Экономика

Депутат Госдумы Владимир Блоцкий: Цены на рыбу можно снизить, а доходы в бюджет увеличить

Импортозамещение остается наиболее актуальной задачей для России

Одна из сфер, где оно идет наиболее эффективно, это производство продуктов питания. Во многом этому способствовали контрсанкции, касающиеся запрета на импорт продовольствия в нашу страну. Если в конце 90-х доля импортного продовольствия на российских прилавках доходила до 60%, в 2014 году (до введения контрсанкций) она равнялась 34%, то на конец 2016-го — всего 21%.

По некоторым видам продуктов импорт сократился почти до нуля. По зерну мы обеспечиваем себя на 99,2%, картофелю — 97,4%, мясу и мясопродуктам — 89,3%. Эти цифры говорят не только о том, что Россия в состоянии прокормить себя сама, но и о высоком потенциале развития сельскохозяйственного комплекса, способного расти даже в непростых условиях.

На этом фоне двояко выглядит положение в такой важной отрасли, как рыбодобыча. Это крайне важная сфера деятельности. Ценность белков рыбы не ниже, чем у теплокровных животных, но легче усваивается организмом. Наверное не случайно, что Япония, где рыбы едят действительно много, в лидерах по продолжительности жизни.

С одной стороны, вылов рыбы и ее производство в аквакультуре постоянно растет. Сократился и импорт. К примеру, ввоз филе рыбы за прошлый год уменьшился на 10,6%. По итогам 2016 года почти 80% рыбы в магазинах было отечественного производства.

Кстати, тут надо оговориться. В российских водах не водится вся рыба, которая попадает на наши столы. И наоборот, многие виды рыб Россия может экспортировать в другие страны. Тут тоже наблюдается положительная тенденция, последние три года экспорт растет приблизительно на 10% в год. Всего мировой экспортный рынок рыбы оценивается в более чем 150 миллиардов долларов и постоянно увеличивается, и Россия должна занять на нем достойное место.

Сегодня ежегодный вылов составляет 4,7 миллиона тонн. Внутренний рынок оценивается примерно в два миллиона. Эти цифры говорят сами за себя. Россия должна увеличивать экспорт в другие страны.

Скажем в Японии второй год подряд рыбы ловится вдвое меньше, чем в предыдущий. Наши рыбаки готовы закрыть дефицит, тем более японцы готовы платить за нашу рыбу хорошую цену. Экспорт может не только приносить доход в бюджет, но и быть надежной основой для развития отечественной отрасли.

С другой стороны, важно, чтобы росло потребление рыбы внутри страны. К сожалению, последние годы оно падает. Основная причина этого — низкий платежеспособный спрос и торговые наценки сетей.

По различным подсчетам, в стоимости продукции в магазине только треть составляет цена рыбака. Зато до половины конечной цены — это затраты на логистику и маржа торговых сетей.

Поэтому необходимо принять меры к более простому допуску производителей на рынок. В условиях большей конкуренции будет снижаться и цена в магазинах.

Если говорить о логистике, то ее надо упрощать. И тут важно, чтобы между производителями и торговыми сетями были соответствующие договоры — рыбак и владелец обрабатывающего предприятия должны четко представлять, кто и когда у них заберет продукцию. К сожалению, не всегда гладко складываются отношения и с транспортными компаниями.

Одно из важных направлений развития отрасли — строительство современного рыбопромыслового флота. К сожалению, более половины эксплуатируемых судов были построены еще в советское время. По прогнозам Росрыболовства, до 2030 года России потребуется до 360 судов различных типов, в том числе до 140 среднетоннажных траулеров. Но развитие современных технологий позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы — меньшее количество людей может вылавливать и перерабатывать большее количество рыбы.

Одна из возможных мер для снижения стоимости рыбы на прилавках — увеличение квот на вылов водных биоресурсов при сохранении исторического принципа закрепления квот. Чем больше квот, тем выше вылов и ниже цены.

В целом, рыбная отрасль имеет хорошие перспективы для развития. Последние годы налоговые поступления от нее в бюджет постоянно росли. Но важно, чтобы одновременно росло и потребление качественных продуктов нашими гражданами.