Премия Рунета-2020
Москва
+3°
Boom metrics
Авто5 декабря 2017 10:25

«Места для инвалидов есть, но паркуются на них все кому не лень»

Корреспондент «КП» проверил, легко ли в Москве поставить машину водителю с ограниченными возможностями
Игорь ПАВЛОВ
Так выглядит опознавательный знак "Инвалид", дающий право водителям с ограниченными возможностями парковаться бесплатно.

Так выглядит опознавательный знак "Инвалид", дающий право водителям с ограниченными возможностями парковаться бесплатно.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Жизнь в Москве устроена так, что все куда-то спешат. И даже если едешь на «Феррари», то все равно поглядываешь на часы и недовольно хмыкаешь. Потому что на дорогах час-пик. Таких спешащих, как ты, вагон и маленькая тележка, и не важно, на какой машине кто едет. И вот, добравшись, наконец, до цели, водитель часто оказывается перед выбором - колесить по улице в поисках свободной парковки или бросить машину на место со знаком «Инвалида». Увы, но совесть в таких случаях побеждает далеко не всегда.

«ВИНОВАТ - ИСПРАВЛЮСЬ»

- А вот, кстати, сад «Эрмитаж» - очень красивое место, - водитель с ограниченными возможностями Денис Громнадский притормаживает возле платной парковки и с грустью ее осматривает (все льготные места заняты). - Но для того, чтобы мне попасть туда, нужно отъехать от главного входа километр. А то и больше. Хотя на месте для инвалидов стоит обычный автомобиль.

Мы вышли на улицу и подошли к огромному черному джипу с номером 777. Пнуть ногой по колесу и дождаться хозяина, конечно же, не решились. Да и незаконно это. Два соседних автомобиля на льготной парковке были со специальными знаками. Так что к ним - без претензий. А вот как этот танк затесался в ряды инвалидов, остается загадкой.

Едем дальше. «Сбербанк» на улице Красина. Картина точно такая же. Только на лобовом стекле похожего джипа, вставшего на маркированное место, висит бумажка с номером телефона. Для чистоты эксперимента звоним.

- Вы понимаете, тут такое дело... - мужчина на том конце провода был чрезвычайно вежлив. - Я имею право вставать на парковку для инвалидов. Все документы у меня есть. Но вот наклейки, которые у меня были, стащил ребенок. Для какой-то своей игры. А новые я купить не успел. Вы уж там мой «Лэнд Ровер» не трогайте. Обещаю исправиться...

- Вот если бы был штраф в 25 тысяч рублей, таких оправданий было бы меньше, - ворчит Денис, однако подтверждает, что многие автомобилисты даже на машинах премиум-класса возят по Москве своих родственников-инвалидов и имеют право на льготную парковку, однако специальные знаки либо забывают повесить, либо теряют (хотя без них инспектор ГИБДД вправе оштрафовать водителя на 5 тысяч рублей).

По мнению председателя «Центра по оказанию помощи инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы» Ивана Мещерякова (на фото), сложнее всего поменять отношение здоровых водителей к проблематике людей с инвалидностью.

По мнению председателя «Центра по оказанию помощи инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы» Ивана Мещерякова (на фото), сложнее всего поменять отношение здоровых водителей к проблематике людей с инвалидностью.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ИНВАЛИДНЫЕ МЕСТА - НЕ ДЛЯ ГАЛОЧКИ

Наличие льготных мест на каждой парковке в городе - это обязательный пункт, без которого ее просто не введут в эксплуатацию. Причем на каждой стоянке, по правилам, должно быть выделено не менее 10% мест для людей с ограниченными возможностями. И они действительно есть везде, вот только желающих на них припарковаться гораздо больше, чем самих льготников.

На Васильевской улице возле продуктового магазина - снова внедорожник. И опять без наклеек. Садовая-Кудринская, стоматология. На месте для инвалидов красуется белый «Мерседес» с тонированными стеклами - и без единого намека на ограниченные возможности водителя или его пассажира. Грузинский переулок – то же самое.

Законно припарковаться Денису Громнадскому удалось только возле зоопарка - и то метрах в восьмистах от главного входа.

Возле ипподрома нам встретился водитель с первой группой инвалидности Иван Нестеров, который, узнав о нашем эксперименте, очень обрадовался.

- Если бы люди были сознательными, то мы на дороге чувствовали бы себя полноценными, - сказал он. - Я не понимаю, как здоровый человек может видеть знак «Инвалид» и все равно заезжать на это место. Его же не для красоты нарисовали.

КУЛЬТУРА ВОДИТЕЛЕЙ РАСТЕТ

В тот же день в редакции «КП» прошел круглый стол, приуроченный к Международному дню инвалидов (3 декабря). Его главной темой стали как раз парковки для людей с ограниченными возможностями. Среди участников - представители столичного Департамента транспорта, общественники и автоэксперты.

- Главная проблема, которую нужно решать, - это недобросовестное поведение водителей, занимающих льготные места, - поделился наболевшим Денис Громнадский. - Многие цепляют табличку «Инвалид» временно, только когда паркуются. Хотя у настоящих инвалидов она приклеена всегда.

- Следует помнить и о том, что управлять машиной может кто-то из родителей ребенка-инвалида, - заметил начальник дирекции по администрированию нарушений ГКУ «АМПП» (Администратор московского парковочного пространства) Дмитрий Княгинин. - Если ребенка нет в машине, водитель этот знак снимает. Иначе его могут оштрафовать за незаконное использование льготы.

По словам Дмитрия Княгинина, за пять лет в городе разительно повысилась культура вождения, сейчас все меньше автомобилистов задаются вопросом для кого существуют льготные места.

- На платных парковках не менее 10 % мест отведено для бесплатного размещения автомобилей маломобильных граждан. Для удобства администрирования мы ведем специальный реестр инвалидных разрешений, доступ к которому предоставляем и инспекторам ГИБДД, ведь именно они штрафуют за это нарушение. Мы регулярно проводим совместные рейды, в ходе которых инспекторы проверяют законность использования льготы автомобилистами. Бывает и так, что машина обклеена специальными знаками, а никаких подтверждающих документов у владельца нет. Напомню, что нарушителей ждет штраф 5000 рублей и эвакуация. Незаконное использование знака «Инвалид» также обойдется в 5000 рулей.

- Но в целом жалоб со стороны водителей с ограниченными возможностями становится меньше, - рассказал председатель Общероссийской общественной организации «Центр по оказанию помощи инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы» Иван Мещеряков. - В первую очередь, благодаря работе общественников, которые совместно со столичным Департаментом транспорта проводят объезды. То по больницам, то по торговым центрам. Где-то парковочные места были слишком далеко от главного входа. Где-то их было слишком мало. И так далее. Самое сложное - поменять подход обычных водителей к проблематике людей с инвалидностью. Нужно понимать, что это такие же люди, которые тоже хотят жить полноценной жизнью. И льготные места для того и нужны, чтобы инвалиды чувствовали себя полноценными.

По мнению Дениса Громнадского, в Москве уровень культуры водителей растет, особенно если сравнивать с 2013 годом, когда платные парковки только вводились.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как сообщили «КП» в столичном управлении ГИБДД, количество выявленных нарушителей, которые незаконно паркуются на местах для инвалидов, в этом году выросло. Если в 2016-м к 1 ноября их было 27 713, то за десять месяцев этого года – уже 32 982.