Премия Рунета-2020
Москва
+16°
Boom metrics
Общество9 ноября 2017 22:48

Инструкция для пассажиров: как пользоваться новой навигацией в московском метро

Наш корреспондент разбиралась, как ориентироваться по указателям в подземке
Обновленная навигация в метро поставила некоторых пассажиров в тупик.

Обновленная навигация в метро поставила некоторых пассажиров в тупик.

Фото: Алиса ТИТКО

Обновленная навигация в метро поставила пассажиров в тупик. По крайней мере, так написали в страдальческих постах блогеры. Якобы на новых табличках теперь нет полного списка станций, до которых можно доехать с левой и с правой платформы. Все, приехали! Неужели стоят бедные пассажиры посредине платформы и не понимают: налево им или направо идти? Иду проверять.

«МЕДВЕДКОВО» - ЭТО ЦЕНТР?

В метро спускаюсь каждый день, но ни разу я ни у кого не спрашивала: «Мне на первый или второй путь?» Все понятно. Теперь же на указателях обозначены только направления. Например, на станции «Ленинский проспект» на указателе написано: центр («Медведково») и юг («Новоясеневская»).

- Когда это Медведково стало центром Москвы? - смеются в соцсетях.

- Ничего непонятно. Это как навигатор в Гугле говорит тебе: «Следуйте на юго-запад». А у меня типа компас в кармане или я умею ориентироваться по солнцу. Лучше просто направо или налево, - рассказывает москвичка Юлия Смирнова.

Приезжаю на «Ленинский проспект». Сразу возник вопрос: раз есть юг и центр, где север? Путаница какая-то. Но разобраться помогают полные перечни станций оранжевой линии метро - они есть на боковых колоннах, о которых блогеры почему-то умолчали. С этим перечнем все понятно. Но беда в том, что пока повесили эти боковые таблички не на всех станциях. Например, нет их на «Технопарке», а на «Проспекте Мира» - кольцевой отмечены только названия соседних станций.

У пассажиров возник вопрос: раз есть юг и центр, где север?

У пассажиров возник вопрос: раз есть юг и центр, где север?

Фото: Алиса ТИТКО

На «Владыкино» (серая линия метро) тоже сложно без перечня станций. Это я езжу с нее постоянно. А другим как? Разберись с этими «на север» («Алтуфьево») и «в центр» («Бульвар Дмитрия. Донского»).

А вот на «Владыкино» МЦК (Московское центральное кольцо) удобно - есть продолговатые указатели со всеми станциями кольца. Еще мне нравится, что на станциях есть часы. Удобно - не надо доставать телефон из сумки.

БРИТАНСКИЕ СТОРОНЫ СВЕТА

Один из разработчиков новой навигации Михаил Квривишвили рассказал «КП»: в 2014 году британцы предложили свою систему ориентира, которая в лондонском метро больше 150 лет, - стороны света. Местные знают наизусть все станции, а туристы спросят у пассажиров. Но в Москве британская навигация непонятна - можно судить по откликам горожан.

- Нужно такие нововведения тестировать перед запуском, спрашивать мнение пассажиров. И важно создать единые принципы навигации, чтобы человек, передвигаясь в метро, мог быстро понимать, куда ему ехать. Также следует определиться и выбрать модель «север - юг» или «в центр - из центра», а не смешивать разные модели, - считает Михаил Квривишвили, ведущий дизайнер и партнер компании Wayfinding.pro, консультант компании City ID, разработчика единой системы навигации Москвы.

На станциях МЦК навигация удобнее

На станциях МЦК навигация удобнее

Фото: Алиса ТИТКО

ВОПРОС – РЕБРОМ

Зачем убрали названия всех станций с верхних табличек?

Линии метро с каждым годом становятся длиннее, строятся новые станции. Это значит, что верхние указатели могут разрастись до неконтролируемых размеров. Кроме всего прочего, это небезопасно, если таблички, висящие под потолком, будут такими громоздкими. Уменьшат шрифт? Тогда неудобно - нужно подходить близко-близко и присматриваться.

ОТВЕТ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

- Какие основные изменения в навигации планируются?

- На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигации: световые короба, отдельно стоящие конструкции, стелы, схемы и надписи. Для создания современных носителей были использованы новые материалы, более прочные и эстетически привлекательные. Кроме этого, была адаптирована графика, учтены многие аспекты эксплуатации. Новые навигационные панели были смонтированы на станциях «Проспект Мира» (кольцевая), «Кутузовская», «Ботанический сад», «Красные ворота», «Спортивная», «Ленинский проспект», «Технопарк», «Саларьево», «Румянцево», «Фрунзенская», «Бауманская», «Студенческая», «Фили», «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Текстильщики».

- На ряде навигационных панелей были указаны только направления движения поездов («В центр» / «Из центра», «На юг» / «На север»). Сделано это было для максимального увеличения размера надписей на платформах. Однако, в связи с комментариями, поступающими от пассажиров, полный список станции будет нанесен на все такие панели до конца 2017 года.

- В целом новая навигация отличается единым подходом к шрифтам и пиктограмма (сейчас – 3 разных подхода) на разных станциях, переводом надписей на английский язык (сейчас вся старая визуальная навигация недоступна для иностранцев), дополнительными элементами (картами на выходе из метро), изменением оформления входных групп. Новая навигация соответствует и даже в некоторых аспектах превосходит лучшие метрополитены в части навигации, в том числе метрополитены Лондона и Нью-Йорка.

- Это делается к ЧМ по футболу 2018 года?

- Проводится в рамках создания Единой системы навигации города Москвы. При этом Кубок Конфедераций показал, что новая навигация понятна иностранцам, не владеющим русским языком. К тому же, за счет новых элементов она сильно упрощает путь к спортивным объектам и конкретным секторам стадионов.

На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигации

На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигации

Фото: Алиса ТИТКО

- Таблички с указанием станций продублируют на английский?

- Да, вся информация на навигационных табличках будет продублирована на английский язык.

- Замена навигации будет только на центральных станциях или на всех? Когда завершится обновление?

- На всех. Одна из последних станций, оснащенных новой системой – станция Студенческая Филевской линии метрополитена. Но нужно понимать, что в процессе тщательно анализируется мнение пассажиров: каждую неделю добавляется более десятка обозначений, меняется графика, добавляются новые элементы, поэтому внедрение новой навигации производится постепенно.

- Москвичи уже говорят, что им не хватает старых табличек, где были указаны все станции. Например, оранжевая ветка. На первый путь перечень станций и на второй. Сейчас указаны только конечные и направления - юг, центр. Многие вообще не могут понять, как это Медведково, а направление центр? Люди путаются. Если свои стали задумываться, на какой путь идти, а как разобраться иностранцу?

- Такой вариант навигации был предложен в качестве эксперимента. Информация раскрывается последовательно по пути движения пассажиров. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира. С поступающими от пассажиров пожеланиями там, где на навигационных панелях сейчас нет полного списка станций, до которых следуют поезда, они будут дополнительно размещены до конца этого года.

- В настоящее время на указанных выше станциях тестируются различные варианты навигации, по результатам тестирования будет выбрано единое решение. При этом, разумеется, навигация будет и дальше меняться по предложениям пассажиров и изменению транспортных потоков, в первую очередь, конечно, ее наполнение. Ведь все время в Москве открываются новые социальные объекты, крупные ТЦ, туристические объекты.