Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика20 ноября 2017 9:42

Каршеринг электромобилей в Москве: Плюс электромобилизация всей страны

В столичном прокате появились электромобили. В последнее время все только и говорят о транспорте на аккумуляторах, которые есть в каршеринге электромобилей в Москве [видео]
- Бензин дорожает - самое время пересаживаться на электротранспорт. Жаль, розеток маловато.

- Бензин дорожает - самое время пересаживаться на электротранспорт. Жаль, розеток маловато.

Фото: Андрей МИНАЕВ

В правительстве даже готовы выделить средства на развитие этого направления. Корреспондент «КП» прокатился на модной машинке и делится впечатлениями от каршеринга электромобилей в Москве.

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

У московского каршеринга появились электромобили. Пока всего семь штук, но лиха беда начало.

Парковаться они будут у розеток, в Москве уже установлено несколько штук. Покатался - оставил у другой розетки. Никаких вредных выбросов. Час езды - тысяча рублей, сутки - 12 тысяч. Пока машины с аккумуляторами есть только у компании YouDrive. В широком прокате они появятся к концу ноября.

Мне же повезло покататься на новеньком электрическом BMW-i3 уже сейчас.

Производитель заявляет, что машина на аккумуляторах может проехать около 150 км. Но приборная панель уверенно показала: заряда хватит только на 135 км (притом что машину для меня зарядили на 100%). Пока выезжал со стоянки, резерв упал до 112 км...

Ладно, не все так плохо. На электробэхе стоит бензиновый моторчик и бак на 7 литров. Движок сам включается, если заряд аккумуляторов падает ниже 6,5%.

Оказавшись внутри BMW-i3, начинаешь понимать, что забота об экологии - удовольствие для богатых, но скромных. Машина стоит 4,7 млн. рублей. Это как новый мерседесовский кабриолет бизнес-класса или даже Ferrari, пусть и подержанный. В отличие от этих марок у «электрика» отделка салона поражала аскетизмом.

Зато управлять им - одно удовольствие. В салоне тихо, скорость набирает моментально. Протиснуться между рядами в пробке - плевое дело, электромобиль всего на восемь сантиметров шире крохотного Matiz. И на парковке все взгляды твои. Народ подходит, спрашивает: что за невидаль такая?

Освоившись с управлением, еду к ближайшей розетке. Их легко разыскать через Яндекс.Карты. Странно, что карты зарядок нет на транспортном портале мэрии.

Подзарядиться можно бесплатно. Надо только приложить карту «Тройка», чтобы получить доступ к розетке. Но не вышло. Вилка, которая лежала в машине, не подошла к муниципальной розетке! Пришлось ехать на прежнем заряде. За полтора часа стояния в пробке и 10 км пробега запас хода упал еще на 22 км. Так энергии и на день может не хватить.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОДДЕРЖИВАЕТ

Во всей России зарегистрировано около двух тысяч электромобилей. По данным Автостата, за восемь месяцев 2017 года продано всего 50 новых авто с аккумуляторами.

Капля в море. И все же будущее, похоже, именно за электромобилями. Концерн Volvo заявил, что уже с 2019 года он откажется от машин только с двигателем внутреннего сгорания. Новые модели будут электрическими либо гибридными. В Китае с 2019 года доля таких машин составит 10% от производящихся в стране.

У России тоже есть шанс встать в первые ряды разворачивающейся электромобилизации.

- На 2017 - 2018 годы у нас выделено 586 млн. рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, - рассказали «КП» в Минпромторге. - Кроме этого, в 2018 году на поддержку электротранспорта будет потрачено 1,5 млрд. рублей.

Однако наши автогиганты про электромобили особо не откровенничают. На ГАЗе, УАЗе и КамАЗе сдержанно сообщают, что «готовятся». А на ВАЗе даже говорить на эту тему не стали. Секретничают?

Но зато в Приморье планируется запустить новое производство.

- Завод «Прометей». Совместный проект группы компаний «Сумотори» с японскими партнерами. Начнут строить в 2018 году, а первые машины сойдут с конвейера в 2019-м, - рассказали в Минвостокразвития.

- Изначально мы хотели переделывать подержанные японские машины в электрокары, - рассказал руководитель «Прометея» Виталий Веркеенко. - Но технологии так стремительно развиваются, что мы решили сразу перейти к производству полноценных экологических авто.

В ЧЕМ ПОДВОХ?

С электромобилями не все так просто. Инженеры говорят о проблемах, которые пока не удалось решить.

Главная - это запас хода. В 2016 году этот показатель в среднем составил 270 км, а в 2012-м был 160 км. Прогноз на 2020-й - 450 км.

- Пока электромобили для России подходят плохо, - заявил «КП» завлабораторией кафедры «Автомобили» МАДИ Сергей Матвеев. - У нас слишком большие расстояния. Даже в перспективе электромобиль не сможет проехать на одной зарядке от Москвы до Петербурга - по одному из самых популярных маршрутов.

Вторая проблема: цена аккумуляторов. Сейчас это половина стоимости электромобиля. Хотя цены постепенно падают. В 2016 году один кВт/час обходился в 225 евро, на 18% меньше, чем в 2015-м. А по сравнению с 2009-м - подешевел аж в 3 раза! В 2020 году кВт/час будет стоить меньше 100 евро.

- Наука уже изобрела емкие, дешевые и надежные аккумуляторы для электромобилей, - рассказал «КП» директор Центра информационных и интеллектуальных систем НАМИ Денис Ендачев. - Должно пройти три - пять лет, пока изобретения начнут внедряться. К началу 20-х годов мы получим электромобили, которые реально смогут конкурировать с бензиновыми. А в будущем они сравняются с ними и в цене.

Еще одна проблема - поддержание комфортной температуры в салоне. Сажать аккумуляторы для обогрева - неэффективно. Проще купить валенки.

Производители и выдумывают разные хитрости, чтобы и людей согреть, и энергию сберечь. Например, корпус сделать как термос. А воздух в салоне гонять через фильтр, нейтрализующий углекислый газ. Или обогревать только те поверхности, с которыми контактирует человек: руль, сиденья, кнопки. Остальное пусть остается холодным.

Все это усложняет конструкцию. Но других способов согреться не придумали.

- У нас за зиму температура десятки раз переходит через ноль, - говорит доцент кафедры «Автомобили» МАДИ Сергей Шадрин. - Это плохо влияет на электрику. Вода замерзает на контактах, потом тает, снова замерзает. Ресурс электромобиля из-за этого уменьшается.

Кстати, при -4 градусах мой BMW-i3 за целую ночь так и не зарядился на все 100%.

А КАК У НИХ?

- Норвегия. Государство дает скидку в 58 тысяч евро на покупку электромобиля, разрешает бесплатно парковаться и ездить по платным дорогам.

- Южная Корея. Скидка в 21 450 евро на новое электроавто.

- Франция. Скидка в 10 000 евро на новое электроавто.

КСТАТИ

Триста электробусов за три года

Столько готов купить Мосгортранс. Электробусы должны будут заменить троллейбусы. По словам экспертов, создать общественный транспорт на аккумуляторах гораздо проще, чем автомобиль.

- Электробус ездит по одному и тому же маршруту. Есть аккумуляторы, которые хорошо работают при частых небольших подзарядках. Запас хода - 20 - 30 километров. Подзаряжаться можно на остановках, - рассказал «КП» гендиректор компании Drive Electro (она разработала электробус, который сейчас собирают на КамАЗе) Сергей Иванов.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Электромобили мне чем-то напоминают коммунизм. Эдакое светлое будущее, которое все не наступит. Первые машины на аккумуляторах появились одновременно с двигателем внутреннего сгорания - в конце позапрошлого века. Но они до сих пор остаются дорогой игрушкой. Одноместная Renault Twizy стоит 1,75 млн. руб. Самая простая Tesla - 7 млн. рублей. Самый продаваемый электромобиль в мире Nissan Leaf - 1,35 млн. руб.

А запас хода? А неспособность противостоять холоду? А отсутствие инфраструктуры - замучаешься искать место для зарядки?

Но это сейчас. А ведь надо смотреть в будущее. Не опоздать бы. Наш Минпромторг только на научные исследования и разработки раскошелился, а Китай уже вовсю запускает производство.