2018-04-11T13:32:11+03:00

Безбилетники в Москве: нет в трамвае турникета — едет «заяц» без билета

Корреспондент «КП» прокатился с городскими контролерами в общественном транспорте
Поделиться:
Комментарии: comments131
В этом году в городских трамваях и автобусах начали убирать турникетыВ этом году в городских трамваях и автобусах начали убирать турникетыФото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Изменить размер текста:

- Следующая остановка «Пехотная улица», - вежливо объявил диктор и в очередной раз напомнил, что за безбилетный проезд в Москве положен штраф - одна тысяча рублей.

Кто-то после этих слов берется за ум и, пока нет контролеров, скорее прикладывает проездной билет к валидатору. А кто-то - наоборот - ехидно сверкает глазками, втягивает голову в плечи и продолжает ехать на халяву.

В этом году в городских трамваях и автобусах начали убирать турникеты. Пассажирам так удобнее: быстрее проходят в салон и экономят собственное время. Правда, есть один нюанс. Если раньше не приложить карту к устройству было невозможно (если ты, конечно, не прыгун в высоту и не гимнаст, способный пролезть под турникетом), то сейчас возникает большой соблазн ехать бесплатно.

Прибор определяет, в какое время пассажир пользовался картой в последний раз Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Прибор определяет, в какое время пассажир пользовался картой в последний разФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

«ДА Я ВАЛИДАТОРА В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛ»!

Лично я во время этого рейда чувствовал себя дедушкой Мазаем, которому всех жалко и «зайцев» особенно. Мы едем на бестурникетном трамвае №27 и пытливо высматриваем безбилетников. Два инспектора-контролера Жанна Гайдукова и Илья Стефанович прикладывают карты пассажиров к прибору с неожиданным названием «Пуск» (внешне напоминающий ручной банковский терминал) и проверяют, оплачен ли у граждан проезд. Понять это очень просто. Прибор определяет, в какое время пассажир пользовался картой в последний раз. Кроме этого, на экране высвечивается бортовой номер трамвая (автобуса/троллейбуса), на котором билет прикладывали к валидатору. Если этот номер не совпадает, значит пассажир десять-пятнадцать минут назад ехал на чем-то еще.

Первый «заяц» угодил в наши сети недалеко от Тимирязевской академии. Молодой человек, заметив людей в форме, было ринулся к выходу, но двери перед самым носом закрылись. Тот достал карту «Тройка» и поспешил к валидатору. Но Илья Стефанович перекрыл ему путь. Словно загнанный зверь, нарушитель ощерился и сообщил, что зашел в трамвай буквально только что. Мне казалось, еще чуть-чуть и «заяц» порвет на себе рубаху и на остановке «Институт биотехнологий» споет нам песню «А на черной скамье, на скамье подсудимых». Но парень собрался. И, наконец, признался, что, действительно, не заплатил.

Московские «зайцы» при встрече с контролерами ведут себя по-разному Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Московские «зайцы» при встрече с контролерами ведут себя по-разномуФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Я на днях приехал из Хабаровска и валидатора в глаза не видел, - рассказал он. - У нас там оплату за проезд до сих пор принимают контролеры.

Жанна Гайдукова говорит, что это обычная реакция. Многие прикидываются, что в столице в первый раз. Троллейбусы видели только по телевизору. А у самих в кармане и социальная карта москвича, и «Тройка», и даже временная регистрация.

Пока я удивлялся, нам попался еще один безбилетник, которого зовут Владислав. И который - ну вы только представьте! - заявил, что он ни разу в жизни не ездил на трамвае. И это несмотря на то, что москвич.

- Я тут и рос, и учился, и все как-то не складывалось... - вещал паренек таким тоном, словно находится в военкомате на приеме психиатра.

- Штраф - тысяча рублей, - отрезал контролер, после чего Владиславу стало нехорошо.

Он поднял крик и потребовал вернуть его паспорт. Бабушка-божий одуванчик вдруг проснулась и предложила арестовать нарушителя. Стефанович, отбиваясь от его нападок, кое-как заполнил постановление и передал копию Владиславу. Оплатить штраф можно в любом отделении Сбербанка в течение 60 дней.

Сегодня вход во все двери доступен на 77 автобусных маршрутах, в том числе полуэкспрессных и магистральных Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Сегодня вход во все двери доступен на 77 автобусных маршрутах, в том числе полуэкспрессных и магистральныхФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ МОЕЙ СТАЛО

Московские «зайцы» при встрече с контролерами ведут себя по-разному. Одни теряются и краснеют. Другие напоминают о влиятельных родственниках. Третьи вдруг начинают материться. А четвертые немедленно убегают (задержать нарушителя физически контролеры не имеют права, а вот перегородить дорогу запросто). Опытные «зайцы» стараются стоять возле валидаторов, чтобы при появлении инспекторов тут же приложить карту. Но это не всегда удается, потому что народ напирает, особенно в час пик.

- Однажды был случай, когда безбилетник получил постановление на оплату штрафа и съел его, - рассказали контролеры. - Не просто засунул в рот и выплюнул. А как следует разжевал и проглотил.

Третьей нашей безбилетной жертвой стала девушка Ирина. По ее версии, она купила проездной билет, но приложить к устройству... забыла. Ну бывает такое, когда задумываешься и какие-то важные вещи выскакивают у тебя из головы.

- Конечно, конечно, - кивнули контролеры и выписали девушке штраф.

ПЯТЬ ОТГОВОРОК БЕЗБИЛЕТНИКОВ

1. «Ой, извините. Моя вас не понимать. В Москве первый день. Троллейбус вижу в первый раз. У нас в Коканде нет валидраторов, или как там их правильно».

2. «А я думал, что платить за проезд нужно контролеру. Ну таким ребятам, как вы. Разве нет? Держите полтинник».

3. «Да у меня на карте деньги кончились. А дома бабушка болеет. Ждет, пока ей любимый внук лекарства привезет. Неужели не сжалитесь?»

4. «Ничего не знаю, я свою карту прикладывал! Это у вас какой-то сбой. И вообще сослать бы вас в Сибирь - проверять билеты на Главном почтовом тракте».

5. «У меня амнезия. Я уже не помню, платил ли я за проезд или нет. Справку дома забыл».

ОФИЦИАЛЬНО

- Сегодня вход во все двери доступен на 77 автобусных маршрутах, в том числе полуэкспрессных и магистральных, - рассказала «КП» пресс-секретарь ГКУ «Организатор перевозок» Анастасия Яблонская. - Кроме того, бестурникетный режим действует на 27 маршрутах столичного трамвая. Это самые популярные направления с большим пассажиропотоком. Троллейбусов новшество пока не коснулось. С начала этого года на бестурникетном транспорте действует усиленный контроль проездных билетов. В среднем в будние дни на наземном транспорте работает порядка 250 контролеров.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Январь, февраль, март 2017 года 57 233 нарушения правил оплаты проезда на наземном транспорте

- из них 3602 раза пассажиры воспользовались чужой социальной картой

- остальные - безбилетники

Январь, февраль, март 2018 года - 50 000 нарушений правил оплаты проезда на наземном транспорте

- из них 1,5 тысячи пассажиров воспользовались чужой социальной картой

- остальные безбилетники

P.S. В ГКУ «Организатор перевозок» объясняют такую статистику тем, что с отменой турникетов на маршрутах общественного транспорта усилили работу инспекторов-контролеров. Их штат, а также количество валидаторов постоянно растет.

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Павел КЛОКОВ

 
Читайте также