постоянные курильщики, остальные 29% - нерегулярные или начинающие курильщики.

По данным Magram MR, среди основных мотивов начала курения россияне назвали потребность соответствовать социальной среде (63%), стремление к самовыражению (41%), эмоциональные мотивы (34%) и любопытство (32%).

Мотивация к началу курения зависит от возраста опрошенных: 59% курящих россиян (старше 25 лет) и 41% (в возрасте 19 – 24 лет) начинают смолить из желания расслабиться или снять стресс. Курильщики, пристрастившиеся к привычке до 18 лет, признались, что их мотивацией было желание «выделиться», соответствовать моде, выглядеть взрослее или выразить протест (53%).

В то же время все возрастные группы опрошенных сошлись во мнении, что курение – это следствие влияния социальной среды. Так считают 69% начавших курить до 18 лет, 62% в возрасте 19 – 24 лет и 46% старше 25 лет. Среди других причин, мотивирующих к началу курения, участники опроса (также все возрастные группы) назвали любопытство (32%), «от безделья» - 16%, рекламу и продвижение – 8%, желание похудеть – 2%.

Вкус и приемлемая цена формируют лояльность потребителя к сигаретам определенной марки. Если «своих» сигарет нет в наличии, 38% приобретут сигареты, которые пробовали раньше, в то время как 42% респондентов отправятся за «своей» маркой в другой магазин. Лишь 2% посоветуются с продавцом или выберут сигареты с привлекательным дизайном пачки.

В ходе исследования также выяснилось, что потребители воспринимают пачку сигарет, в первую очередь, как емкость для их хранения (60%), а также как носитель информации о продукте и новых технологиях (49%), и только потом как «лицо бренда» (34%).

ЦЕНЫ ЭФФЕКТИВНЕЕ АНТИРЕКЛАМЫ

Не все меры антитабачной кампании в России одинаково эффективны, считает курящая часть населения. К числу наиболее эффективных мер респонденты отнесли повышение акцизов, ведущее, соответственно, к увеличению цены на сигареты. Этот шаг со стороны государства заставил задуматься о вреде курения и снизить его интенсивность почти треть россиян (33%).

При этом 83% респондентов сообщили, что на интенсивность их курения и решение бросить эту привычку никак не повлияли ограничение на показ сцен с сигаретами в кинофильмах, 78% отметили в этом контексте продажу сигарет в закрытых витринах, 77% и 60% - запрет рекламы сигарет и курение в общественных местах соответственно.

К вновь предлагаемым мерам антитабачной кампании население относится скептически.

Отталкивающие рисунки на пачках сигарет не способствуют отказу от вредной привычки по мнению 87% курильщиков. Большинство опрошенных отрицательно воспринимают идею введения обезличенной пачки сигарет, по мнению 43% респондентов, ввод такой меры создаст дополнительное неудобство при покупке, 27% полагает, что данная мера ущемляет права курильщиков.

Наиболее вероятными последствиями ввода такой меры курильщики называют рост контрафактной продукции (78%) и контрабанды из соседних стран (61%), а также в целом снижение качества сигарет (57%).

- Курение – само по себе сильная привязанность и привычка, которые формируются годами в силу социальных и психологических причин, - пояснила Мария Белькович, руководитель группы департамента количественных исследований независимого агентства Magram Market Research. – Поэтому привлечь на свою сторону курящую часть населения государству удастся при реализации комплекса мер, направленных на борьбу с курением, лежащих в области не только регулирования, но и создания условий для ведения здорового образа жизни, способствующих сокращению числа начинающих курильщиков и желанию курильщиков со стажем отказаться от вредной привычки.

 
Читайте также